Слайд 1 Урок литературы
в 11 классе
по творчеству С.А.Есенина
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаврилово-Посадская средняя школа №2»
Жерелова Жанна Вячеславовна
Слайд 2«Я ещё никогда бережливо // Так не слушал родимую плоть…»
(Природа и
человек в лирике С.А.Есенина)
Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
Е. Евтушенко
Слайд 3Цель урока:
Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших
аспектов;
Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Слайд 4
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины
– основное в моём творчестве.
С. Есенин
Слайд 5Проверка домашнего задания
Выписать цитаты из стихотворений Сергея Есенина, характеризующие его отношение
к природе и её обитателям.
Ответить на вопрос: каков общий пафос этих строк?
Слайд 6Ключевые цитаты
«Всё встречаю, всё приемлю,//Рад и счастлив душу вынуть»
«Так хочется к
телу прижать //Обнажённые груди берёз»
«Буду петь, буду петь, буду петь!//Не обижу ни козы, ни зайца»
«Для зверей приятель я хороший,//Каждый стих мой душу зверя лечит»
«И зверьё, как братьев наших меньших,//Никогда не бил по голове»
Слайд 7«…Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу…»
Романтик и
лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви…
М.Горький
Слайд 8Работа в группах
Первая группа.
Чтение и анализ стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой
« природы:
«Там, где капустные грядки…»
«Сохнет стаявшая глина…»
«За тёмной прядью перелесиц…»
«Зелёная причёска…»
«Пороша»
«Клён»
«Берёза»
«Сыплет черёмуха снегом»
«Топи да болота»
В чём заключаются особенности есенинского пейзажа?
Каковы приёмы изображения природного мира?
Слайд 9Основные черты природного мира в лирике Есенина
*Природное бытие как божественное литургическое
действо («А степь над пологом зелёным //Кадит черёмуховый дым»);
*взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягнёночек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве»);
*Движение как основной признак природного бытия («И кажется с тропы далёкой - // Вода качает берега);
*Чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»);
*Уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке //Зелёное вымя сосёт»);
«Очеловечивание» природы («Словно белою косынкой //Подвязалася сосна»);
*Диалогическая «обратная связь» между человеком и природой («О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?»)
Слайд 10Какова роль различных художественных приёмов в структуре есенинского текста?
Персонификация
Различные виды метафор
Развёрнутые
сравнения
Цветовые эпитеты
Элементы звукописи
Слайд 11Вторая группа. Чтение и анализ стихотворений о животных
«Корова»
«Лисица»
«Песнь о собаке»
«По лесу
леший кричит на сову…»
В чём своеобразие есенинских стихов о животных?
Слайд 12Своеобразие есенинских стихов о животных- в соединении «крестьянских» и общефилософских мотивов
Наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха и чудится ей://Колет острогой охотник детей»);
Восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи//Золотыми звёздами в снег»);
Противопоставление животной кротости жестокому миру людей («Бил её выгонщик грубый//на перегонных полях») – «Корова»;
Образная передача состояния животного («Жёлтый хвост упал в метель пожаром,//На губах – как прелая морковь» - «Лисица»).
Слайд 13Приёмы изображения мира животных
Это особая , исполненная подлинного драматизма сфера бытия.
Тяжёлый
сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки , боль лисицы – всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью.
Для Есенина животное – живая душа, сотворённая по образу и подобию души человеческой!
Поэтому наименование животного, вынесенное в заглавие, в тексте стихотворения заменяется личным местоимением 3-его лица.
Любовь Есенина к живой природе не столько дань «крестьянскому» мировидению, сколько свидетельство глубины и особой чуткости есенинского дара.
Слайд 14Какова есенинская формула взаимоотношений человека и природы?
Стихотворение «Я – пастух, мои
палаты…» даёт ответ на этот вопрос.
Образ пастуха, хозяина зелёных хором, с которым коровы говорят «на кивливом языке», - сродни святому чудотворцу Миколе, берущему зверей и птиц под своё покровительство. («Всем есть место, всем есть логов.//Открывай, земля, им грудь!» – «Микола»).
Слайд 15Есенинская концепция мира:
«Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!»
Единство
человека и природы
Ответственность «старшего брата» за всё живое на земле
Слайд 16«Шапки долой – Россия!
Есенина поют»
… И не жалость – мало
жил,
И не горечь – мало дал,-
Много жил, кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал.
М.Цветаева
Слайд 17Никому не уйти из-под очаровывающей власти его таланта. Ю.Бондарев
Быть поэтом
– это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.Есенин
Слайд 19Итоги
В чём особенность стихотворений Сергея Есенина о природе и человеке?
(С.Есенин
«очеловечивает» природу, а человека «растворяет» в ней, используя такие художественные приёмы, как персонификация, олицетворение, метафора).
Слайд 20Домашнее задание
Прочитать стихи С.Есенина
«Гой ты, Русь, моя родная!..»,
«Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
«Мы теперь уходим понемногу...»,
«Письмо матери»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...»,
«Русь Советская»,
«Сорокоуст»,
«Письмо к женщине»,
«Я покинул родимый дом...»,
«Неуютная жидкая лунность...».
Проследить эволюцию образа Родины в лирике Есенина.
2)Выполнить сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тёсаные дроги»