Слайд 1Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891)
Обломов и Штольц
(роман «Обломов»)
Слайд 2Обломов и Штольц
КТО ОНИ? ДРУЗЬЯ -
ДВОЙНИКИ или
АНТИПОДЫ?
Слайд 3Обломов и Штольц
Друзья-антиподы. Несмотря
на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.
Слайд 4Андрей Иванович Штольц
ИМЯ и ФАМИЛИЯ
Слайд 5Андрей Иванович Штольц
«Штольц» (нем. Stolz) – гордый
«Андрей» - храбрый, мужественный
«Он
весь составлен из костей, мускулов и нервов…»
«…его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой…» (гл. 2, части II)
Значение имени Штольца усиливает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею
Слайд 6Андрей Иванович Штольц
- Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца
не удался автору? Согласны ли вы с этим?
Слайд 7Андрей Иванович Штольц
А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия.
Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»
Слайд 8Андрей Иванович Штольц
Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его
идеал – комфорт и материальное благополучие,
Штольц, – эгоист, живет только для себя
Мечтал посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии у него нет высоких устремлений.
Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов
Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная.
Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.
Слайд 9Андрей Иванович Штольц
Происхождение героя
Слайд 10Андрей Иванович Штольц
Друг Ильи Ильича Обломова, сын
Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.
Слайд 11Образование и воспитание
Иван Богданович Штольц –
управляющий имением
в селе Верхлёве
Слайд 12Образование и воспитание
Образование Штольц получил специфическое:
«С восьми лет он сидел с отцом за геграфической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.
Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.
Иван Богданович Штольц – управляющий имением
в селе Верхлёве
Слайд 14Характер Штольца
Штольц с раннего возраста
приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.
Слайд 16Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет
он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».
Слайд 17
«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У
него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».
Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).
Слайд 19Жизнь.
Цель:
Восприятие:
Принципы:
Любовь:
Дружба:
Отношения с окружающими:
Больше всего боялся
Слайд 20Жизнь.
Цель: “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере
моей”.
Восприятие: жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
Принципы: иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.
Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.
Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.
Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.
Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.
Слайд 21Жизнь.
Цель:
Восприятие:
Принципы:
Любовь
Дружба.
Отношения с окружающими
Больше всего боялся
Обломов
Слайд 22Жизнь.
Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от
“приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.
Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.
Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.
Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.
Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.
Обломов
Слайд 26Сведения о презентации
Используемые материалы:
1. «Все герои произведений
русской литературы»
Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год
2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая
Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год
3. «Поурочные разработки по русской литературе
Первая половина XIX века»
Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год
4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком»
Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год
5. «Русская литература XIX – XX веков»
Учебное пособие для поступающих в вузы,
издательство МГУ, 2003 год
6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»