Слайд 1
Валентин Григорьевич Распутин
15 марта1937-14 марта 2015
пос. Усть-Уда
Иркутской области
Слайд 2В начале пути
Родился в крестьянской семье; детство провёл
в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа
Об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973 г.). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета.
Слайд 3журналист
Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько
лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
Слайд 4творчество
Печататься начал в 1951 году. Автор
книг : очерков
"Край возле самого неба», "Костровые новых городов», рассказов "Я забыл спросить у Лешки», "Человек с того света», "Продается медвежья шкура», "Василий и Василиса»
С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор,
С 1967 – член Союза писателей СССР.
Слайд 5Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в
1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали
рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976).
В 1981г вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне»,
«Век живи — век люби».
Слайд 6 Появление в 1985 г. повести В.Распутина «Пожар», отличающейся остротой и
современностью поднятых проблем, вызвало большой интерес у читателя.
В 1995 г. вышли в свет его
рассказ «В ту же землю»;
очерки «Вниз по Лене-реке»;
в 1996 — рассказы «Поминальный день»;
в 1997 — «Нежданно-негаданно»;
«Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).
В 2004 г. опубликовал книгу
«Дочь Ивана, мать Ивана».
Слайд 8Общественно-политическая деятельность
В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР
В.Г.Распутин выступал
с горячими патриотическими речами против поворота сибирских рек, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России»:«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». В июле 1991 года подписал обращение
«Слово к народу».
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г. Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР.
В 1990-91гг. — член Президентского совета СССР В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».
Слайд 10награды
Герой Социалистического Труда (1987)
два ордена Ленина (1984, 1987)
Трудового Красного Знамени
(1981)
Знак Почета (1971)
Орден За заслуги перед Отечеством
III степени (8 марта 2007)
лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
международной премии имени Федора Достоевского,
премии Александра Солженицына (2000),
Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Почётный гражданин Иркутска (1986)
Слайд 12Цель урока:
* проанализировать проблематику рассказа;
*ознакомиться с жанровым образованием «мемуары о детстве»;
* выяснить, какие уроки несёт данное произведение;
* раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Слайд 13Задачи:
учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества писателя;
уметь анализировать
мотивы поведения мальчика и учителя;
понимать трудности послевоенного времени, отражённого в рассказе.
Слайд 15Валентин Григорьевич Распутин
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне
в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
Слайд 16Поразмышляем.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в
людях.
Л.Н.Толстой.
Слайд 17Валентин Распутин
Продолжает традиции
русской классической
прозы с точки зрения
нравственных проблем.
Ключевые слова в его
творчестве – совесть,
память.
Слайд 18Из истории создания рассказа
« Рассказ, героиней которого стала Лидия
Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».
Слайд 19Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и
в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Слайд 21Лидия Михайловна Молокова
.
Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила
в последнее время в Нижнем Новгороде.
Слайд 22Запомни
Автобиография - описание своей жизни
Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения
Идея - главная мысль произведения
Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя
Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении
Антитеза - противопоставление
Слайд 23Тема и идея рассказа.
Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
Идея
рассказа «Уроки французского»:
самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Слайд 24«МЕМУАРЫ О ДЕТСТВЕ»
Черты:
1) итоговость, назидательность
2) «троичность» повествования: отражение действительного мира, его
реалий в детском восприятии и взгляд взрослого человека в виде воспоминания
3)светло-грустная тональность (представление о детстве в голубом и розовом свете), у взрослого человека – темные мазки в восприятии
4) Сложные пространственно-временные отношения (кольцевое обрамление или временные «включения»)
Слайд 25ВЫВОД:
Писатель говорит в рассказе об уроках доброты, о благодарной памяти,
о духовном опыте человека, о том, какое значение имеет детство в жизни каждого из нас, как оно определяет нашу судьбу
Слайд 26 «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему
через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия»
Слайд 27План рассказа
Одиночество мальчика
2. Драка
3. Занятия французским языком
4. Игра в
«замеряшки»
5. Лидия Михайловна уехала
Слайд 28План рассказа
1. Одиночество мальчика
А)«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска»
Б) «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
2. Драка - «Но больше всего подгонял голод. Снова избили. Нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».
3. Занятия французским языком - «Я шел туда как на пытку»
4. Игра в «замеряшки» - «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
5. Лидия Михайловна уехала - «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Слайд 29Главный герой рассказа
( Михаил Егоров)
кадр из фильма Е.
Ташкова
Слайд 30Характеристика мальчика (черты
его характера):
нравственная стойкость;
жажда знаний;
чувство собственного достоинства.
Слайд 31Основные черты героя
ЖАЖДА ЗНАНИЙ
НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
ЧЕСТНОСТЬ
УПОРСТВО
СМЕЛОСТЬ
ВОЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 32(Пример из текста.)
«Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монетке… но отпустить
уже её не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склонённой вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.»
Слайд 33Кто в рассказе – носитель доброты?
Мать
Лидия Михайловна
Директор Василий
Андреевич
Шофёр дядя Ваня
Вадик
Птаха
Федька
Тишин
Тетя Надя
Добр ли мир, окружающий мальчика?
Каковы приметы этого мира, его жизненные реалии?
Слайд 351948 год
Голодный и холодный. Плохо всем.
«я глотал сам
и заставлял глотать сестрёнку ростки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придётся всё время думать о еде»
«я постоянно недоедал»
«у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова»
Слайд 36Лидия Михайловна
( актриса Т. Ташкова)
кадр из фильма Е.Ташкова
Слайд 37Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и
в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё…; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Слайд 39Характеристика
Лидии Михайловны:
Умная и красивая.
«Человек необык-
новенный, непохо-
жий на всех осталь-
ных».
«…особенное, какое-то
сказочное
существо».
Слайд 40Учительница
Умная и красивая
«Особенное, какое-то сказочное существо»
«Человек необыкновенный, не похожий на всех
остальных»
«Учительница… загадочного французского языка»
* СМЕЛОСТЬ
* ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
* ЧЕСТНОСТЬ
* ДОБРОТА
* МИЛОСЕРДИЕ
* ЧУТКОСТЬ
* ЩЕДРОСТЬ
* ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Слайд 41Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же,
как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но , поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Слайд 42ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли
поведение Лидии Михайловны?
Слайд 43-Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
разговоре с
директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
Слайд 46Земные несчастья закаляют человека в труде, нужде, суровой жизни, дают ему
необходимый опыт.
Слайд 47
Где границы добра?
Почему надо помогать людям?
Как понимаете слово «добро»?
Слайд 48 Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты
сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
Л.Н. Толстой
Слайд 49Синквейн к рассказу
В.Распутина «Уроки французского»
Доброта
Душевная, искренняя
Направляет, наставляет, учит.
Доброе отношение к людям –
смысл жизни.
Слайд 50Домашнее задание
6 кл:
Ответить на вопрос (3-5 предложений):
«Почему герой чувствует вину?»
5
кл:
Прочитать рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб» ?
Слайд 51Заключение
На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина –
прочитали рассказ «Уроки французского».
Вы узнали:
о трудностях послевоенного детства писателя;
о доброте, которая изменила судьбу мальчика;
об особенностях автобиографического рассказа.
Слайд 52Иди дорогою добра!
«Уроки французского» -
уроки доброты
Слайд 54Используемые
источники информации:
Википедия – свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/artikles/103315/