Слайд 1Петербург Достоевского
(Урок – исследование по роману «Преступление и наказание»
«Редко где найдется
столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге».
Свидригайлов
Слайд 2
Цель урока: показать особенности изображения Петербурга Достоевским в ро-мане «Преступление и
наказание» как одну из важнейших причин конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у учащихся умение анализировать художественный текст; показать, какую власть над человеком может иметь социальная среда посредством изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
• формировать предметные компетенции: самостоятельную познавательную активность, навыки работы с большими объемами информации, умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
• формировать компетенции познавательной деятельности: проблемные ситуации – их создание и разрешение, проводить исследование.
Развивающие:
• развивать коммуникативные компетенции:
умение высказывать свое мнение, принимать мнения товарищей;
умение обобщать, сравнивать, сопоставлять;
умение анализировать текст;
Воспитательные:
• способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам.
Слайд 3Петербург в литературе
Было два Петербурга.
Один - город, созданный
руками гениальных
архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых садов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...”
Слайд 4Ф.М. Достоевский
. Дома и подворотни, лестницы и переулки изображены с такой
поразительной убедительностью, что кажутся срисованными с натуры.
Людей давит теснота дворов – колодцев, подворотен, переулков. Атмосфера раздражения и злобы охватывает многих. Петербург – не просто фон, на котором разворачивается события, а своеобразное «действующее лицо», который словно вмешивается в судьбы персонажей -город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи.
К. Васильев. Портрет Ф.М.Достоевского
Слайд 5
Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское
слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем,
Слайд 6Дом Раскольникова
В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во
внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».
Столярный переулок, угол М. Мещанской.
Бывш. дом Шиля. Пр. Майорова,1969 г.
Слайд 7
Какую информацию даёт нам автор в первой фразе романа?
«В начале
июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.»
Слайд 8
Время действия-
лето, очень жарко, вечер;
возраст героя-
молодой человек;
материальное положение-
беден, так как живёт
в каморке.
Прочитайте описание каморки
(ч. 1, гл. 1)
Как и Сонечка Мармеладова, Раскольников снимает комнату «от жильцов». Что это значит?
Что гонит Раскольникова из каморки и делает его нерешительным?
Каким предстает здесь Петербург?
Слайд 9
«Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната... выходит прямо
на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает». Лестница как символ занимает в романе особое место не только в доме Раскольникова. Герой взбирается по лестнице к Мармеладовым, к старухе процентщице (и самые страшные мгновения переживает на лестнице у порога убитой им старухи).
Слайд 10
. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам
Раскольников проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихи Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).
Слайд 11Сенная площадь
Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и
кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга, его чревом. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, притонов с дурной репутацией. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находились восемнадцать питейных заведений.
Сенная площадь. Вид на церковь Успения Пресвятой
Богородицы и Сенной рынок. Фото 1913 г.
Слайд 13Недалеко, на противоположной стороне Екатерининского канала, в доме № 104 жила
Алена Ивановна, кредиторша Раскольникова.
Канал Грибоедова (Екатерининский канал) , 104
Слайд 14Игра к уроку
Жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы?
I –Закоптелая дверь;
через задний угол была протянута дырявая простыня; ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый; в самой же комнате было всего только два стула ; сальный огарок в железном подсвечнике.
II – Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод;
III – Три старых стула, крашенный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стены обои; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.
IV – Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.
Итак, в игровой форме мы еще раз заглянули в комнаты героев романа, вспомнили их обстановку, отметили детали. И после такого путешествия к какому заключению можно прийти? Чем объяснить поведение Р.Раскольникова, Мармеладова и многих других живших в Петербурге?
Слайд 15Вывод:
Описание интерьера жилища героев создаёт впечатление города, который враждебен человеку, теснит,
давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
Слайд 16Работа в группах по тексту
1ряд. Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих
в «серединных» улицах Петербурга? Выпишите эпитеты, обозначающие запахи, царящие в квартирах, кабаках, на улицах Санкт- Петербурга, где бывает Родион Раскольников (ч.1, гл. 1, 2)
2 ряд. Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на улицах го-рода? (ч. 1, гл. 1, 3, 5)
3ряд. Найдите и выпишите сравнения , используемые Ф.М.Достоевским при описании комнат Раскольникова( ч.1 , гл. 3), Сони( ч.4 гл 4) , Мармеладовых (ч 2, гл. 7)
Слайд 18
В романе «Преступление и наказание» автор вспоминает о дворцах, башнях и
садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга.
Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. (ч.1, гл.5 )
«Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог…»
Слайд 19Вывод по уроку:
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и
дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления и может вполне быть одной из причин преступления.