Презентация, доклад по литературе на тему Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века. Г. Аполлинер Мост Мирабо

Содержание

ВведениеНаступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то

Слайд 1Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века
Гийом Аполлинер. Биография и творчество.


Стихотворение «Мост Мирабо»

Обзор зарубежной литературы первой половины 20 векаГийом Аполлинер. Биография и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо»

Слайд 2Введение
Наступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX

век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком: он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной энтропии, огромное количество военных локальных конфликтов.
ВведениеНаступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к

Слайд 3Вера и предчувствия
Вера в то, что расцвет естественных наук, новые открытия

непременно изменят жизнь людей к лучшему, разрушается исторической практикой. Хронология ХХ века обнажила горькую истину: на пути усовершенствования технологий теряется гуманистическое наполнение человеческого существования. Эта идея становится уже тавтологичной в конце ХХ столетия. Но предчувствие неверно избранной дороги появилось у философов, художников еще раньше, тогда, когда завершался XIX и начинался новый век. Ф.Ницше писал о том, что цивилизация - это тонкий слой позолоты на звериной сущности человека, а О.Шпенглер в работе "Причинность и судьба. Закат Европы" (1923) говорил о фатальной и неизбежной гибели европейской культуры.
Вера и предчувствияВера в то, что расцвет естественных наук, новые открытия непременно изменят жизнь людей к лучшему,

Слайд 4Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX

века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью пересмотра прежних ценностей, поисками собственного места в изменившейся реальности, пониманием того, что внешний мир враждебен и агрессивен. Результатом переосмысления феномена современной жизни стало то, что большинство европейских писателей, особенно пришедшее в литературу после первой мировой войны молодое поколение, скептически воспринимали главенство социальной практики над духовным микрокосмом человека.
Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью

Слайд 5Утратив иллюзии в оценке выпестовавшего их мира и отшатнувшись от сытого

мещанства, интеллигенция воспринимала кризисное состояние общества как крах европейской цивилизации вообще. Это породило пессимизм и недоверие молодых авторов (О.Хаксли, Д.Лоуренс, А.Барбюс, Э.Хемингуэй). Та же потеря устойчивых ориентиров поколебала оптимистическое восприятие писателей старшего поколения (Г.Уэллс, Д.Голсуорси, А.Франс).
Утратив иллюзии в оценке выпестовавшего их мира и отшатнувшись от сытого мещанства, интеллигенция воспринимала кризисное состояние общества

Слайд 6Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них

тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости лжепатриотических лозунгов, что еще более усилило необходимость поисков новых авторитетов и нравственных ценностей и привело многих из них к бегству в мир интимных переживаний. Это был своеобразный путь спасения от воздействия внешних реалий. В то же время, писатели, познавшие страх и боль, ужас близкой насильственной смерти, не могли оставаться прежними эстетами, взирающими свысока на отталкивающие стороны жизни.
Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости

Слайд 7Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены

критикой к так называемому "потерянному поколению". Хотя термин не соответствует значительному следу, который оставили эти художники в национальных литературах, тем не менее, литературоведческие штудии продолжают акцентировать их обостренное понимание человека на войне и после войны. Можно сказать, что писатели "потерянного поклонения" были первыми авторами, которые привлекли внимание читателей к тому феномену, получившему во второй половине ХХ века название "военный синдром".
Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены критикой к так называемому

Слайд 8 Модернизм
Мощнейшей эстетической системой, формирующейся в первой половине столетия,

стал модернизм, который анализировал частную жизнь человека, самоценность его индивидуальной судьбы в процессе "моментов бытия" (В.Вулф, М.Пруст, Т.С.Элиот, Д.Джойс, Ф.Кафка).
МодернизмМощнейшей эстетической системой, формирующейся в первой половине столетия, стал модернизм, который анализировал частную жизнь

Слайд 9Концепция модернистов
С точки зрения модернистов внешняя реальность враждебна личности, она продуцирует

трагизм ее существования. Писатели полагали, что исследование духовного начала является своего рода возвращением к первоистокам и обретением истинного "я", потому что человек вначале осознает себя в качестве субъекта и затем создает субъектно-объектные отношения с миром. Психологический роман М.Пруста, ориентированный на анализ разных состояний личности в различные этапы жизни, оказал несомненное влияние на развитие прозы ХХ столетия. Эксперимент Д.Джойса в области романа, его попытка создать современную одиссею породила массу дискуссий и подражаний.
Концепция модернистовС точки зрения модернистов внешняя реальность враждебна личности, она продуцирует трагизм ее существования. Писатели полагали, что

Слайд 10Поэзия
В поэзии первой половины ХХ века происходили те же процессы,

что и в прозе. Так же как и для прозы, для поэзии характерно критическое отношение к техногенной цивилизации и ее результатам. Поэтические эксперименты Т.Тзара, А.Бретона, Г.Лорки, П.Элюара, Т.С.Элиота способствовали преображению стихотворного языка. Изменения касались и художественной формы, которая стала более изощренной (очевидно проявился синтез разных родов искусства) и сущностной стороны, когда поэты стремились проникнуть в подсознание. Поэзия больше, чем прежде, тяготеет к субъективизму, символу, зашифрованности, активно используется свободная форма стиха (верлибр).
Поэзия В поэзии первой половины ХХ века происходили те же процессы, что и в прозе. Так же

Слайд 11«нереалистическая эстетика» в реализме
Реалистическое направление в литературе расширяло границы традиционного опыта

художественного исследования мира, заложенного в XIX веке. Б.Брехт подверг сомнению тезис о "жизнеподобии", то есть подражательности реалистического искусства как непременном и непреложном его свойстве. Бальзаковский и толстовский опыт был важен с точки зрения сохранения традиции, понимания интертекстуальных связей. Но писатель считал, что любое эстетическое явление, пусть даже вершинное, не может быть искусственно "законсервировано", в противном случае оно превращается в догму, мешающую органичному развитию литературы. Следует особо подчеркнуть, что реализм достаточно свободно использовал принципы нереалистической эстетики. Реалистическое искусство ХХ столетия столь отличается от классических вариантов предшествующего века, что чаще всего необходимо исследование творчества каждого отдельного писателя.
«нереалистическая эстетика» в реализмеРеалистическое направление в литературе расширяло границы традиционного опыта художественного исследования мира, заложенного в XIX

Слайд 12Сюрреализм
Первая мировая война и ее результаты привели к тому, что в

художественном осмыслении мира проявляются мотивы тотального отрицания, потому что исторические реалии выявили антигуманность социальной морали. Предшественником сюрреализма является "совершенно новое искусство", о котором говорил Аполлинер. Кроме этого, о неподчинении прежней морали и ее разрушении заявили дадаисты, огласив в 1916 году в Цюрихе "Манифест господина Антипирина", автором которого был Тристан Тцара. Бунт отрицания и разрушения дадаизма стал отражением всеобщего абсурда, но эпатажный вызов миру, доведенный дадаизмом до абсолюта, привел поэзию дада к исчезновению с литературной сцены. В шумной и вызывающей кампании, обращенной против классических традиций в искусстве, были высказаны основные постулаты модернистской техники. Дадаисты сформулировали принципы авангардистского письма: распад целого на отдельные части как отражение негармоничности мира, произвольное размещение фрагментов, использование техники коллажа. Для дадаистов литературные и художественные границы становятся прозрачными, они намеренно "обесценивают искусство", вовлекая в сферу эстетического интереса объекты и явления, которые не имеют знака художественности, например, рекламный слоган, объявление и т.д.
СюрреализмПервая мировая война и ее результаты привели к тому, что в художественном осмыслении мира проявляются мотивы тотального

Слайд 13Сюрреализм
После войны в Париже сформировалась группа сюрреалистов, в 1924 году был

опубликован "Первый манифест сюрреализма", в котором Андре Бретон (1896-1966) обосновал одну из заповедей сюрреализма - "автоматическое письмо", то есть фиксацию возникающих неясных образов, слов, обрывков фраз без контроля сознания. Очевидно, что на подобную технику письма оказало влияние фрейдистское толкование подсознательного. В 1924 году Луи Арагон (1897-1982) издает эссе "Волна грез", акцентируя важность "сна" или "грезы", которые освобождают поэта от влияния социальной реальности.
СюрреализмПосле войны в Париже сформировалась группа сюрреалистов, в 1924 году был опубликован

Слайд 14Сюрреализм
Идея грезы наяву звучит в "Предисловии к первому номеру журнала "Сюрреалистическая

революция", в котором авторы настаивают на сближении двух реальностей - существующей вовне человека и существующей в его сознании и подсознании, причем второе объявляется более важным. Сюрреалисты, основываясь на философии интуитивизма А. Бретона и психоанализе З. Фрейда, отдают приоритет личности в противовес социуму
СюрреализмИдея грезы наяву звучит в

Слайд 15Гийом Аполлинер

Настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий
( 1880-1918 )
Именно Аполлинер

вводит в литературный обиход слово "сюрреализм", что в его интерпретации означает "новый реализм"
Гийом АполлинерНастоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий ( 1880-1918 ) Именно Аполлинер вводит в литературный обиход слово

Слайд 16Биография и творчество
Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся

в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Беларусь).
Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.
Детство Аполлинер провел в Италии, учился в колледжах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 семья поселилась в Париже.
Биография и творчествоМать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе.

Слайд 17Биография и творчество
В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух

своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).
В 1910-е активный публицист: хроникер в «Меркюр де Франс» (Mercure de France), критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912—1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913).
Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

На картине А. Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) в шаржированном духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен

Биография и творчествоВ качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий

Слайд 18Проза и антологии
Художественная проза Аполлинера носила оттенок либертинажа:
роман «Одиннадцать тысяч

розог» (Onze mille verges, 1907),
повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913),
«Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914),
«Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914).
В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909—1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.;
в 1913 он составил каталог «Ад Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).
Проза и антологииХудожественная проза Аполлинера носила оттенок либертинажа: роман «Одиннадцать тысяч розог» (Onze mille verges, 1907), повести

Слайд 19Поэзия
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов

«Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией.

ДАМА
Дверь на ключ. Шелестит опустело
Сад без лилий.
Тук-тук..
Тишина.
Чьё там вынесли мёртвое тело? —
Ты к нему достучаться хотела…
И так тихо,
Так тихо ,что муха слышна.



ПоэзияОдним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire

Слайд 20поэзия
. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный

сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники чутко отреагировали на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы).

4 ЧАСА
4 часа утра
Я встаю мне одеваться не надо я сплю одетым
В руке у меня кусок туалетного мыла
Который прислала мне та кого я люблю
Я иду умываться
Я выхожу из траншеи в которой мы спим
Я себя чувствую бодрым и свежим
Я рад что впервые за трое суток могу умыться
Умывшись я отправляюсь побриться
И вот весь небесного цвета я до самого вечера
сольюсь с горизонтом и так хорошо на душе
Когда больше не требуется ничего говорить и все
что я делаю делает невидимое существо
Поскольку застегнутый на все пуговицы весь
в синем и растворившийся в небе
я становлюсь невидимкой
Перевод М. Ваксмахера

поэзия. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники чутко отреагировали

Слайд 21Поэзия
В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся

мистифицированной и трагичной автобиографией;


* * * Не раскрыт мой секрет тобою. Вот кортеж приближается… Но Сожаленье томит нас обоих, Что не быть нам с тобой заодно. А фонтан цветами увенчен, Проскакали маски гурьбой, И дрожит во мне, словно бубенчик, Мой секрет, не раскрытый тобой. ("Vitam Impendere Amore")


ПоэзияВ 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; * *

Слайд 22Мост Мирабо
Под мостом Мирабо тихо Сена течет И уносит нашу любовь... Я должен

помнить: печаль пройдет И снова радость придет. Ночь приближается, пробил час. Я остался, а день угас. Будем стоять здесь рука в руке, И под мостом наших рук Утомленной от вечных взглядов реке Плыть и мерцать вдалеке. Ночь приближается, пробил час. Я остался, а день угас. Любовь, как река, плывет и плывет Уходит от нас любовь. О как медлительно жизнь идет, Неистов Надежды взлет! Ночь приближается, пробил час. Я остался, а день угас. Проходят сутки, недели, года… Они не вернутся назад. И любовь не вернется… Течет вода Под мостом Мирабо всегда. Ночь приближается, пробил час. Я остался, а день угас.
Мост Мирабо Под мостом Мирабо тихо Сена течет И уносит нашу любовь... Я должен помнить: печаль пройдет

Слайд 23поэзия
В 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо»

сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».
поэзияВ 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924

Слайд 24Смерть
Во время первой мировой войны Аполлинер уходит добровольцем на фронт, в

марте 1916 года он был тяжело ранен в голову, после ранения поэт так и не смог оправиться, 9 ноября 1918 года скончался в Париже.

Могила Аполлинера на кладбище Пер-Лашез

СмертьВо время первой мировой войны Аполлинер уходит добровольцем на фронт, в марте 1916 года он был тяжело

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть