Презентация, доклад по литературе на тему Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина Уроки французского

Содержание

В начале пути Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа Об этом периоде

Слайд 1 Валентин Григорьевич Распутин


15 марта1937-14 марта 2015

пос. Усть-Уда

Иркутской области
Валентин Григорьевич Распутин    15 марта1937-14 марта 2015 пос. Усть-Уда Иркутской области

Слайд 2В начале пути
Родился в крестьянской семье; детство провёл

в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа

Об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973 г.). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета.
В начале пути   Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную

Слайд 3журналист
Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько

лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
журналист     Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и

Слайд 4творчество

Печататься начал в 1951 году. Автор

книг : очерков
"Край возле самого неба», "Костровые новых городов», рассказов "Я забыл спросить у Лешки», "Человек с того света», "Продается медвежья шкура», "Василий и Василиса»


С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор,
С 1967 – член Союза писателей СССР.
творчество     Печататься начал в 1951 году. Автор книг : очерков

Слайд 5Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в

1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали
рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976).

В 1981г вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне»,
«Век живи — век люби».

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же

Слайд 6 Появление в 1985 г. повести В.Распутина «Пожар», отличающейся остротой и

современностью поднятых проблем, вызвало большой интерес у читателя.

В 1995 г. вышли в свет его
рассказ «В ту же землю»;
очерки «Вниз по Лене-реке»;
в 1996 — рассказы «Поминальный день»;
в 1997 — «Нежданно-негаданно»;
«Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

В 2004 г. опубликовал книгу
«Дочь Ивана, мать Ивана».

Появление в 1985 г. повести В.Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью поднятых проблем, вызвало большой интерес

Слайд 7

ЭКРАНИЗАЦИИ


























ЭКРАНИЗАЦИИ

Слайд 8Общественно-политическая деятельность
В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР
В.Г.Распутин выступал

с горячими патриотическими речами против поворота сибирских рек, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России»:«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». В июле 1991 года подписал обращение
«Слово к народу».
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г. Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР.
В 1990-91гг. — член Президентского совета СССР В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».
Общественно-политическая деятельностьВ 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР  В.Г.Распутин выступал с горячими патриотическими речами против поворота

Слайд 9В кругу единомышленников

В кругу единомышленников

Слайд 10награды
Герой Социалистического Труда (1987)
два ордена Ленина (1984, 1987)
Трудового Красного Знамени

(1981)
Знак Почета (1971)
Орден За заслуги перед Отечеством
III степени (8 марта 2007)

лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
международной премии имени Федора Достоевского,
премии Александра Солженицына (2000),
Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Почётный гражданин Иркутска (1986)

наградыГерой Социалистического Труда (1987) два ордена Ленина (1984, 1987)Трудового Красного Знамени (1981)Знак Почета (1971)Орден За заслуги перед

Слайд 12Цель урока:
* проанализировать проблематику рассказа;

*ознакомиться с жанровым образованием «мемуары о детстве»;
* выяснить, какие уроки несёт данное произведение;
* раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

Цель урока:* проанализировать проблематику рассказа;

Слайд 13Задачи:
учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества писателя;
уметь анализировать

мотивы поведения мальчика и учителя;
понимать трудности послевоенного времени, отражённого в рассказе.

Задачи:учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества писателя;уметь анализировать мотивы поведения мальчика и учителя;понимать трудности

Слайд 15Валентин Григорьевич Распутин
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне

в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.

Валентин Григорьевич РаспутинЯ написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время урокилягут на душу

Слайд 16Поразмышляем.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в

людях.
Л.Н.Толстой.
Поразмышляем.Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Слайд 17Валентин Распутин
Продолжает традиции
русской классической
прозы с точки зрения

нравственных проблем.

Ключевые слова в его
творчестве – совесть,
память.
Валентин РаспутинПродолжает  традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем.Ключевые слова в его  творчестве

Слайд 18Из истории создания рассказа
« Рассказ, героиней которого стала Лидия

Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».
Из истории создания рассказа  « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице –

Слайд 19Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и

в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

Слайд 21Лидия Михайловна Молокова
.
Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила

в последнее время в Нижнем Новгороде.
Лидия Михайловна Молокова . Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина

Слайд 22Запомни
Автобиография - описание своей жизни

Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения
Идея - главная мысль произведения
Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя
Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении
Антитеза - противопоставление
Запомни   Автобиография - описание своей жизни   Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал

Слайд 23Тема и идея рассказа.
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
Идея

рассказа «Уроки французского»:
самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Тема и идея рассказа.Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»:   самоотверженная

Слайд 24«МЕМУАРЫ О ДЕТСТВЕ»
Черты:
1) итоговость, назидательность
2) «троичность» повествования: отражение действительного мира, его

реалий в детском восприятии и взгляд взрослого человека в виде воспоминания
3)светло-грустная тональность (представление о детстве в голубом и розовом свете), у взрослого человека – темные мазки в восприятии
4) Сложные пространственно-временные отношения (кольцевое обрамление или временные «включения»)
«МЕМУАРЫ О ДЕТСТВЕ»Черты:1) итоговость, назидательность2) «троичность» повествования: отражение действительного мира, его реалий в детском восприятии и взгляд

Слайд 25ВЫВОД:
Писатель говорит в рассказе об уроках доброты, о благодарной памяти,

о духовном опыте человека, о том, какое значение имеет детство в жизни каждого из нас, как оно определяет нашу судьбу
ВЫВОД:Писатель говорит в рассказе об уроках доброты, о благодарной памяти,      о духовном

Слайд 26 «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему

через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия»
«И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой

Слайд 27План рассказа
Одиночество мальчика

2. Драка

3. Занятия французским языком

4. Игра в

«замеряшки»

5. Лидия Михайловна уехала
План рассказаОдиночество мальчика2. Драка 3. Занятия французским языком 4. Игра в «замеряшки» 5. Лидия Михайловна уехала

Слайд 28План рассказа
1. Одиночество мальчика
А)«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска»

Б) «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
2. Драка - «Но больше всего подгонял голод. Снова избили. Нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».
3. Занятия французским языком - «Я шел туда как на пытку»
4. Игра в «замеряшки» - «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
5. Лидия Михайловна уехала - «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
План рассказа1. Одиночество мальчикаА)«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска» Б) «Не было в тот день

Слайд 29Главный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е.

Ташкова
Главный  герой  рассказа  ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова

Слайд 30Характеристика мальчика (черты

его характера):


нравственная стойкость;

жажда знаний;

чувство собственного достоинства.

Характеристика мальчика         (черты его характера): нравственная стойкость;жажда знаний;чувство собственного

Слайд 31Основные черты героя
ЖАЖДА ЗНАНИЙ
НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
ЧЕСТНОСТЬ
УПОРСТВО
СМЕЛОСТЬ
ВОЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные черты герояЖАЖДА ЗНАНИЙ НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬУПОРСТВОСМЕЛОСТЬВОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 32(Пример из текста.)

«Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монетке… но отпустить

уже её не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склонённой вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.»
(Пример из текста.)«Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монетке… но отпустить уже её не успел: кто-то вдруг

Слайд 33Кто в рассказе – носитель доброты?
Мать
Лидия Михайловна
Директор Василий

Андреевич
Шофёр дядя Ваня
Вадик
Птаха
Федька
Тишин
Тетя Надя

Добр ли мир, окружающий мальчика?
Каковы приметы этого мира, его жизненные реалии?

Кто в рассказе – носитель доброты? Мать Лидия МихайловнаДиректор Василий АндреевичШофёр дядя ВаняВадикПтахаФедькаТишинТетя НадяДобр ли мир, окружающий

Слайд 34ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

Слайд 351948 год Голодный и холодный. Плохо всем.
«я глотал сам

и заставлял глотать сестрёнку ростки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придётся всё время думать о еде»
«я постоянно недоедал»
«у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова»
1948 год Голодный и холодный.    Плохо всем. «я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку

Слайд 36Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова

Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова

Слайд 37Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и

в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё…; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей

Слайд 39Характеристика Лидии Михайловны:
Умная и красивая.

«Человек необык-
новенный, непохо-
жий на всех осталь-
ных».

«…особенное, какое-то
сказочное

существо».
Характеристика  Лидии Михайловны:Умная и красивая.«Человек необык-новенный, непохо-жий на всех осталь-ных».«…особенное, какое-тосказочное существо».

Слайд 40Учительница
Умная и красивая
«Особенное, какое-то сказочное существо»
«Человек необыкновенный, не похожий на всех

остальных»
«Учительница… загадочного французского языка»



* СМЕЛОСТЬ
* ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
* ЧЕСТНОСТЬ
* ДОБРОТА
* МИЛОСЕРДИЕ
* ЧУТКОСТЬ
* ЩЕДРОСТЬ
* ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УчительницаУмная и красивая«Особенное, какое-то сказочное существо»«Человек необыкновенный, не похожий на всех остальных»«Учительница… загадочного французского языка» * СМЕЛОСТЬ*

Слайд 41Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же,

как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но , поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне

Слайд 42ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли
поведение Лидии Михайловны?

ПРЕСТУПЛЕНИЕ  ли поведение Лидии Михайловны?

Слайд 43-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
разговоре с

директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок

Слайд 46Земные несчастья закаляют человека в труде, нужде, суровой жизни, дают ему

необходимый опыт.

Земные несчастья закаляют человека в труде, нужде, суровой жизни, дают ему необходимый опыт.

Слайд 47
Где границы добра?

Почему надо помогать людям?

Как понимаете слово «добро»?

Где границы добра?Почему надо помогать людям?Как понимаете слово «добро»?

Слайд 48 Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты

сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
Л.Н. Толстой
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Слайд 49Синквейн к рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Доброта
Душевная, искренняя
Направляет, наставляет, учит.
Доброе отношение к людям –
смысл жизни.

Синквейн к рассказу  В.Распутина «Уроки французского»      Доброта Душевная, искренняя Направляет, наставляет,

Слайд 50Домашнее задание
6 кл:
Ответить на вопрос (3-5 предложений):
«Почему герой чувствует вину?»
5

кл:
Прочитать рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб» ?
Домашнее задание6 кл: Ответить на вопрос (3-5 предложений):«Почему герой чувствует вину?»5 кл: Прочитать рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб»

Слайд 51Заключение
На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина –

прочитали рассказ «Уроки французского».
Вы узнали:
о трудностях послевоенного детства писателя;
о доброте, которая изменила судьбу мальчика;
об особенностях автобиографического рассказа.
ЗаключениеНа этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».Вы узнали:о трудностях

Слайд 52Иди дорогою добра!
«Уроки французского» -
уроки доброты

Иди дорогою добра!«Уроки французского» - уроки доброты

Слайд 53Спасибо за урок.

Спасибо за урок.

Слайд 54Используемые источники информации:
Википедия – свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/artikles/103315/

Используемые источники информации:Википедия – свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль педагогических идейhttp://festival.1september.ru/artikles/103315/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть