Слайд 1В Петербурге
Достоевского
Урок литературы в 10 классе
Слайд 2Цели урока:
Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались
герои;
Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных;
Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Слайд 3Город пышный, город бедный…
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной
литературы. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит...
В.Г.Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить.
Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
Слайд 4«Лик мира сего»
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и
бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат».
Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе – процентщице, встречает здесь Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… часто проходит через Сенную площадь, где еще в конце 18 века рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах отсюда находился Столярный переулок, в котором находилось восемнадцать питейных заведений.
Слайд 5Роман, точно вылет, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц
кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов» до неестественности…»
А.Фадеев
Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он Вам?
Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
Слайд 8«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду
известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…»
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов
Слайд 9
Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов
Слайд 11Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его
восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе героя «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж: «…небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий купол собора, на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
И прекрасный простор так же давит, мучит и гнетет Раскольникова, как духота, теснота, жара и грязь улиц.
Слайд 12«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий
вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.»
«Каморка» Раскольникова
Слайд 14
«Небольшая комната, в которую вошел молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями
и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Мебель , вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух- трех грошовых картинок в желтых рамках… в углу перед небольшим образом горела лампада.»
Слайд 15« Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная, отдававшаяся от
Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам;должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой…»
Слайд 16«Раскольников не привык к толпе и, как уже было сказано, бежал
всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что- то потянуло к людям… он с удовольствием оставался теперь в распивочной… Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным.»
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда – нибудь можно было пойти!»
Слайд 17Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну
цель: оставить впечатление чего – то неправильного, неустроенного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов XIX века. Раскольников вынашивает свою теорию в «шкафу», «гробу» – так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увеселительного заведения.
Трактирная и уличная стихия – противоестественная, нечеловеческая – вмешивается в судьбы героев романа. Человек задыхается в Петербурге.
Слайд 18
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья,
мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Слайд 19
Автор работы:
Фатюшина Оксана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 20
В презентации были использованы следующие материалы:
Пособие для учителя по русской литературе
второй половины XIX века. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва. «Вако», 2003 г.
Иллюстрации с сайта https://yandex.ru