Презентация, доклад по литературе на тему Поэма А. Блока Двенадцать

История создания поэмы8-28 января 1918 года – время создания поэмы. « Сегодня я – гений!»«…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и

Слайд 1Поэма А. Блока «Двенадцать»
Урок литературы в 11 классе
Учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ № 5 г. Суворова» Л.В. Новикова
Поэма А. Блока «Двенадцать»Урок литературы в 11 классеУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5 г.

Слайд 2История создания поэмы
8-28 января 1918 года – время создания поэмы. «

Сегодня я – гений!»

«…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». А . Блок

История создания поэмы8-28 января 1918 года – время создания поэмы. « Сегодня я – гений!»«…поэма написана в

Слайд 3А. Блок. « Интеллигенция и революция»
Дело художника, обязанность художника - видеть

то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".
   Что же задумано?
   Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
   Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
   Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
   Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их ' развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.
   Всё так.
 (…)  Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.

А. Блок. « Интеллигенция и революция»Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку,

Слайд 4Сюжет поэмы
В сюжете можно определить два плана. Первый - внешний:

зарисовки с петроградских улиц, постреволюционные реалии жизни города ( реалистический пласт), описание природной стихии как отражения стихии бунта ( символический пласт)
Кульминационный центр этой сюжетной линии – глава 6 – убийство Катьки

В поэме поднимается проблема отношения революции к жизни отдельного человека, проблема ценности человеческой личности, жертв, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

И идут без имени святого /Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, /Ничего не жаль..

Сюжет поэмы В сюжете можно определить два плана. Первый - внешний: зарисовки с петроградских улиц, постреволюционные реалии

Слайд 5Сюжет поэмы
Второй план - внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Мотив

ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство
Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава

Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов передают неразбериху, которая царила и на улице, и в умах.

Сюжет поэмы Второй план - внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы.

Слайд 6Основной конфликт поэмы

Основной конфликт поэмы

Слайд 7Музыка революции

Музыка революции

Слайд 8Герои поэмы
Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно.
Старушка, как курица, кой-как

переметнулась через сугроб…
Писатель –вития: «Предатели! Погибла Россия!»
« Что нынче невеселый, товарищ поп?"

сравнение

речь

оксюморон

Герои поэмы Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно.Старушка, как курица, кой-как переметнулась через сугроб…Писатель –вития: «Предатели! Погибла

Слайд 9Петька и Катька
Портрет Катьки нарисован подробно: зубки блещут жемчугом, Толстоморденькая, со

шрамом на шее и под грудью. Она носила модные серые гетры и шоколад «Миньон» «жрала»
Петька, ревнивый её воздыхатель, уже не с одним соперником вступал за неё в схватку. Один офицер «не ушел» от Петькиного ножа. Вот и сейчас он хочет отомстить Ваньке, но убивает Катьку.
Красноармейцы упрекают Петьку за то, что он расстроен гибелью возлюбленной: не время для любви
Петька и КатькаПортрет Катьки нарисован подробно: зубки блещут жемчугом, Толстоморденькая, со шрамом на шее и под грудью.

Слайд 10Двенадцать
В зубах-цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый

туз

Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем

Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней .Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».
С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию).

Двенадцать В зубах-цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый тузМы наш, мы новый мир построим,

Слайд 11Смысл названия
Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой

книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).
Смысл названияКаково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге

Слайд 12Роль финала

Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой

начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное.

В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных

М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции

Идея философа П. Флоренского основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он, как и Бог, может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим".

И. Глазунов. Христос и Антихрист

Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой»

Роль финала  Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России -

Слайд 13Источники
http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art018&year=2005& -numb=27- материалы урока
Репродукции картин И. Глазунова

Источники http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art018&year=2005& -numb=27- материалы урокаРепродукции картин И. Глазунова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть