Презентация, доклад по литературе на тему: Подготовка к сочинению Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина Станционный смотритель.

Содержание

Цели: Познакомить уч-ся с содержанием повести.Раскрыть понятие «маленький человек».Объяснить своеобразие повести Пушкина.Обучать анализу прозаического художественного произведения.Призвать уч-ся задуматься о важности почитания родителей, уважения к семейным ценностям, к личности человека; воспитывать умение признавать свои ошибки..

Слайд 1Двенадцатое декабря. Классная работа.
Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.

Двенадцатое декабря. Классная работа.Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.

Слайд 2Цели:
Познакомить уч-ся с содержанием повести.
Раскрыть понятие «маленький человек».
Объяснить своеобразие повести

Пушкина.
Обучать анализу прозаического художественного произведения.
Призвать уч-ся задуматься о важности почитания родителей, уважения к семейным ценностям, к личности человека; воспитывать умение признавать свои ошибки..

Цели: Познакомить уч-ся с содержанием повести.Раскрыть понятие «маленький человек».Объяснить своеобразие повести Пушкина.Обучать анализу прозаического художественного произведения.Призвать уч-ся

Слайд 3В «Повестях Белкина» Пушкин расширяет, демократизирует действительность. Наряду с картинами поместной

жизни ("Метель", "Барышня-крестьянка") перед нами развертывается быт армейского офицерства ("Выстрел"), городских ремесленников ("Гробовщик"), мелкого чиновничества ("Станционный смотритель") и, наконец, жизнь крепостного крестьянства ("История села Горюхина"). 

Если в "Арапе Петра Великого" Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в "Станционном смотрителе" он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в "Повестях Белкина", поистине "устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел "Станционный смотритель" в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачкина из "Шинели" Гоголя и всех тех "бедных людей", которые вскоре начинают заполнять страницы повестей и романов писателей "натуральной школы" — колыбели русского реализма второй половины XIX века. 

В «Повестях Белкина» Пушкин расширяет, демократизирует действительность. Наряду с картинами поместной жизни (

Слайд 4Продолжите предложения:
Станционный смотритель – это…
В его обязанности входит…
Станционный смотритель виноват в

том, что…
Никто и никогда не выражает смотрителю…
Между тем, у них много положительных черт: …
Продолжите предложения:Станционный смотритель – это…В его обязанности входит…Станционный смотритель виноват в том, что…Никто и никогда не выражает

Слайд 6История
Ивана Петровича Белкина, его биография, полностью вымышленная Пушкиным
"История села Горюхина" 
"Шинель"

Гоголя

«Дубровский»

Описание положения станционных смотрителей в России

Место действия и герой — Самсон Вырин.

Эти произведения логически связаны с повестью «Станционный смотритель»

«Деревня»

«Медный всадник»

История Ивана Петровича Белкина, его биография, полностью вымышленная Пушкиным

Слайд 7Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.
Наша задача – подготовиться к

сочинению по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Вот тема этого сочинения.

Объясним смысл формулировки темы.

Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.Наша задача – подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Станционный

Слайд 8А как это связать с понятием «философский»?
Значение слова Нравственность по словарю

Ушакова: НРАВСТВЕННОСТЬ  нравственности, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих 
поведение человека.
2. Поведение человека. 
3. Моральные свойства. 

Таким образом, нравственным мы считаем человека, который не нарушает норм правильной жизни, - иначе говоря, не нарушающего тех самых 10 заповедей.

Что значит «нравственность»,
«нравственный»?

Одно из значений этого слова:
Основной, содержащий в себе принципы отношения к жизни. 
Философия – это познание отношения человека и мира.

Значит, если наши мысли, поведение, поступки, становятся главным правилом, принципом всей нашей жизни, мы можем говорить о том, что нашли НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКУЮ ИДЕЮ своей жизни, то есть мы поняли, КАК надо жить, чтобы близкие не страдали от нашего отношения к ним.

Таким образом, в сочинении нам надо показать, какая нравственная идея заключается в повести и почему она должна стать нашей философией, что значит жить правильно, как должны дети относиться к родителям, чтобы не жалеть о содеянном и не раскаиваться в собственном равнодушии.

А как это связать с понятием «философский»?Значение слова Нравственность по словарю Ушакова: НРАВСТВЕННОСТЬ  нравственности, мн. нет, ж.

Слайд 9Восстановим сюжет повести.

Восстановим сюжет повести.

Слайд 10Размышления о станционных смотрителях.
1816 г. Описание станции. Встреча с Выриным и

Дуней.

1819 г. Вторая встреча с Самсоном Выриным.

Вырин рассказывает историю побега Дуни.

Минский на станции. Обман. Побег Дуни.

Вырин едет в Петербург. Встреча с Минским.

Размышления о станционных смотрителях.1816 г. Описание станции. Встреча с Выриным и Дуней.1819 г. Вторая встреча с Самсоном

Слайд 11Первый разговор с Минским. Обида, унижение.
Отчаяние Вырина. Минский на Литейной.
Первый

разговор с Минским.

Решение перехитрить Минского. Встреча с Дуней.

Изгнание Вырина. Возвращение и смерть.

Третье посещение станции рассказчиком.
Рассказ крестьянского мальчика о Дуне.

Первый разговор с Минским. Обида, унижение.Отчаяние Вырина. Минский на Литейной. Первый разговор с Минским.Решение перехитрить Минского. Встреча

Слайд 12Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что

произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Имя героя образовано от названия деревни и почтовой станции Выра
недалеко от Петербурга.

Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами

Слайд 13
Добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти же-ны не

женится вторично, не приводит мачеху, живет вдво-ем с Дуней, она становится смыслом его жизни. Пря-модушный, бесхитростный, он не видит кокетства дочери с проезжающими, не видит при-творства постояльца, задумав-шего увезти Дуню.

После бегства Дуни с ротмистром Минским Вырин не находит себе места, думая о дочери. Его пре-следуют мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атла-се да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабац-кою». Эти опасения понятны.
Вырин прилагает все усилия, что-бы спасти свою «заблудшую овеч-ку».
Он разыскивает Минского, умоляет вернуть ему дочь. 

Характеристика Самсона Вырина

Добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти же-ны не женится вторично, не приводит мачеху, живет

Слайд 14Ответьте на вопросы:

Кто такой «маленький человек»?
Только ли социальное положение определяет этот

термин?
Что ещё входит в это понятие?
Ответьте на вопросы:Кто такой «маленький человек»?Только ли социальное положение определяет этот термин?Что ещё входит в это понятие?

Слайд 16Ответьте на вопросы:

Какою вам показалась Дуня?
Чего не видит в ней отец?
Почему

он не замечает того, что мы сразу обнаружили в ней?
Почему характеристику Дуни Пушкин подаёт с точки зрения Самсона Вырина, её отца?
Ответьте на вопросы:Какою вам показалась Дуня?Чего не видит в ней отец?Почему он не замечает того, что мы

Слайд 17Как Минский появляется в повествовании?
Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал

новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъе-хала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутан-ный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. Путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таким сценам, выбежала из-за перегородки и ласко-во обратилась к проезжему: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление её произвело обычное действие. Гнев про-езжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв …шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, на-чал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать…
Как Минский появляется в повествовании?Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за

Слайд 18Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тот-час, не кормя,

запрягали их в кибитку проезжего; но, возвра-тясь, нашел он молодого человека лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать... Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С *** за лекарем. На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед.

Как Минский обманул Самсона Вырина?

Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тот-час, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но,

Слайд 19Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня

подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

Как Минский обманул Самсона Вырина?

Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем.

Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада.

Слайд 20Демутовъ трактиръ
Гостиница, построенная в 1723 г. Сам Пушкин жил в ней

какое-то время, а затем часто посещал своих приятелей, также живших там.
Демутовъ трактиръГостиница, построенная в 1723 г. Сам Пушкин жил в ней какое-то время, а затем часто посещал

Слайд 21Почему Самсон Вырин отправляется к Минскому?
Военный лакей объявил, что барин по-чивает

и прежде 11 часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, надобно?» — спросил он. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес: «Ваше высо-коблагородие!.. Сделайте такую божескую милость!..» «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик, — что с возу упало, то пропало; отдайте мне бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну».

Скуфья – монашеская шапочка. Почему Минский,
далеко не святой,
носит скуфью?
Значимая ли это деталь?

Почему Самсон Вырин отправляется к Минскому?Военный лакей объявил, что барин по-чивает и прежде 11 часов не принимает

Слайд 22Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел

в кабинет и запер за собою дверь….
«Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

В чём противоречивость личности Минского?

Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою

Слайд 23Ответьте на вопросы:
Какое впечатление произвёл на вас Минский в другой обстановке?
Находите

ли вы ему оправдание?
Какие аргументы приводят они, доказывая, кому должна принадлежать Дуня?
Как вы оцениваете поведение и состояние Самсона Вырина?
Ответьте на вопросы:Какое впечатление произвёл на вас Минский в другой обстановке?Находите ли вы ему оправдание?Какие аргументы приводят

Слайд 24Прочитать фрагмент от слов:

«В этот самый день, вечером, шел он по

Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? — спросил он, — не Минского ли?» …
Прочитать фрагмент от слов:«В этот самый день, вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих.

Слайд 25Ответьте на вопросы:

Каков Минский теперь?
Почему Дуня упала в обморок, а не

на колени, прося прощения у отца?

Ответьте на вопросы:Каков Минский теперь?Почему Дуня упала в обморок, а не на колени, прося прощения у отца?

Слайд 26Обман. Минский  обманул Вырина и Дуню, сказав, что внезапно заболел. Вырин

наивен и глуп.
Тревога. Тревога нарастает на протяжении всего эпизода. Отец очень волнуется, переживает  за дочь.  Тревога усиливается, когда он не находит Дуняшу в церкви. Дуняша не столь проста и открыта.
Унижение. Минский бесцеремонно выталкивает Вырина из дома, таким образом, унизив его. Но разве Дуня не могла остановить его?
Раскаяние. Слишком поздно пришло к Дуне раскаяние. Она плачет на могиле отца. Прощения от отца ей нет?..

Нравственно-эмоциональная оценка ситуации

Обман. Минский  обманул Вырина и Дуню, сказав, что внезапно заболел. Вырин наивен и глуп.Тревога. Тревога нарастает на

Слайд 27Почему в самом начале повести мы «видим» в комнатке Вырина картинки

с изображением притчи о блудном сыне?

…И тогда повторю вопрос:
Как отнёсся бы Самсон Вырин к своей дочери, если бы она вовремя посетила его? Простил бы он её? Как сложилась бы ег судьба?



Почему в самом начале повести мы «видим» в комнатке Вырина картинки с изображением притчи о блудном сыне?

Слайд 28Раскройте понятие «маленький человек».
В чём своеобразие повести Пушкина?
Почему так важно почитать

родителей, уважать семейные ценности, личность человека?
Почему в человеке необходимо воспитывать умение признавать свои ошибки?

ЗАДАНИЕ

Прочитайте мысли великих об отношении родителей и детей друг к другу.

Раскройте понятие «маленький человек».В чём своеобразие повести Пушкина?Почему так важно почитать родителей, уважать семейные ценности, личность человека?Почему

Слайд 29Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их.

Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро 

Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский 

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо 

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная,

Слайд 30Составьте сравнительное описание Самсона Вырина в двух эпизодах повести: в 1816

году, когда мы впервые увидели его, и в 1819, через 3 года, когда он остался без дочери.
Составьте сравнительное описание Самсона Вырина в двух эпизодах повести: в 1816 году, когда мы впервые увидели его,

Слайд 31ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
О чём эта повесть? Чему она учит нас?
- Дать письменный

ответ на эти вопросы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:О чём эта повесть? Чему она учит нас?- Дать письменный ответ на эти вопросы.

Слайд 32Написать сочинение на тему:
«Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Примерный

план.
Вступление. Какое место в русской литературе 19 века занимает тема «маленького человека»? Кто из писателей в своём творчестве затрагивал эту тему? (2-3 предложения).
Основная часть.
А) Почему А.С. Пушкин сделал своим героем простого смотрителя? (2-3 предл.).
Б) Почему автор «сталкивает» в своем произведении гусарского ротмистра и чиновника 14 класса? (3 предл.).
В) В чём заключается смысл поведения Дуни; почему она не посчиталась с чувствами отца? Какие ошибки допустил Вырин в воспитании дочери? (4 предл.).
Г) Какую роль играют в повести картинки с изображением сюжета притчи о блудном сыне, украшающие комнату Вырина? Какую мысль выражает эта деталь? (4-5 предл.).
3. Заключение. Какая нравственно-философская идея кроется в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? (3 предл.).
Написать сочинение на тему: «Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».Примерный план.  Вступление. Какое место в

Слайд 33Музей Станционного смотрителя
в Выре

Музей Станционного смотрителяв Выре

Слайд 34Сними с себя завесу. Седая старина! Да возвещу я внукам Что ты откроешь мне.
Я

вижу чисто поле; Вдали ж передо мной Чернеет колокольня И вьется дым из труб.
Но кто вдоль по дороге, Под шляпой в колпаке, Трях, трях, а инде рысью, На старом рыжаке,
В изодранном колете, С котомкой в тороках?

Палаш его тяжелый, Тащась, чертит песок.
Кто это? — Бывший вахмистр Шешминского полку, Отставку получивший Чрез двадцать службы лет.
Уж он в версте, не боле, От родины своей;
Все жилки в нем взыграли И сердце расцвело!
Как будто в мир волшебный Он ведьмой занесен; Всё, всё его прельщает, В восторг приводит дух.

И воздух будто чище, И травка зеленей, И солнышко светлее На родине его.
«Узнает ли Груняша? —  Ворчал он про себя, —  Когда мы расставались, Я был еще румян!
Ступай, рыжак, проворней!»   И шпорою кольнул; Ретивый конь пустился, Как из лука стрела.
Уж витязь наш проехал Околицу с гумном — 

И вот уж он въезжает На свой господский двор.
Но что он в нем находит? Его ль жилище то? Весь двор заглох в крапиве! Не видно никого!
Лубки прибиты к окнам, И на дверях запор; Всё тихо! лишь на кровле Мяучит тощий кот.
Он с лошади слезает, Идет и в дверь стучит —  Никто не отвечает! Лишь в щелку ветр свистит.

Заныло веще сердце, И дрожь его взяла; Побрел он, как сиротка, Нахохляся, назад.
Но робкими ногами Спустился лишь с крыльца, Холоп его усердный Представился ему.
Друг друга вмиг узнали —  И тот и тот завыл.

КАРИКАТУРА. И. Дмитриев.

Терентьич продолжает: «Хозяюшка твоя Жива иль нет, бог знает! Да здесь ее уж нет!
Пришло тебе, боярин, Всю правду объявить: Попутал грех лукавый Хозяюшку твою.
Она держала пристань Недобрым молодцам;

«Терентьич! где хозяйка?» —  Помещик вопросил,
«Охти, охти, боярин! —  Ответствовал старик,—  Охти!» — и, скорчась, слезы Утер своей полой.
«Конечно, в доме худо! —  Мой витязь возопил. —  Скажи, не дай томиться: Жива иль нет жена?»

Что делать? Как ни больно... Но вечно ли тужить? Несчастный муж, поплакав, Женился на другой.
Сей витязь и поныне, Друзья, еще живет; Три года, как в округе Он земским был судьей.
1791

Один из них поиман И на нее донес.
Тотчас ее схватили И в город увезли;
Что ж с нею учинили, Узнать мы не могли.
Вот пятый год в исходе,   Охти нам! — как об ней Ни слуха нет, ни духа,  Как канула на дно».

Сними с себя завесу. Седая старина! Да возвещу я внукам Что ты откроешь мне.Я вижу чисто поле;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть