(1886 - 1921)
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова
(1886 - 1921)
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова
Николай Гумилев со старшим братом
Я мог бороться, но, как раб,
Позорно струсив, отступил
И, говоря: "увы, я слаб!",
Свои стремленья задавил...
Я страшный грешник, я злодей...
Прости, Господь, прости меня,
Душе измученной моей
Прости, раскаянье ценя!..
Есть люди с пламенной душой,
Есть люди с жаждою добра,
Ты им вручи свой стяг святой,
Их манит, их влечет борьба.
Меня ж прости!..
<1902>, Тифлис
Гумилев - гимназист
Аня Горенко
поэт, филолог-эллинист, переводчик, критик, педагог,
Директор царскосельской императорской
николаевской гимназии с 1896 по 1906
(1855- 1909)
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
Мечтаний — слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи
И еле слышные духи,
И этот голос, нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!
Николай Гумилёв.
Париж, 1908 год
Маршрут экспедиции Н.Гумилева в Абиссинию в 1913 году
Николай Гумилев среди друзей-поэтов,
Входивших в его «Цех…»
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое …
Портрет Н.С. Гумилева в форме вольноопределяющегося. 1914 г.
Последние годы жизни
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает? Каковы
ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку. Составьте
историко-культурный комментарий к тексту. Прокомментируйте свои
ассоциации. Какие библейские образы помогают понять смысл
текста? Почему поэт считает Слово высшей культурной ценностью?
В чем, по Гумилеву, сила Слова? Какие два мира противопоставлены
в стихотворении. Почему? Перечислите характерные черты каждого
из миров. Какой символический смысл приобретают в стихотворении
понятия слово и число? Найдите в стихотворении звукописные образы
и попытайтесь их прокомментировать. Какой символический смысл
приобретают в стихотворении цветовые картины? Какой смысл
приобретает в стихотворении образ времени? Каково поэтическое
пространство текста? Какой смысл приобретают здесь понятия "верх",
"низ"? Почему Слову тесно в "скудных пределах естества"? Как
проведенный вами анализ помогает понять философский смысл
стихотворения?
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…
«Я и Вы»
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
«Рабочий»
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуею изумрудной
На серебряном понтоне.
В золотом невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Каракалла – римский император.
Правил с 211 по 217 г. н.э.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть