Презентация, доклад по литературе на тему Природа и человек в лирике С.А.Есенина (11 класс)

Презентация по литературе на тему Природа и человек в лирике С.А.Есенина (11 класс), предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 20 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Урок литературы
Текст слайда:

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А.Есенина

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаврилово-Посадская средняя школа №2»
Жерелова Жанна Вячеславовна


Слайд 2
«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…» (Природа и человек в лирике С.А.Есенина)Есенин, дай
Текст слайда:

«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…» (Природа и человек в лирике С.А.Есенина)

Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
Е. Евтушенко



Слайд 3
Цель урока:Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов;Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа
Текст слайда:

Цель урока:

Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов;
Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.


Слайд 4
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.
Текст слайда:


Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С. Есенин


Слайд 5
Проверка домашнего заданияВыписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение к природе и её обитателям.Ответить на
Текст слайда:

Проверка домашнего задания

Выписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение к природе и её обитателям.


Ответить на вопрос: каков общий пафос этих строк?


Слайд 6
Ключевые цитаты«Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»«Так хочется к телу прижать //Обнажённые груди берёз»«Буду петь,
Текст слайда:

Ключевые цитаты

«Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»

«Так хочется к телу прижать //Обнажённые груди берёз»

«Буду петь, буду петь, буду петь!//Не обижу ни козы, ни зайца»

«Для зверей приятель я хороший,//Каждый стих мой душу зверя лечит»
«И зверьё, как братьев наших меньших,//Никогда не бил по голове»


Слайд 7
«…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…»Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса,
Текст слайда:

«…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…»

Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви…
М.Горький


Слайд 8
Работа в группахПервая группа.Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой « природы:«Там, где капустные грядки…»«Сохнет стаявшая
Текст слайда:

Работа в группах

Первая группа.
Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой « природы:
«Там, где капустные грядки…»
«Сохнет стаявшая глина…»
«За тёмной прядью перелесиц…»
«Зелёная причёска…»
«Пороша»
«Клён»
«Берёза»
«Сыплет черёмуха снегом»
«Топи да болота»

В чём заключаются особенности есенинского пейзажа?

Каковы приёмы изображения природного мира?




Слайд 9
Основные черты природного мира в лирике Есенина*Природное бытие как божественное литургическое действо («А степь над пологом зелёным
Текст слайда:

Основные черты природного мира в лирике Есенина

*Природное бытие как божественное литургическое действо («А степь над пологом зелёным //Кадит черёмуховый дым»);
*взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягнёночек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве»);
*Движение как основной признак природного бытия («И кажется с тропы далёкой - // Вода качает берега);
*Чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);
*Уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке //Зелёное вымя сосёт»);
«Очеловечивание» природы («Словно белою косынкой //Подвязалася сосна»);
*Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?»)



Слайд 10
Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста?ПерсонификацияРазличные виды метафорРазвёрнутые сравненияЦветовые эпитетыЭлементы звукописи
Текст слайда:

Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста?

Персонификация

Различные виды метафор

Развёрнутые сравнения

Цветовые эпитеты

Элементы звукописи


Слайд 11
Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных   «Корова»«Лисица»«Песнь о собаке»«По лесу леший кричит на
Текст слайда:

Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных

«Корова»
«Лисица»
«Песнь о собаке»
«По лесу леший кричит на сову…»

В чём своеобразие есенинских стихов о животных?





Слайд 12
Своеобразие есенинских стихов о животных- в соединении «крестьянских» и общефилософских мотивов  Наделение животных внутренними качествами и
Текст слайда:

Своеобразие есенинских стихов о животных- в соединении «крестьянских» и общефилософских мотивов

Наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха и чудится ей://Колет острогой охотник детей»);
Восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи//Золотыми звёздами в снег»);
Противопоставление животной кротости жестокому миру людей («Бил её выгонщик грубый//на перегонных полях») – «Корова»;
Образная передача состояния животного («Жёлтый хвост упал в метель пожаром,//На губах – как прелая морковь» - «Лисица»).



Слайд 13
Приёмы изображения мира животныхЭто особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и
Текст слайда:

Приёмы изображения мира животных

Это особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.

Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки , боль лисицы – всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью.

Для Есенина животное – живая душа, сотворённая по образу и подобию души человеческой!
Поэтому наименование животного, вынесенное в заглавие, в тексте стихотворения заменяется личным местоимением 3-его лица.

Любовь Есенина к живой природе не столько дань «крестьянскому» мировидению, сколько свидетельство глубины и особой чуткости есенинского дара.





Слайд 14
Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы?Стихотворение «Я – пастух, мои палаты…» даёт ответ на этот вопрос.Образ
Текст слайда:

Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы?

Стихотворение «Я – пастух, мои палаты…» даёт ответ на этот вопрос.
Образ пастуха, хозяина зелёных хором, с которым коровы говорят «на кивливом языке», - сродни святому чудотворцу Миколе, берущему зверей и птиц под своё покровительство. («Всем есть место, всем есть логов.//Открывай, земля, им грудь!» – «Микола»).


Слайд 15
Есенинская концепция мира:  «Я думаю:  Как прекрасна  Земля И на ней человек!»Единство человека и
Текст слайда:

Есенинская концепция мира: «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек!»



Единство человека и природы

Ответственность «старшего брата» за всё живое на земле


Слайд 16
«Шапки долой – Россия! Есенина поют» … И не жалость – мало жил,И не горечь – мало
Текст слайда:

«Шапки долой – Россия! Есенина поют»

… И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал,-
Много жил, кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.
М.Цветаева


Слайд 17
Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта.  Ю.БондаревБыть поэтом – это значит тоже,Если правды жизни
Текст слайда:

Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта. Ю.Бондарев


Быть поэтом – это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.Есенин



Слайд 18
Дайте Родину мою!
Текст слайда:

Дайте Родину мою!


Слайд 19
ИтогиВ чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке? (С.Есенин «очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в
Текст слайда:

Итоги



В чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке?

(С.Есенин «очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в ней, используя такие художественные приёмы, как персонификация, олицетворение, метафора).




Слайд 20
Домашнее задание Прочитать стихи С.Есенина   «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в
Текст слайда:

Домашнее задание

Прочитать стихи С.Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная!..»,
«Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
«Мы теперь уходим понемногу...»,
«Письмо матери»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...»,
«Русь Советская»,
«Сорокоуст»,
«Письмо к женщине»,
«Я покинул родимый дом...»,
«Неуютная жидкая лунность...».
Проследить эволюцию образа Родины в лирике Есенина.

2)Выполнить сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тёсаные дроги»


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть