Презентация, доклад по литературе на тему Поэтика стихотворений В.В.Маяковского

Содержание

В.В.Маяковский, как всякий большой поэт, выше школ и течений, к которым принадлежал в начале творческого пути (футуризм, ЛЕФ)

Слайд 1
Художественный мир поэзии

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Художественный мир поэзии В.В.МАЯКОВСКИЙ

Слайд 2В.В.Маяковский, как всякий большой поэт, выше школ и течений, к которым

принадлежал в начале творческого пути (футуризм, ЛЕФ)

В.В.Маяковский, как всякий большой поэт, выше школ и течений, к которым принадлежал в начале творческого пути (футуризм,

Слайд 4 Отказ от традиционных для русской поэзии силлабо-тонических размеров (ямб, хорей…)

– одна из особенностей поэтики футуристов

Отказ от традиционных для русской поэзии силлабо-тонических размеров (ямб, хорей…) – одна из особенностей поэтики футуристов

Слайд 5 Хорей – двусложный размер с ударением на первый слог /_

(Анна)
Ямб – двусложный размер с ударением на второй слог _ / (Иван)
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первый слог / _ _ (Аннушка)
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на второй слог _ / _ (Василий)
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третий слог _ _ / (Константин)


Хорей – двусложный размер с ударением на первый слог /_ (Анна) Ямб – двусложный размер с

Слайд 6 Маяковский и другие футуристы ввели в лит.обиход тонический акцентный
стих,

больше подходящий для декламации

Маяковский и другие футуристы ввели в лит.обиход тонический акцентный стих, больше подходящий для декламации

Слайд 7Акцентный стих 
основная форма тонического стихосложения; стих, 
в  котором урегулировано только число ударений в строке, а число  безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах 

естественных данных языка (в русском языке  обычно 0—4 слога).


Акцентный стих основная форма тонического стихосложения; стих, в  котором урегулировано только число ударений в строке, а число    безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах        естественных данных языка (в русском языке  обычно 0—4 слога).

Слайд 8Маяковский – яркий экспериментатор в области художественной формы:
- Запись стиха

лесенкой (от Гуро);
Принцип эпатажа (от Бурлюка);
- Необычные словообразования (от Бурлюка)


Маяковский – яркий экспериментатор в области художественной формы: - Запись стиха лесенкой (от Гуро); Принцип эпатажа (от

Слайд 9
Эпатаж – это нарушение всех общепринятых норм, переворачивание  представления о

нравственности, морали и эстетике.
Эпатаж – это нарушение всех общепринятых норм, переворачивание      представления о нравственности, морали и эстетике.

Слайд 10Наиболее интересные эксперименты связаны с рифмой: ни у кого из футуристов

нет такого многообразия рифм.
Наиболее интересные эксперименты связаны с рифмой: ни у кого из футуристов нет такого многообразия рифм.

Слайд 11В дальнейшей своей поэтической работе Маяковский применял три принципиально новых и

очень тонких приема рифмовки.
В дальнейшей своей поэтической работе Маяковский применял три принципиально новых и очень тонких приема рифмовки.

Слайд 12Первый тип может быть назван перекидной составной рифмой. В ней конец

строки рифмует с концом другой и с началом третьей:
Первый тип может быть назван перекидной составной рифмой. В ней конец строки рифмует с концом другой и

Слайд 13Теперь и мне на запад!
Буду идти и идти там,
пока не оплачут

твои глаза
под рубрикой
«убитые»
набранного петитом




Теперь и мне на запад!Буду идти и идти там,пока не оплачут твои глазапод рубрикой«убитые»набранного петитом

Слайд 14Второй тип - разнесенная рифма, в которой рифмуют начало и конец

одной строки с концом другой:
Второй тип - разнесенная рифма, в которой рифмуют начало и конец одной строки с концом другой:

Слайд 15Последний на штык насажен.
На?ш?и отходят на Ковно,
на сажень
человечьего мяса нашинковано
(«Война

и мир», 1916)

Последний на штык насажен.На?ш?и отходят на Ковно,на саженьчеловечьего мяса нашинковано («Война и мир», 1916)

Слайд 16Третий тип - спрятанная рифма, в которой начальное или срединное слово

одной строки рифмует с концом другой:
Третий тип - спрятанная рифма, в которой начальное или срединное слово одной строки рифмует с концом другой:

Слайд 17Раздражало вначале:
нет тебе
ни угла ни одного
ни чаю,
ни к чаю газет.
Постепенно вживался

небесам в уклад.
Выхожу с другими глазеть...
(«Человек», 1917)
Раздражало вначале:нет тебени угла ни одногони чаю,ни к чаю газет.Постепенно вживался небесам в уклад.Выхожу с другими глазеть...(«Человек»,

Слайд 18И наконец, возможны случаи совмещения двух принципов, например, перекидная и одновременно

спрятанная рифма:
И наконец, возможны случаи совмещения двух принципов, например, перекидная и одновременно спрятанная рифма:

Слайд 19Сразу -
люди,
лошади,
фонари,
дома
и моя казарма
толпами
по сто
ринулись на улицу.
Шагами ломаемая, звенит мостовая.
Уши крушит

невероятная поступь.
(«Революция», 1917)
Сразу -люди,лошади,фонари,домаи моя казарматолпамипо сторинулись на улицу.Шагами ломаемая, звенит мостовая.Уши крушит невероятная поступь.(«Революция», 1917)

Слайд 20В ранних стихах Маяковского мы встречаем чрезвычайно простые с формальной точки

зрения типы рифмы, например рифмовку слов одинаковых грамматических категорий (существительных в одинаковых падежах и др.):
В ранних стихах Маяковского мы встречаем чрезвычайно простые с формальной точки зрения типы рифмы, например рифмовку слов

Слайд 21Слезают слезы с крыши в трубы,
к руке реки чертя полоски,
а в

неба свисшиеся губы
воткнули каменные соски.
(«Кое-что про Петербург», 1913)
Слезают слезы с крыши в трубы,к руке реки чертя полоски,а в неба свисшиеся губывоткнули каменные соски.(«Кое-что про

Слайд 22Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
Полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
(«Вывескам», 1913).

Читайте железные книги!Под флейту золоченой буквыПолезут копченые сигии золотокудрые брюквы.(«Вывескам», 1913).

Слайд 23
Составные рифмы, впервые появившиеся в сборнике стихов «Я!», становятся одним из

основных признаков рифмовой системы Маяковского второго периода (в поэмах 1915-1917 гг.).
Составные рифмы, впервые появившиеся в сборнике стихов «Я!», становятся одним из основных признаков рифмовой системы Маяковского второго

Слайд 24В «легкой» (юмористической) французской поэзии XVIII в. существовала эхо-рифма (veres en

йcho), основанная на том, что вторая рифмующая строка состоит из одного слова, целиком входящего в первую рифму.
В «легкой» (юмористической) французской поэзии XVIII в. существовала эхо-рифма (veres en йcho), основанная на том, что вторая

Слайд 25Маяковский возродил эту форму, применив ее к стихам с агитационным заданием

(1920):
Маяковский возродил эту форму, применив ее к стихам с агитационным заданием (1920):

Слайд 26...Если Врангеля и пана добьем,
мир будет тогда?
Да!

...Если Врангеля и пана добьем,мир будет тогда?Да!

Слайд 27Маяковский с полным правом мог сказать в статье «Как делать стихи»

о своей системе рифм, что до него она «не употреблялась и в словаре рифм ее нет».



Маяковский с полным правом мог сказать в статье «Как делать стихи» о своей системе рифм, что до

Слайд 28Рифма Маяковского - всегда носитель смысла, поэтому она возможна только в

определенном контексте.
Рифма Маяковского - всегда носитель смысла, поэтому она возможна только в определенном контексте.

Слайд 29Маяковский не только не повторял чужие рифмы, но очень редко пользовался

дважды рифмами собственными.

Маяковский не только не повторял чужие рифмы, но очень редко пользовался дважды рифмами собственными.

Слайд 30Вот единичные исключения.
Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в

сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет же до ста расти - в старости»).
Вот единичные исключения.Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет

Слайд 31Вот единичные исключения.
Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в

сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет же до ста расти - в старости»).
Вот единичные исключения.Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет

Слайд 32Таким образом, можно отметить следующее:
1. В русской поэзии 19 века господствовала

точная рифма, что выражалось в буквальном совпадении всех звуков (а то и букв) в конце соотносимых строк.
Таким образом, можно отметить следующее:1. В русской поэзии 19 века господствовала точная рифма, что выражалось в буквальном

Слайд 33В качестве классического примера приведем рифменный ряд первой строфы из "Евгения

Онегина": "правил"- "заставил", "занемог"-"не мог", "наука"-"скука", "ночь"-"прочь", "коварство"-"лекарство", "забавлять"-"поправлять", "себя"-"тебя".
В качестве классического примера приведем рифменный ряд первой строфы из

Слайд 342. Маяковский раскрепостил русскую рифму, ввел в практику и дал все

права гражданства неточной рифме, построенной на приблизительном созвучии концов строк, вследствие чего стали возможны такие рифменные пары:
2. Маяковский раскрепостил русскую рифму, ввел в практику и дал все права гражданства неточной рифме, построенной на

Слайд 35помешанных-повешены, овеян-кофеен,

нужно-жемчужиной, сердца-тереться,
матери-неприятеле, по-детски-Кузнецкий, рота-кокоток, удержится-самодержца, трясется-солнце, полощет-площадь, ударенный-Дарвина, глаза-ихтиазавр...
помешанных-повешены,     овеян-кофеен,

Слайд 36Маяковский провел оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки. В статье «Как делать

стихи» он писал, что рифмовать можно не только концы строк, но и их начала точно так же, как можно рифмовать конец одной строки с началом следующей или одновременно концы первой и второй строк с последними словами третьей и четвертой...
Маяковский провел оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки. В статье «Как делать стихи» он писал, что рифмовать можно

Слайд 37
Автор не только утверждал, что виды рифмовки можно разнообразить до бесконечности,

но и представил в своем творчестве множество необычных и неожиданных способов рифмовки
Автор не только утверждал, что виды рифмовки можно разнообразить до бесконечности, но и представил в своем творчестве

Слайд 38
Презентацию подготовила
Волженская Лариса Петровна,
учитель МБОУ «СОШ
№ 61» г. Владивостока

Презентацию подготовилаВолженская Лариса Петровна, учитель МБОУ «СОШ № 61» г. Владивостока

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть