Презентация, доклад по литературе на тему Петербург Достоевского

Содержание

Цели урока:Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных;Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Слайд 1В Петербурге Достоевского
Урок литературы в 10 классе

В Петербурге  Достоевского  Урок литературы в 10 классе

Слайд 2Цели урока:


Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались

герои;
Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных;
Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Цели урока:Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;Показать, как изображает писатель жизнь униженных

Слайд 3Город пышный, город бедный…
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной

литературы. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит...
В.Г.Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где так тяжело и мучительно жить.
Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
Город пышный, город бедный…Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу

Слайд 4«Лик мира сего»
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и

бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат».
Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе – процентщице, встречает здесь Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… часто проходит через Сенную площадь, где еще в конце 18 века рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах отсюда находился Столярный переулок, в котором находилось восемнадцать питейных заведений.
«Лик мира сего»Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто

Слайд 5Роман, точно вылет, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц

кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов» до неестественности…» А.Фадеев



Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он Вам?
Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

Роман, точно вылет, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и

Слайд 7Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Слайд 8«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду

известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…»

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»

Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та

Слайд 9                                                                                           
Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов

                                                                                            Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов

Слайд 10Лестница в доме Раскольникова

Лестница в доме Раскольникова

Слайд 11Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его

восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе героя «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж: «…небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий купол собора, на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
И прекрасный простор так же давит, мучит и гнетет Раскольникова, как духота, теснота, жара и грязь улиц.
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди

Слайд 12«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий

вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.»

«Каморка» Раскольникова

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и

Слайд 13Дом старухи-процентщицы

Дом старухи-процентщицы

Слайд 14

«Небольшая комната, в которую вошел молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями

и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Мебель , вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух- трех грошовых картинок в желтых рамках… в углу перед небольшим образом горела лампада.»
«Небольшая комната, в которую вошел молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была

Слайд 15« Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная, отдававшаяся от

Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам;должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой…»
« Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная, отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась

Слайд 16«Раскольников не привык к толпе и, как уже было сказано, бежал

всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что- то потянуло к людям… он с удовольствием оставался теперь в распивочной… Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным.»

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда – нибудь можно было пойти!»
«Раскольников не привык к толпе и, как уже было сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.

Слайд 17Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну

цель: оставить впечатление чего – то неправильного, неустроенного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов XIX века. Раскольников вынашивает свою теорию в «шкафу», «гробу» – так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увеселительного заведения.
Трактирная и уличная стихия – противоестественная, нечеловеческая – вмешивается в судьбы героев романа. Человек задыхается в Петербурге.
Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего – то

Слайд 18
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья,

мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды,

Слайд 19
Автор работы:

Фатюшина Оксана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы

Автор работы:Фатюшина Оксана Вячеславовна,  учитель русского языка и литературы

Слайд 20
В презентации были использованы следующие материалы:

Пособие для учителя по русской литературе

второй половины XIX века. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва. «Вако», 2003 г.
Иллюстрации с сайта https://yandex.ru
В презентации были использованы следующие материалы:Пособие для учителя по русской литературе второй половины XIX века. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть