Слайд 1СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ОДЫ ФИЛОСОФСКОГО И ВЫСОКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗВУЧАНИЯ. АВТОР ПОЭМ, ПОЭТИЧЕСКИХ
ПОСЛАНИЙ, ТРАГЕДИЙ, САТИР, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ И НАУЧНОЙ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 2"ПИСЬМО О ПРАВИЛАХ РОССИЙСКОГО СТИХОТВОРСТВА“ – 1738 ГОД.
М.В.ЛОМОНОСОВ УТВЕРДИЛ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ СИСТЕМЕ ЧЕРЕДУЮТСЯ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ.
Слайд 4ТУПА ОРАТОРИЯ, КОСНОЯЗЫЧНА ПОЭЗИЯ, НЕОСНОВАТЕЛЬНА ФИЛОСОФИЯ, НЕПРИЯТНА ИСТОРИЯ, СОМНИТЕЛЬНА ЮРИСПРУДЕНЦИЯ БЕЗ
ГРАММАТИКИ.
М.В.ЛОМОНОСОВ
Слайд 6Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Изображения
словесные вещей называются имена, напр.: небо, вѣтръ, очи; изображения деяний — глаголы, напр.: синѣетъ, вѣетъ, видятъ. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.
Слайд 7КРАСНОРЕЧИЕ ЕСТЬ ИСКУССТВО О ВСЯКОЙ ДАННОЙ МАТЕРИИ КРАСНО ГОВОРИТЬ И ТЕМ
САМЫМ ПРИКЛОНЯТЬ ДРУГИХ К СВОЕМУ ОБ ОНОЙ МНЕНИЕМ.
М. В. ЛОМОНОСОВ
Слайд 8ТРАКТАТ «О ПОЛЬЗЕ КНИГ ЦЕРКОВНЫХ В РОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» (1757 Г.) -
ПЕРВЫЙ ОПЫТ РУССКОЙ СТИЛИСТИКИ - ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕНИЯ АНТИЧНЫХ ФИЛОЛОГОВ О ТРЕХ СТИЛЯХ (ВЫСОКОМ, ПОСРЕДСТВЕННОМ, НИЗКОМ) К РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЖАНРАМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Слайд 9В ПРЕДИСЛОВИИ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ СВОИХ СОЧИНЕНИЙ 1757 Г., КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ
«РАССУЖДЕНИЕ О ПОЛЬЗЕ КНИГ ЦЕРКОВНЫХ В РОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ», ЛОМОНОСОВ ВЫДЕЛЯЕТ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ТРИ ВИДА «РЕЧЕНИЙ».
Слайд 11
.
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ
«ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ
ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..
Слайд 12писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также
стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии.
СРЕДНИЙ СТИЛЬ
Слайд 13 изображать обыденную жизнь с использованием живой разговорной речи (комедии, басни,
сатирические стихотворения)
ЗАЧЕМ Я НА ЖЕНЕ БОГАТОЙ НЕ ЖЕНЮСЬ?
Я ВЫЙТИ ЗА ЖЕНУ БОГАТУЮ БОЮСЬ.
ВСЕГДА МУЖ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЖЕНЕ СВОЕЙ ГЛАВОЮ,
ТО БУДУТ ЗАВСЕГДА РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЮ.
1747
НИЗКИЙ СТИЛЬ
Слайд 14Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный
язык к разговорному.
художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 15ЛОМОНОСОВ ГОВОРИТ: "ТАКИМ СТАРАТЕЛЬНЫМ И ОСТОРОЖНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ … ОТВРАТЯТСЯ ДИКИЕ И
СТРАННЫЕ СЛОВА НЕЛЕПОСТИ, ВХОДЯЩИЕ К НАМ ИЗ ЧУЖИХ ЯЗЫКОВ... И РОССИЙСКИЙ ЯЗЫК В ПОЛНОЙ СИЛЕ, КРАСОТЕ И БОГАТСТВЕ ПЕРЕМЕНАМ И УПАДКУ НЕПОДВЕРЖЕН УТВЕРДИТСЯ..."
Слайд 16ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО НАШЕМУ ТОЧНОМУ НАУЧНОМУ
ЯЗЫКУ, БЕЗ КОТОРОГО
ТЕПЕРЬ НИКТО НЕ МОЖЕТ ОБХОДИТЬСЯ.
Слайд 17«В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям».
Ломоносов предложил
вместо «бергверк» говорить рудник,
вместо «дак» – кровля,
«перпендикулы» – маятник.
Слайд 18ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ И ТАКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, КАК «УПРУГОСТЬ ТЕЛ», «ЗЕМНАЯ ОСЬ», «УДЕЛЬНЫЙ
ВЕС», «ПРЕЛОМЛЕНИЕ ЛУЧЕЙ», «МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА», «ОПЫТ», «НАБЛЮДЕНИЕ».
Слайд 19 ОБЛАДАЯ ПРЕКРАСНЫМ ФОНЕТИЧЕСКИМ ЧУТЬЕМ, ЛОМОНОСОВ УДАЧНО ПЕРЕДЕЛАЛ «ОРИЗОНТ» НА ГОРИЗОНТ,
«КВАДРАТУУМ» НА КВАДРАТ, “ВАТОРПАС” НА ВАТЕРПАС
Слайд 20ЛОМОНОСОВ ЗАКОНЧИЛ РЕФОРМУ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ И ПОДКРЕПИЛ ЕЕ СВОИМИ ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.
ОН СОДЕЙСТВОВАЛ СОЗДАНИЮ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 21ТАМ ОГНЕННЫЕ ВАЛЫ СТРЕМЯТСЯ
И НЕ НАХОДЯТ БЕРЕГОВ;
ТАМ ВИХРИ
ПЛАМЕННЫ КРУТЯТСЯ,
БОРЮЩИСЬ МНОЖЕСТВО ВЕКОВ,
ТАМ КАМНИ, КАК ВОДА, КИПЯТ,
ГОРЯЩИ ТАМ ДОЖДИ ШУМЯТ
Слайд 22«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ
С ДРУЗЬЯМИ, НЕМЕЦКИМ С НЕПРИЯТЕЛЕМ, ИТАЛЬЯНСКИМ С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО КОНЕЧНО К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЕЛ БЫ В НЕМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».
МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ