Презентация, доклад по литературе на тему Николай Гумилёв: жизнь и творчество (11 класс)

Содержание

Сборники стихотворений"Путь конквистадоров" (1905)"Романтические цветы" (1908)"Жемчуга" (1910)"Чужое небо" (1912)"Колчан" (1916)"Костер" (1918)"Фарфоровый павильон" (1918)"Огненный столп" (1921)"Шатер" (1921)"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

Слайд 1Все в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов ...
Николай Степанович Гумилев
В.

Брюсов

(1886 - 1921)

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова


Все в жизни лишь средство  Для ярко-певучих стихов ... Николай Степанович ГумилевВ. Брюсов (1886  -

Слайд 2Сборники стихотворений
"Путь конквистадоров" (1905)
"Романтические цветы" (1908)
"Жемчуга" (1910)
"Чужое небо" (1912)
"Колчан" (1916)
"Костер" (1918)
"Фарфоровый

павильон" (1918)
"Огненный столп" (1921)
"Шатер" (1921)
"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922)

Сборники стихотворений

Слайд 3Детство
3(15) апреля 1886 г . - день рождения Николая Гумилева.
8

сентября 1902 г. - появление в печати первого стихотворения Н. Гумилева
"Я лес бежал из городов".

Николай Гумилев со старшим братом

Детство3(15) апреля 1886 г . - день рождения Николая Гумилева. 8 сентября 1902 г. - появление в

Слайд 4Первое стихотворение
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал...
Теперь

молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал.
Вот я один с самим собой...
Пора, пора мне отдохнуть:
Свет беспощадный, свет слепой
Мой выпил мозг, мне выжег грудь,
Я страшный грешник, я злодей:
Мне Бог бороться силы дал,
Любил я правду и людей;
Но растоптал свой идеал...

Я мог бороться, но, как раб,
Позорно струсив, отступил
И, говоря: "увы, я слаб!",
Свои стремленья задавил...
Я страшный грешник, я злодей...
Прости, Господь, прости меня,
Душе измученной моей
Прости, раскаянье ценя!..
Есть люди с пламенной душой,
Есть люди с жаждою добра,
Ты им вручи свой стяг святой,
Их манит, их влечет борьба.
Меня ж прости!..
<1902>, Тифлис

Первое стихотворениеЯ в лес бежал из городов,В пустыню от людей бежал...Теперь молиться я готов,Рыдать, как прежде не

Слайд 5Гимназия
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее

слово,
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркеров.
Так, в далекой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя,
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

Гумилев - гимназист

Аня Горенко

ГимназияЯ закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово, Что-то ярко светило — фонарь

Слайд 6ПОЭТЫ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ  НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ.
Анненский И.Ф.И.Ф. Анненский В.И.   
Аренс Л.

Е.  БаролевскийБаролевский-Варшавский И.Л.
Васенко А.Б.А.Б. Гумилев Н.С.А.Б. Гумилев Н.С. Иванов К.А.
Коковцев Д.И.  Крачковский Д.И. Кос Ю.И.
Мейер Б.О. Муравьев Н.В.Н.В. Оцуп А.А. 
Оцуп Г.А.  Оцуп Н.А.Н.А. Пунин Н.Н.
Рождественский Вс. А. Руманов А.В.
Травчетов М.И.
ПОЭТЫ  ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ   НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ.  Анненский И.Ф.И.Ф. Анненский В.И.   Аренс Л. Е.  БаролевскийБаролевский-Варшавский И.Л.Васенко А.Б.А.Б.

Слайд 7Иннокентий Федорович

Анненский

поэт, филолог-эллинист, переводчик, критик, педагог,
Директор царскосельской императорской 
николаевской гимназии с 1896 по 1906


(1855- 1909)

Иннокентий Федорович            Анненскийпоэт, филолог-эллинист, переводчик, критик,

Слайд 8 Николай Гумилёв Памяти Анненского
В них плакала какая-то обида,

Звенела медь и шла гроза,
А там, над шкафом, профиль Эврипида
Cлепил горящие глаза.

…Скамью я знаю в парке; мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей.
Там вечером и страшно и красиво,
В тумане светит мрамор плит,
И женщина, как серна боязлива,
Во тьме к прохожему спешит.
Она глядит, она поет и плачет,
И снова плачет и поет,
Не понимая, что все это значит,
Но только чувствуя — не тот.
Журчит вода, протачивая шлюзы,
Сырой травою пахнет мгла,
И жалок голос одинокой музы,
Последней — Царского Села.
1912

К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
Мечтаний — слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи
И еле слышные духи,
И этот голос, нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!

Николай Гумилёв Памяти Анненского В них плакала какая-то обида,     Звенела медь

Слайд 91907- 1908 гг
Обучение в Царскосельской
гимназии и Морском корпусе.
Учеба

в Сорбонне.
Первое путешествие в Африку.
Поступление в Петербургский
университет

Николай Гумилёв.
Париж, 1908 год

1907- 1908 ггОбучение в Царскосельской  гимназии и Морском корпусе. Учеба в Сорбонне. Первое путешествие в Африку.Поступление

Слайд 10Хроника
1909- 1910 гг. - второе путешествие в Африку. Женитьба на А.

Горенко (Ахматовой)
1911- 1912 гг. - создание "Цеха поэтов".
1 октября 1912 г. - рождение сына Льва
1913 г. - третье путешествие в Африку
1914 г. - уход добровольцем на фронт Первой мировой войны
1916- 1918 гг. - северное путешествие Гумилева. Поездка в Париж. Возвращение в Петроград. Развод с Ахматовой
1918- 1921 гг. - работа в издательстве "Всемирная литература". Поэтическая деятельность. Женитьба на А. Н. Энгельгардт
1921 г. - работа председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов

Хроника1909- 1910 гг. - второе путешествие в Африку. Женитьба на А. Горенко (Ахматовой) 1911- 1912 гг. -

Слайд 11Африка

1908 – первое путешествие
в Африку
1909-1910 – второе
путешествие в Африку
1913 –

третье путешествие
в Африку


Маршрут экспедиции Н.Гумилева в Абиссинию в 1913 году 

Африка1908 – первое путешествие в Африку1909-1910 – второепутешествие в Африку1913 – третье путешествие в АфрикуМаршрут экспедиции Н.Гумилева

Слайд 12«Цех поэтов»
В 1911 году Гумилев организовал
«Цех поэтов», объявив о создании


нового поэтического течения —
акмеизма.

Николай Гумилев среди друзей-поэтов,
Входивших в его «Цех…»

«Цех поэтов»  В 1911 году Гумилев организовал  «Цех поэтов», объявив о создании  нового поэтического течения —  акмеизма.

Слайд 13Дафнис и Хлоя
Он любил
Он любил три

вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.
А.Ахматова

Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое …

Дафнис и Хлоя     Он любилОн любил три вещи на свете:За вечерней пенье, белых

Слайд 14Семья
Николай Гумилев с женой Анной Ахматовой и сыном Львом, будущим ученым-историком
…Да,

я понял. Символ жизни – не поэт, что творит слова,
И не воин с твердым сердцем, не работник, ведущий плуг,
С иронической усмешкой царь-ребенок на шкуре льва,
Забывающий игрушки между белых усталых рук.
СемьяНиколай Гумилев с женой Анной Ахматовой и сыном Львом, будущим ученым-историком…Да, я понял. Символ жизни – не

Слайд 15



Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени

обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взглядИ руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далёко, далёко, на озере ЧадИзысканный

Слайд 16Первая мировая война
В 1914 году Николай Гумилёв записался добровольцем

в кавалерийский полк, участвовал в боях, был награжден двумя Георгиевскими Крестами.

Портрет Н.С. Гумилева в форме вольноопределяющегося. 1914 г.

Первая мировая война    В 1914 году Николай Гумилёв записался добровольцем в кавалерийский полк, участвовал в боях, был

Слайд 17В 1918 - 1921 г.г. Гумилев по приглашению М.Горького  работает в

издательстве "Всемирная литература".

Последние годы жизни


В 1918 - 1921 г.г. Гумилев по приглашению М.Горького  работает в издательстве

Слайд 18Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце

останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает? Каковы
ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку. Составьте
историко-культурный комментарий к тексту. Прокомментируйте свои
ассоциации. Какие библейские образы помогают понять смысл
текста? Почему поэт считает Слово высшей культурной ценностью?
В чем, по Гумилеву, сила Слова? Какие два мира противопоставлены
в стихотворении. Почему? Перечислите характерные черты каждого
из миров. Какой символический смысл приобретают в стихотворении
понятия слово и число? Найдите в стихотворении звукописные образы
и попытайтесь их прокомментировать. Какой символический смысл
приобретают в стихотворении цветовые картины? Какой смысл
приобретает в стихотворении образ времени? Каково поэтическое
пространство текста? Какой смысл приобретают здесь понятия "верх",
"низ"? Почему Слову тесно в "скудных пределах естества"? Как
проведенный вами анализ помогает понять философский смысл
стихотворения?

Слово В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо свое, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города.И орел

Слайд 19 3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре и 25 августа 1921 расстрелян.
Николай

Гумилев. 1921год

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…
«Я и Вы»


Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.

«Рабочий»

3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре и 25 августа 1921 расстрелян. Николай Гумилев. 1921годИ умру

Слайд 20Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры

ланей,
И диковинные ткани,
И большого крокодила.
 
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
 
 


Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
 
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуею изумрудной
На серебряном понтоне.

В золотом невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.

Каракалла – римский император.
Правил с 211 по 217 г. н.э.

Мореплаватель Павзаний С берегов далеких Нила В Рим привез и шкуры ланей, И диковинные ткани, И большого

Слайд 21Вопросы и задания для интерпретации стихотворения:
Понаблюдайте за ритмом

стихотворения. Каким размером оно написано? Какие
Нарушения ритма вы заметили? Как чередование ударных и безударных слогов
помогает создать картину морского прибоя? Какой смысл имеют повторяющиеся
рифмы в 3 - 4 стихах каждой строфы? Проанализируйте глагольную лексику. Какая из
строф наиболее динамична? Сколько раз и в каких строфах повторяются слова "море«
и "крокодил"? С Какими цветовыми эффектами они ассоциируются? Найдите
смысловые доминанты каждой строфы. Какие образы здесь являются ключевыми?
Почему в 1, 3, 5 строфах они дифференцированы, а во 2 и 4 - обобщены (толпа)?
Проследите нарастание внутреннего напряжения текста. Определите композиционный
смысл 13 (центрального) стиха текста? Определите центральные образы 1 и 5, 2 и 4
строф и 3 строфы. Попытайтесь объяснить Необходимость "ядра" (3 строфы) и двух
композиционных "колец" (1 и 5 строф, 2 и 4 строф). Найдите в тексте прилагательные,
обозначающие цвет. Какую цветовую гамму они создают? Какой цвет, по-вашему,
преобладает? Почему поэт ни разу не называет цвет буквально? О чем это
стихотворение? Почему крокодил назван в нем "нарушителем гармоний"? Как анализ
структуры текста помогает понять смысл стихотворения? /По Н.В. Беляевой/

Вопросы и задания для интерпретации стихотворения:    Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Каким размером оно написано?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть