Слайд 1М.Ю. Лермонтов – художник.
Озюменко Алла Феликсовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школы
№ 1359
Слайд 2Цель:
Осветить творчество М.Ю. Лермонтова в сфере живописи.
Слайд 3Задачи
Изучить творчество М.Ю. Лермонтова не только как поэта, но и человека
творчески одаренного и в музыке, и в живописи, и человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.
Слайд 4Область применения
Использовать как дополнительную литературу при подготовке к уроку литературы, МХК
или внеклассным мероприятиям.
Слайд 5Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных
вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Слайд 6Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В
его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.
Слайд 7Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в
его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны.
Слайд 8Любовь к рисованию обнаружилась у Лермотова с самого раннего возраста.
Слайд 9„Рыбкинский альбом“
Ранний рисунок Лермонтова в альбоме его матери.
Слайд 12 Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника — живописца
и графика — оказал Рембрандт. Лермонтов пытается следовать системе Рембрандта, применяя разработанный им прием светотеневых контрастов.
Слайд 13Первенствующее место занимает военная тема.
Слайд 15Часто и любовно он изображал Кавказ, тот Кавказ, которым был увлечен
с самого детства и который был фоном большинства его произведении.
Слайд 16Третье место принадлежит портретам.
Слайд 19 К четвертой группе принадлежат иллюстрации
Слайд 20Иллюстрации к повести «Аммалат Бек»
Слайд 21К пятой группе относятся карикатуры.
Из свидетельств современников известно, что Лермонтов охотно
рисовал их. По словам Васильчикова, секунданта его последней дуэли, у Глебова хранился целый альбом с карикатурами поэта на водяное общество, среди которых в различных видах был изображен Мартынов.
Слайд 22 Шестую группу составляют наброски и рисунки, сделанные «из головы», не
связанные с каким-либо определенным литературным текстом и не являющиеся портретными.
Скачущий всадник и наброски мужских голов.
Слайд 23Лист набросков лица и фигуры. Рисунки М. Ю. Лермонтова.
Слайд 24Висковатов отмечал: что Лермонтов охотно рисовал несущегося коня. В нем воплощал
он „мысль“.
Слайд 25 Все посредственное в живописи не имеет своего почерка, оно
безлично. Все подлинное, все настоящее всегда угадывается по своему почерку, который не спутаешь с рукой другого.
Картины и рисунки Лермонтова именно таковы. Они не профессиональны, они грешат против многих правил живописного мастерства, но зато они все овеяны духом гениальности Лермонтова, все они таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений.
Слайд 26 Когда на них смотришь, яснее понимаешь степень взаимной
зависимости между Лермонтовым-художником и Лермонтовым-писателем.
Слайд 27Художественное наследие Лермонтова
11 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50
рисунков на отдельных листах два альбома — один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840—1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840—1841 гг., наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта.