Презентация, доклад по литературе на тему Основной конфликт в пьесе Вишнёвый сад. Действующие лица и авторское отношение к ним.

Содержание

И.А. Бунин «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и

Слайд 1Антон Павлович Чехов (17 января 1860-2 июля 1904 гг.)
«Чехов – это

Пушкин в прозе»
Л.Н. Толстой
Антон Павлович Чехов  (17 января 1860-2 июля 1904 гг.)«Чехов – это Пушкин в прозе»

Слайд 2 И.А. Бунин «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве,

— человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости…» М. Горький «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» К.С. Станиславский «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы…»
И.А. Бунин «В жизни Чехов был именно тем, чем был

Слайд 31896 год – «Чайка»
1897 год – «Дядя Ваня»
1901 год – «Три

сестры»
1903 год – «Вишнёвый сад»
1896 год – «Чайка»1897 год – «Дядя Ваня»1901 год – «Три сестры»1903 год – «Вишнёвый сад»

Слайд 4Тема урока: «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и

авторское отношение к ним». Эпиграф: «Вся Россия - наш сад». А.П. Чехов


Тема урока: «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним».  Эпиграф:

Слайд 5 Замысел «Вишнёвого сада» возник у А.П. Чехова весной

1901 года (первые заметки в записной книжке появились на 6 лет раньше). В письме О. Книппер он сообщил, что собирается писать «4 – актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.
Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного Театра (МХТ) и совпадала с 25 – летием литературной деятельности А.П. Чехова.

Премьера спектакля

Чехов и актёры МХТ

Замысел «Вишнёвого сада» возник у А.П. Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной

Слайд 6Проблематика
В пьесе «Вишнёвый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже

веков и изменения, происходящие в обществе. Смена хозяев вишневого сада в пьесе символизирует эти изменения: уходит в прошлое вместе с дворянством огромная эпоха русской жизни, наступают новые времена, в которых чувствуют себя хозяевами другие люди — расчетливые, деловые, практичные, но лишенные прежней духовности, олицетворением которой является прекрасный сад.

ПроблематикаВ пьесе «Вишнёвый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже веков и изменения, происходящие в обществе.

Слайд 7Работая над «Вишнёвым садом», А.П. Чехов ориентировался на новую концепцию изображения

действительности: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Работая над «Вишнёвым садом», А.П. Чехов ориентировался на новую концепцию изображения действительности: «Пусть на сцене все будет

Слайд 8 Сюжет
Сюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из

Парижа в свое имение (начало первого действия) и через некоторое время возвращается во Францию (конец четвертого действия). Между этими событиями — эпизоды обычной домашней жизни в заложенном поместье Гаева и Раневской. Персонажи пьесы собрались в имении поневоле, в какой-то напрасной, иллюзорной надежде спасти старый сад, старинное родовое имение, сохранить свое прошлое, кажущееся им теперь таким прекрасным, самих себя.

СюжетСюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение (начало первого

Слайд 9Своеобразие сценического действия
Действие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение

усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи. Действие 2: Разговоры - нервозность, отрезвление. Приближение торгов. Действие 3: Продажа имения (август)- герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги. Действие 4: Отъезд всех (кроме Фирса), вырубка сада (октябрь)- расставание с прошлым, отъезд, прощание.

Своеобразие сценического действияДействие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи. Действие

Слайд 10«Подводное течение» – это внутренний, незримый конфликт, который развивается зачастую вне

связи с внешним и не выражается напрямую в событиях произведения.
«Подводное течение» – это внутренний, незримый конфликт, который развивается зачастую вне связи с внешним и не выражается

Слайд 11Герои пьесы «Вишнёвый сад»
1.Раневская Любовь Андреевна, помещица.
2.Аня, её дочь, 17 лет.


3.Варя, ее приемная дочь, 24 года.
4.Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
5.Трофимов Петр Сергеевич, студент.
6.Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
7.Шарлотта Ивановна, гувернантка.
8.Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик.
9. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
10.Дуняша, горничная.
11.Фирс , лакей, старик 87 лет .
12. Яша, молодой лакей.

Герои пьесы «Вишнёвый сад»1.Раневская Любовь Андреевна, помещица.2.Аня, её дочь, 17 лет. 3.Варя, ее приемная дочь, 24 года.4.Лопахин

Слайд 12Роль образов-символов в пьесе
Символ - (от греч. symbolon — знак,

опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Роль образов-символов в пьесе Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или

Слайд 13Раневская Любовь Андреевна, помещица
Гаев Леонид Андреевич,
брат Раневской
Аня, дочь Раневской

Раневская Любовь Андреевна, помещицаГаев Леонид Андреевич, брат РаневскойАня, дочь Раневской

Слайд 14Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Слайд 15Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так

это только наш вишневый сад».
Гаев: «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».
Аня: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».  «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает».
Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»
Трофимов: «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».
Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».Гаев: «И

Слайд 16 Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые,

добрые люди. Они не могут жить без вишнёвого сада, однако ничего не делают, чтобы его спасти, их время прошло.
Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «Больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, И Лопахин поступает как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о « непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают доверия.
 
 

Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые, добрые люди. Они не могут жить

Слайд 17В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме

на произвол судьбы. Они оставляют в этом доме свое прошлое, воплощением которого является старый слуга. Слово недотепа, произнесенное Фирсом, может быть отнесено к каждому из героев. С этим образом связана также проблема гуманизма. Почти никто не вспомнил о верном слуге, который даже в такой момент думает не о себе, а о своем хозяине, не надевшем теплую шубу. Вина за драматическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных персонажей «Вишневого сада».

Фирс – старый слуга

В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол судьбы. Они оставляют в

Слайд 18Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные

утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод.

Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки

Слайд 19Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук

лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене.

Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию

Слайд 20Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд,

кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и

Слайд 21Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что

не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.
 

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и

Слайд 22Гаев и Раневская
Это чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли

жить не работая. Вырождающееся дворянство.
Гаев и РаневскаяЭто чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли жить не работая. Вырождающееся дворянство.

Слайд 23Ермолай Лопахин
Энергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению

преобладает над душевной чуткостью.
Ермолай ЛопахинЭнергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению преобладает над душевной чуткостью.

Слайд 24Петя и Аня
Идеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями

не подкрепляются.
Петя и АняИдеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями не подкрепляются.

Слайд 25Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на

зрителей (читателей), вызывая их смех с помощью:      а) смешной наружности      б) речей (т.н. комизм слова)      в) поступков, нарушающих социально-психологические нормы и обычаи общества (комизм действия персонажей).
Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на зрителей (читателей), вызывая их смех с

Слайд 26А.П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, т.к. в пьесе есть элементы

комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего:
-Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделала ей предложение;
- Гаев беспокоится о судьбе вишнёвого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа;
- Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои калоши и падает с лестницы.
А.П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, т.к. в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего:

Слайд 27А) У пьесы «Вишнёвый сад» – двойственная жанровая природа. В ней

тесно переплетены элементы комического и трагического. Б) Автор не подтверждает однозначной правоты какого-либо персонажа. Мировоззрение каждого из действующих лиц пьесы заслуживает уважения, а конфликт между ними вызван устройством самой жизни.
А) У пьесы «Вишнёвый сад» – двойственная жанровая природа. В ней тесно переплетены элементы комического и трагического.

Слайд 28«Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для

простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».
К.С. Станиславский


«...Мне представлялось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».
М.П. Лилина

«Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю

Слайд 29Домашнее задание
Написать сочинение «Время и память» на основе анализа произведения А.П.

Чехова «Вишневый сад».

Домашнее заданиеНаписать сочинение «Время и память» на основе анализа произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть