Слайд 1Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 16 города
Кузнецка Пензенской
области
Седова Ирина Валентиновна
Михаил
Юрьевич
Лермонтов
1814 - 1841
Слайд 3
…Надо было уметь ненавидеть из любви,
презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову…
А.И.Герцен
Слайд 4
С именем М.Ю.Лермонтова связывается понятие «30-е годы 19
века». Это время правления Николая 1. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А.И.Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе.
«Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
В.Г.Белинский
Слайд 5Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до «Героя нашего времени»
- продолжалась недолго.
В.Г.Белинский дал такую оценку Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
Слайд 6
О великом русском писателе Лермонтове можно сказать словами
Белинского: «Лермонтов принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение...»
Действительно, каждая эпоха произносила свое суждение о Лермонтове. Вернее, в каждую эпоху критики по-разному оценивали поэзию Лермонтова, ее общественно-политический характер и значение ее в истории русской литературы.
В русской критике выделились две различные концепции лермонтовского творчества: одна рассматривала Лермонтова как непримиримого протестанта и бунтаря, другая признавала наиболее значительными у Лермонтова мотивы примиренности, гармонии, религиозности и видела в нем поэта, пришедшего к смирению. Бунтарские же и обличительные стороны творчества Лермонтова эта группа критиков оценивала как явление, чуждое русской жизни.
В зависимости от этих основных позиций рассматривались отдельные произведения Лермонтова, его значение в истории русской литературы.
Слайд 7
Критик С.П.Шевырев резко отозвался о стихотворениях Лермонтова, хотя
и признавал за ним поэтический талант. Шевырев отрицал оригинальность и самобытность поэзии Лермонтова.
«В лирике Лермонтова слышатся звуки то Жуковского, то Пушкина, то Бенедиктова. Трудно доискаться собственного у Лермонтова». Шевырев видел в Лермонтове, в сущности, лишь талантливого подражателя. Индивидуально-лермонтовское он находил только в тех стихах, где «выражено религиозное чувство поэта».
Особенно тягостное впечатление произвели на Шевырева стихотворения, подобные «Думе». Он отрицал познавательную глубину, обобщающий смысл этих стихов и называл их «мгновенными плодами какой-то мрачной хандры». Шевырев пытался изолировать русскую поэзию от действительности. Противник реализма, он призывал поэтов «созидать мир русской мечты».
Слайд 8
Восторженно приветствовал появление на литературной арене Лермонтова
В.Г.Белинский:
«Глубокий и могучий ум!
Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!
О, это будет русский поэт с Ивана Великого!»
Слайд 9
Уже в своей первой рецензии, помещенной в 1840
г. в «Отечественных записках», Белинский заявил, что «талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус», что «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое». «Юный могучий талант Лермонтова, — писал он, — нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования».
Наиболее известны две статьи Белинского о Лермонтове, написанные в 1840 г. и напечатанные в «Отечественных записках»: «Герой нашего времени» и «Стихотворения Лермонтова».
Слайд 10
В 1839 году в «Московском Наблюдателе» Белинский дал необычайно
высокую оценку «Бэлы», появившейся в «Отечественных Записках», и откликнулся на несколько стихотворений Лермонтова, также только что напечатанных в «Отечественных Записках» («Дума», «Поэт», «Ветка Палестины» и «Не верь себе»).
«Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск, — писал Белинский о «Бэле», — мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него».
Слайд 11
Статья Белинского о романе «Герой нашего времени». В
русской критике это был первый глубокий анализ гениального произведения и вместе с тем его восторженная оценка.
В образе Печорина Белинский увидел правдивое и бесстрашное отражение трагедии своего поколения, поколения передовых людей 40-х годов. Человек необыкновенной силы духа, гордый и смелый, Печорин растрачивает свою энергию впустую, в жестоких забавах и в мелких интригах. Печорин — это жертва того общественного строя, который мог только глушить и калечить все лучшее, передовое и сильное.
Понимая образ Печорина как отражение трагедии своего поколения, Белинский справедливо видел в этом образе отзвуки и личной трагедии самого Лермонтова. Элементы авторского сочувствия к Печорину, которые имелись в романе, дали Белинскому право утверждать, что Лермонтов еще не смог совершенно отделиться от Печорина, смотреть на него со стороны и правильно его оценить.
Слайд 12
Характеризуя Лермонтова, Белинский говорил, что пафос его поэзии
«заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности», что «поэзия Лермонтова растет на почве беспощадного разума и гордо отрицает предание» .
Идея личности, ее прав, ее освобождения от власти предания, т. е. от гнета общественного и нравственного, — эта идея, как установил Белинский, являлась ведущим началом творчества Лермонтова.
«Недалеко то время, — говорил Белинский о Лермонтове, — когда имя его станет народным именем». Эти слова Белинского сбылись.
Слайд 13
О влиянии Лермонтова на передовую молодежь рассказал
А.И.Герцен в своей статье «О развитии революционных идей в России» (1851). Герцен писал, что его поколение вынуждено было скрывать свои думы, что и у него были сомнения, отрицание и злобные мысли. Герцен подчеркивал в поэзии Лермонтова ее насыщенность мыслью, ее большую идейную глубину. «Размышления Лермонтова — это его поэзия, его мучения, его сила. Лермонтов не мог спастись в лиризме. Во всех его стихотворениях проходит мужественная грозная мысль».
В характере творчества Лермонтова Герцен выделял смелость и откровенность критики. Лермонтов, по мнению Герцена, «действительно много боролся и выстрадал, прежде чем решился высказать свои мысли, а мысли его были зрелыми и говорили об одиночестве». Лермонтов «отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызвало ненависть к нему великосветского общества». Герцен назвал Лермонтова «одним из пророков русского народа». Причину гибели поэта Герцен видел в господстве самодержавно-крепостнического строя, губившего лучших, талантливейших людей эпохи.
Слайд 14
Чернышевский считал Лермонтова одним из воспитателей последующего поколения писателей.
Для Чернышевского Лермонтов был одним из тех писателей, творчество которого служило интересам просвещения русского народа, помогало борьбе за свободную человеческую личность, за гуманизм.
«Каково бы ни было достоинство произведений Пушкина, Грибоедова, Лермонтова и Гоголя, — писал Чернышевский, — но они еще милее, как залог будущего торжества нашего народа на поприще искусства, просвещения и гуманизма».
Добролюбов также подчеркивал общественное значение лермонтовского творчества: «Лермонтов, умевший постичь недостатки современного общества, обладал огромным талантом. Он сумел понять, что спасение находится только в народе».
Слайд 15
Высоко оценила творчество Лермонтова Анна Ахматова.
«…он вдруг начал писать нечто такое,
где он никому не подражал, зато
всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно,
что это невозможно… Слово слушается его, как змея заклинателя: от
эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности,не имеют
себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и
так бездонно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение,
он был бы уже великим поэтом. Я уже не
говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого
себя на сто лет. Он разрушает миф о том, что
проза лишь достояние зрелого возраста.
…До сих пор не только могила, но и место его
гибели полны памяти о нем. Кажется, что над
Кавказом витает его дух, перекликаясь с
духом другого великого поэта.
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье…»
Слайд 16
Иван Павлович Щеблыкин – профессор ПГПУ им.В.Г.Белинского -
исследователь творчества М.Ю.Лермонтова.
В 1985 году профессор Щеблыкин выпустил учебник для нефилологических факультетов «История русской литературы 11-19 веков».
В 1993 году Иван Павлович был удостоен звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации, в 1995 году стал почётным профессором ПГПУ.
В 1996 году он был принят в Союз писателей России.
С 1997 года Иван Щеблыкин является членом-корреспондентом Международной славянской академии наук и художеств.
Слайд 17
Книга «Этюды о Лермонтове» -
попытка отыскать «еще одну
черточку или
грань, важную для
нас, в могучем сплаве чувств и
мыслей великого поэта. Поэзия
Лермонтова невероятно глубока
по степени осмысления жизнен-
ных явлений. С учетом этого и
написаны данные очерки-этюды.
Их цель – привлечь внимание
читателей к вопросам, которые
волновали, мучили в свое время
Лермонтова и которые с новой
силой обострились в наши дни».