Слайд 1Поэзия «Серебряного века»
Символизм
А. Блок
Слайд 2Символизм – это…
литературное направление (течение) конца ХIX - начала ХХ века.
Сформировалось во Франции в 1880–1890 и получило широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв.
Слайд 3Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
Центральное место отводится символу*
Преобладает
стремление к высшему идеалу
Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковский, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г
Слайд 4Символ для символистов – это..
это общепонятный знак. От реалистического образа он
отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.
Слайд 5
Символистов делят на старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3.
Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др. дебютировали в 1900-е г.)
Слайд 6Три периода творческого пути А. Блока
Свое творчество А.Блок рассматривал как «трилогию
вочеловечивания» – движение от музыки мистики – 1900-1903 гг.-(в Стихах о Прекрасной Даме), к антимистистическому – 1904-1907 гг.- (в Пузырях земли, Городе, Снежной маске, Страшном мире) к «элементарной простоте» человеческих переживаний – 1908-1921 гг. - (Соловьиный сад, Родина, Возмездие).
Слайд 7Символизм А. Блока
В своей поэзии А.Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета,
предметы, звучания, действия – все символично в поэзии Блока. Так «желтые окна», «желтые фонари», «желтая заря» символизируют пошлость повседневности, синие, лиловые тона («синий плащ», «синий, синий, синий взор») – крушение идеала, измену, Незнакомка – неведомую, незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины, аптека – последний приют самоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказывалась в аптеках – кареты «Скорой помощи» появились позднее).
Слайд 8«Как тяжело ходить среди людей…» (1910 г)
Там человек сгорел (А.Фет)
Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!
Слайд 9Анализ стихотворения
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла
из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, сгорев.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.