Презентация, доклад по литературе на тему Природа и человек в лирике С.А.Есенина (11 класс)

Содержание

«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…» (Природа и человек в лирике С.А.Есенина)Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людямИ ко всему другому на земле,Что мы с тобой

Слайд 1 Урок литературы

в 11 классе по творчеству С.А.Есенина

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаврилово-Посадская средняя школа №2»
Жерелова Жанна Вячеславовна

Урок литературы

Слайд 2«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…» (Природа и

человек в лирике С.А.Есенина)

Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
Е. Евтушенко


«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…» (Природа и человек в лирике С.А.Есенина)Есенин, дай

Слайд 3Цель урока:
Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших

аспектов;
Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Цель урока:Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов;Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа

Слайд 4
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины

– основное в моём творчестве.
С. Есенин
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.

Слайд 5Проверка домашнего задания
Выписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение

к природе и её обитателям.


Ответить на вопрос: каков общий пафос этих строк?
Проверка домашнего заданияВыписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение к природе и её обитателям.Ответить на

Слайд 6Ключевые цитаты
«Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»

«Так хочется к

телу прижать //Обнажённые груди берёз»

«Буду петь, буду петь, буду петь!//Не обижу ни козы, ни зайца»

«Для зверей приятель я хороший,//Каждый стих мой душу зверя лечит»
«И зверьё, как братьев наших меньших,//Никогда не бил по голове»
Ключевые цитаты«Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»«Так хочется к телу прижать //Обнажённые груди берёз»«Буду петь,

Слайд 7«…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…»
Романтик и

лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви…
М.Горький
«…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…»Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса,

Слайд 8Работа в группах
Первая группа.
Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой

« природы:
«Там, где капустные грядки…»
«Сохнет стаявшая глина…»
«За тёмной прядью перелесиц…»
«Зелёная причёска…»
«Пороша»
«Клён»
«Берёза»
«Сыплет черёмуха снегом»
«Топи да болота»

В чём заключаются особенности есенинского пейзажа?

Каковы приёмы изображения природного мира?



Работа в группахПервая группа.Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой « природы:«Там, где капустные грядки…»«Сохнет стаявшая

Слайд 9Основные черты природного мира в лирике Есенина
*Природное бытие как божественное литургическое

действо («А степь над пологом зелёным //Кадит черёмуховый дым»);
*взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягнёночек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве»);
*Движение как основной признак природного бытия («И кажется с тропы далёкой - // Вода качает берега);
*Чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);
*Уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке //Зелёное вымя сосёт»);
«Очеловечивание» природы («Словно белою косынкой //Подвязалася сосна»);
*Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?»)


Основные черты природного мира в лирике Есенина*Природное бытие как божественное литургическое действо («А степь над пологом зелёным

Слайд 10Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста?
Персонификация

Различные виды метафор

Развёрнутые

сравнения

Цветовые эпитеты

Элементы звукописи
Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста?ПерсонификацияРазличные виды метафорРазвёрнутые сравненияЦветовые эпитетыЭлементы звукописи

Слайд 11Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных
«Корова»
«Лисица»
«Песнь о собаке»
«По лесу

леший кричит на сову…»

В чём своеобразие есенинских стихов о животных?




Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных   «Корова»«Лисица»«Песнь о собаке»«По лесу леший кричит на

Слайд 12Своеобразие есенинских стихов о животных- в соединении «крестьянских» и общефилософских мотивов


Наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха и чудится ей://Колет острогой охотник детей»);
Восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи//Золотыми звёздами в снег»);
Противопоставление животной кротости жестокому миру людей («Бил её выгонщик грубый//на перегонных полях») – «Корова»;
Образная передача состояния животного («Жёлтый хвост упал в метель пожаром,//На губах – как прелая морковь» - «Лисица»).


Своеобразие есенинских стихов о животных- в соединении «крестьянских» и общефилософских мотивов  Наделение животных внутренними качествами и

Слайд 13Приёмы изображения мира животных
Это особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.

Тяжёлый

сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки , боль лисицы – всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью.

Для Есенина животное – живая душа, сотворённая по образу и подобию души человеческой!
Поэтому наименование животного, вынесенное в заглавие, в тексте стихотворения заменяется личным местоимением 3-его лица.

Любовь Есенина к живой природе не столько дань «крестьянскому» мировидению, сколько свидетельство глубины и особой чуткости есенинского дара.




Приёмы изображения мира животныхЭто особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и

Слайд 14Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы?
Стихотворение «Я – пастух, мои

палаты…» даёт ответ на этот вопрос.
Образ пастуха, хозяина зелёных хором, с которым коровы говорят «на кивливом языке», - сродни святому чудотворцу Миколе, берущему зверей и птиц под своё покровительство. («Всем есть место, всем есть логов.//Открывай, земля, им грудь!» – «Микола»).

Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы?Стихотворение «Я – пастух, мои палаты…» даёт ответ на этот вопрос.Образ

Слайд 15Есенинская концепция мира: «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек!»


Единство

человека и природы

Ответственность «старшего брата» за всё живое на земле
Есенинская концепция мира:  «Я думаю:  Как прекрасна  Земля И на ней человек!»Единство человека и

Слайд 16«Шапки долой – Россия! Есенина поют»
… И не жалость – мало

жил,
И не горечь – мало дал,-
Много жил, кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.
М.Цветаева
«Шапки долой – Россия! Есенина поют» … И не жалость – мало жил,И не горечь – мало

Слайд 17Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта. Ю.Бондарев

Быть поэтом

– это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.Есенин


Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта.  Ю.БондаревБыть поэтом – это значит тоже,Если правды жизни

Слайд 18Дайте Родину мою!

Дайте Родину мою!

Слайд 19Итоги


В чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке?

(С.Есенин

«очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в ней, используя такие художественные приёмы, как персонификация, олицетворение, метафора).



ИтогиВ чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке? (С.Есенин «очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в

Слайд 20Домашнее задание
Прочитать стихи С.Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная!..»,


«Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
«Мы теперь уходим понемногу...»,
«Письмо матери»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...»,
«Русь Советская»,
«Сорокоуст»,
«Письмо к женщине»,
«Я покинул родимый дом...»,
«Неуютная жидкая лунность...».
Проследить эволюцию образа Родины в лирике Есенина.

2)Выполнить сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тёсаные дроги»

Домашнее задание Прочитать стихи С.Есенина   «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть