Слайд 1
Художественный мир поэзии
В.В.МАЯКОВСКИЙ
Слайд 2В.В.Маяковский, как всякий большой поэт, выше школ и течений, к которым
принадлежал в начале творческого пути (футуризм, ЛЕФ)
Слайд 4 Отказ от традиционных для русской поэзии силлабо-тонических размеров (ямб, хорей…)
– одна из особенностей поэтики футуристов
Слайд 5 Хорей – двусложный размер с ударением на первый слог /_
(Анна)
Ямб – двусложный размер с ударением на второй слог _ / (Иван)
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первый слог / _ _ (Аннушка)
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на второй слог _ / _ (Василий)
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третий слог _ _ / (Константин)
Слайд 6 Маяковский и другие футуристы ввели в лит.обиход тонический акцентный
стих,
больше подходящий для декламации
Слайд 7Акцентный стих
основная форма тонического стихосложения; стих,
в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах
естественных данных языка (в русском языке обычно 0—4 слога).
Слайд 8Маяковский – яркий экспериментатор в области художественной формы:
- Запись стиха
лесенкой (от Гуро);
Принцип эпатажа (от Бурлюка);
- Необычные словообразования (от Бурлюка)
Слайд 9
Эпатаж – это нарушение всех общепринятых норм, переворачивание представления о
нравственности, морали и эстетике.
Слайд 10Наиболее интересные эксперименты связаны с рифмой: ни у кого из футуристов
нет такого многообразия рифм.
Слайд 11В дальнейшей своей поэтической работе Маяковский применял три принципиально новых и
очень тонких приема рифмовки.
Слайд 12Первый тип может быть назван перекидной составной рифмой. В ней конец
строки рифмует с концом другой и с началом третьей:
Слайд 13Теперь и мне на запад!
Буду идти и идти там,
пока не оплачут
твои глаза
под рубрикой
«убитые»
набранного петитом
Слайд 14Второй тип - разнесенная рифма, в которой рифмуют начало и конец
одной строки с концом другой:
Слайд 15Последний на штык насажен.
На?ш?и отходят на Ковно,
на сажень
человечьего мяса нашинковано
(«Война
и мир», 1916)
Слайд 16Третий тип - спрятанная рифма, в которой начальное или срединное слово
одной строки рифмует с концом другой:
Слайд 17Раздражало вначале:
нет тебе
ни угла ни одного
ни чаю,
ни к чаю газет.
Постепенно вживался
небесам в уклад.
Выхожу с другими глазеть...
(«Человек», 1917)
Слайд 18И наконец, возможны случаи совмещения двух принципов, например, перекидная и одновременно
спрятанная рифма:
Слайд 19Сразу -
люди,
лошади,
фонари,
дома
и моя казарма
толпами
по сто
ринулись на улицу.
Шагами ломаемая, звенит мостовая.
Уши крушит
невероятная поступь.
(«Революция», 1917)
Слайд 20В ранних стихах Маяковского мы встречаем чрезвычайно простые с формальной точки
зрения типы рифмы, например рифмовку слов одинаковых грамматических категорий (существительных в одинаковых падежах и др.):
Слайд 21Слезают слезы с крыши в трубы,
к руке реки чертя полоски,
а в
неба свисшиеся губы
воткнули каменные соски.
(«Кое-что про Петербург», 1913)
Слайд 22Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
Полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
(«Вывескам», 1913).
Слайд 23
Составные рифмы, впервые появившиеся в сборнике стихов «Я!», становятся одним из
основных признаков рифмовой системы Маяковского второго периода (в поэмах 1915-1917 гг.).
Слайд 24В «легкой» (юмористической) французской поэзии XVIII в. существовала эхо-рифма (veres en
йcho), основанная на том, что вторая рифмующая строка состоит из одного слова, целиком входящего в первую рифму.
Слайд 25Маяковский возродил эту форму, применив ее к стихам с агитационным заданием
(1920):
Слайд 26...Если Врангеля и пана добьем,
мир будет тогда?
Да!
Слайд 27Маяковский с полным правом мог сказать в статье «Как делать стихи»
о своей системе рифм, что до него она «не употреблялась и в словаре рифм ее нет».
Слайд 28Рифма Маяковского - всегда носитель смысла, поэтому она возможна только в
определенном контексте.
Слайд 29Маяковский не только не повторял чужие рифмы, но очень редко пользовался
дважды рифмами собственными.
Слайд 30Вот единичные исключения.
Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в
сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет же до ста расти - в старости»).
Слайд 31Вот единичные исключения.
Знаменитые рифмы концовки «Хорошо!» в эмбриональном состоянии находятся в
сатирическом цикле «Маяковская галерея» («не лет же до ста расти - в старости»).
Слайд 32Таким образом, можно отметить следующее:
1. В русской поэзии 19 века господствовала
точная рифма, что выражалось в буквальном совпадении всех звуков (а то и букв) в конце соотносимых строк.
Слайд 33В качестве классического примера приведем рифменный ряд первой строфы из "Евгения
Онегина": "правил"- "заставил", "занемог"-"не мог", "наука"-"скука", "ночь"-"прочь", "коварство"-"лекарство", "забавлять"-"поправлять", "себя"-"тебя".
Слайд 342. Маяковский раскрепостил русскую рифму, ввел в практику и дал все
права гражданства неточной рифме, построенной на приблизительном созвучии концов строк, вследствие чего стали возможны такие рифменные пары:
Слайд 35помешанных-повешены, овеян-кофеен,
нужно-жемчужиной, сердца-тереться,
матери-неприятеле, по-детски-Кузнецкий, рота-кокоток, удержится-самодержца, трясется-солнце, полощет-площадь, ударенный-Дарвина, глаза-ихтиазавр...
Слайд 36Маяковский провел оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки. В статье «Как делать
стихи» он писал, что рифмовать можно не только концы строк, но и их начала точно так же, как можно рифмовать конец одной строки с началом следующей или одновременно концы первой и второй строк с последними словами третьей и четвертой...
Слайд 37
Автор не только утверждал, что виды рифмовки можно разнообразить до бесконечности,
но и представил в своем творчестве множество необычных и неожиданных способов рифмовки
Слайд 38
Презентацию подготовила
Волженская Лариса Петровна,
учитель МБОУ «СОШ
№ 61» г. Владивостока