Слайд 1Путешествие
В ЛИТЕРАТУРУ XX ВЕКА
Слайд 3Какова настоящая фамилия
А.С. Грина?
1
Гриневский
Слайд 4Феерия А.Грина «Алые паруса»
Феерия – жанр литературы
(франц. feerie, от fee – фея, волшебница)
1. Театрализованное представление, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами.
2. Волшебное, сказочное зрелище.
Слайд 6Как звали мать Ассоль?
5
а) Бетси
б) Мери
в) Лилиан
Слайд 7От какой болезни скончалась жена Лонгрена?
6
а) от воспаления легких
б) от бронхита
в)
от простуды
Слайд 8Что изготавливал для продажи отец Ассоль, «чтобы жить в рамках умеренной
экономии»?
9
а) веники
б) посуду
в) игрушки
Слайд 10Какие чувства
ты испытывал(а),
когда читал(а)
феерию А.С. Грина
«Алые паруса»?
3
Слайд 12Настя
«…Она вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по
трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Слайд 13Митраша
«Он был моложе сестры на два года. Ему было
всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
Слайд 14Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения:
а) повесть;
б) сказка;
в)
сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нём идет :
а) о богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
Слайд 154. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения
к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
а) Митраши и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
Слайд 1612. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные
свечи великого храма природы» - автор употребил:
а) антитезу;
б) аллегорию;
в) сравнение.
13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
Слайд 1710. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
а) принципа
«Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
Слайд 1814. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный
над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) гипербола.
15. В отрывке : « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола;
б) олицетворение;
в) метафора.
Слайд 20
Виктор
Петрович
Астафьев
Родился
в селе Овсянка
Красноярского края
1 мая 1924 года
Слайд 21В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала
привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод , а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки.
Пряник этот : «белый-белый ; А грива у него розовая, хвост розовый , глаза розовые , копыта
тоже розовые .»
Если у кого-то появлялся такой пряник , то остальные сразу начинали уважать , подлизываться, почести оказывать , чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.
Слайд 22***
Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера:
обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.
Слайд 23
1. Как зовут бабушку героя?
а) Михайлова;
б) Николаевна;
в) Петровна.
2. Что просил
шантажом у главного героя его лучший друг?
а) калач;
б) булку;
в) шаньга.
3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?
а) Алёша;
б) Миша;
в) Коля.
4. Что произошло с матерью героя?
а) Она утонула;
б) Её сбила машина.
5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?
а) Васяна;
б) Петровна;
в) Феня.
6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?
а) корзинка;
б) ведерко;
в) туесок.
Слайд 24Валентин Распутин.
Родился в 1937 году..
Является продолжателем традиций русской классической прозы с
точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе.
Главные слова в его творчестве – совесть и память.
Слайд 25Характеристика главных героев:
Мальчик.
Учительница французского языка – Лидия Михайловна.
Слайд 26Характеристика мальчика (черты его характера):
нравственная стойкость;
жажда знаний;
чувство собственного достоинства.
Слайд 27Характеристика учителя:
- «учительница..
загадочного французского языка;»
- умная и красивая;
- «особенное какое-то сказочное существо…»
- «человек необыкновенный, не похожий на всех остальных.»
Слайд 28Черты характера
Лидии Михайловны:
чувство собственного достоинства;
доброта;
смелость;
милосердие;
чуткость;
щедрость;
отзывчивость.
Слайд 30Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938
г. отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем.
Слайд 32
Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом?
С какой целью учитель рассказывает
о подвигах Геракла?
Кто такой Геракл? Во имя чего он совершал подвиги?
Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.
Слайд 33
По мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка,
которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. Писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?
Слайд 34Синквейн к рассказам
Доброта
Душевная,
искренняя
Направляет, наставляет, учит.
Доброе отношение к людям –
смысл жизни.