Презентация, доклад по литературе на тему Мцыри - романтическая поэма М.Ю. Лермонтова

Содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Слайд 1
Электронные учебные материалы
к уроку литературы в

8 классе
по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова»



Егорова Ирина Васильевна
Учитель МОБУ СОШ № 17 г. Якутска

Электронные учебные материалы  к уроку литературы в 8 классе  по теме «Мцыри» - романтическая

Слайд 2Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Слайд 3Мцыри (в переводе с грузинского) - неслужащий монах,
пришелец,
чужеземец, чужак
Романтическая
поэма
"Мцыри"

Мцыри (в переводе с грузинского) - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужакРомантическаяпоэма

Слайд 4Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб.

«Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г.
Написана в 1839г. в Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»).
Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании.
Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Из истории создания поэмыПоэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г.Написана в 1839г.

Слайд 5Поэма «Мцыри» - романтическое произведение.
Повторим основные признаки романтизма

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Повторим основные признаки романтизма

Слайд 6Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием

поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов

Слайд 7Вид Пятигорска. Акварель М.Ю. Лермонтова

Вид Пятигорска. Акварель М.Ю. Лермонтова

Слайд 8«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы

носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе»
М.Ю. Лермонтов. 1832 год.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках,

Слайд 9Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
Ещё ребёнком робкими

шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников алы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной…
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,Я посвящаю снова стих небрежный…Ещё ребёнком робкими шагамиВзбирался я на гордые скалы,Увитые туманными

Слайд 10…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская

натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый

Слайд 11Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы

Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы

Слайд 12Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы

и Куры,
Был монастырь…
Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь…

Слайд 13Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь
Ты слушать исповедь мою  Сюда пришел, благодарю.  Все лучше перед кем-нибудь  Словами облегчить мне

Слайд 15О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами

тучи я следил, Рукою молнию ловил...
О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...

Слайд 17Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.
Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости

Слайд 18Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг...

и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил
Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть

Слайд 21Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.

Он страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал.
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. Он страшно бледен был и худ

Слайд 22Поразмышляем над прочитанным…
1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»?
2. Какие сцены в

ней наиболее запомнились?
3. Какие строфы и слова произвели самое сильное впечатление?
4. Какое настроение появляется, когда читаешь поэму?
Поразмышляем над прочитанным…1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»?2. Какие сцены в ней наиболее запомнились?3. Какие строфы и

Слайд 231. Цель побега Мцыри?
1. Мцыри бежал, чтобы «узнать, прекрасна ли земля»,

узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».



1. Цель побега Мцыри?1. Мцыри бежал, чтобы «узнать, прекрасна ли земля», узнать для воли иль тюрьмы на

Слайд 242. Что он увидел на воле?
2. Что увидел Мцыри? Он

увидел мир, закрытый от него ранее монастырскими стенами. Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил её жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с ней дало Мцыри ответ на первый вопрос, «прекрасна ли земля?» Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа юноши. Его монолог – гимн этому миру.
2. Что он увидел на воле? 2. Что увидел Мцыри? Он увидел мир, закрытый от него ранее

Слайд 253. Что он делал на воле?
3. Важнейшие эпизоды поэмы, где

Мцыри действует: о его бегстве из монастыря во время грозы, о попытке найти дорогу в родной край, о встрече с грузинкой, о борьбе с барсом. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
«Что делал я на воле? Жил!»
3. Что он делал на воле? 3. Важнейшие эпизоды поэмы, где Мцыри действует: о его бегстве из

Слайд 26Вопросы классу
1. Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?
2.

Почему погиб Мцыри? Чем объясняет Мцыри свою неудачу? Верно ли это объяснение?
Вопросы классу1. Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?2. Почему погиб Мцыри? Чем объясняет Мцыри

Слайд 27Главный идейный вывод поэмы
Лучше гибель, чем смиренность и покорность судьбе; лучше

три дня свободы, чем долгая жизнь в рабстве.

Главный идейный вывод поэмыЛучше гибель, чем смиренность и покорность судьбе; лучше три дня свободы, чем долгая жизнь

Слайд 28Сюжет поэмы
Сюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о

его неудавшейся попытке сбежать из монастыря.
Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов.
Юноша делает попутку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь.
Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
В поэме такая последовательность в изложении не выдержана.
Сюжет поэмыСюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке сбежать из монастыря.Жизнь

Слайд 29Композиция поэмы
Композиция «Мцыри» очень своеобразна:
после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря,

в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне;
все остальные строфы (24) представляют монолог героя, его исповедь черницу.
Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трёх днях, проведённых Мцыри на свободе, написана целая поэма.
Композиция поэмыКомпозиция «Мцыри» очень своеобразна:после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся

Слайд 30Образ героя
В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные

условия.
Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов.
Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.
Образ герояВ центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия.Монастырское существование бедно внешними событиями, оно

Слайд 31Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора

о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Особенности композиции и сюжета1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя,

Слайд 32Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.
Сначала Мцыри говорит

о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе.
Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и

Слайд 33Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный

мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура.

Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трёхдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни.

Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью.

Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром

Слайд 34Особенности романтической поэмы
Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а

и в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а сам герой рассказывает о них.
В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включённое в монолог героя, сосредоточенно на отдельных, наиболее напряжённых моментах действия (встреча с грузинкой, бое с барсом и т.д.).
В поэме везде на первом месте герой, а не события. Все названные особенности композиции характерны для романтической поэмы.
Особенности романтической поэмыОсобенность композиции не только в смещении последовательности событий, а и в том, что все они

Слайд 35Вывод
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри,

а его переживаниях.
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни, а переживания героя.
3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Вывод1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри, а его переживаниях.2. Сюжет поэмы составляют

Слайд 36План работы над поэмой
1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты

юноши-послушника.
2. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний.
3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
4. Почему Мцыри не достиг родины?
5. Особенности художественного воплощения образа.
6. Близость Мцыри и лирического героя поэзии Лермонтова.
7. Значение поэмы.
План работы над поэмой1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.2. Что увидел и узнал Мцыри

Слайд 37Монастырь – символ неволи
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, где

человек бесконечно одинок. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, а личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив.
Монастырь – символ неволиДля героя монастырь – символ неволи, тюрьма, где человек бесконечно одинок. Автор не раскрывает

Слайд 38Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?
Автор не описывает монастырскую

жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.

…Я мало жил, и жил в плену…
…Она мечты мои звала
От келий душных и молитв…
…Я вырос в сумрачных стенах
Душой – дитя, судьбой – монах…

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания

Слайд 39Как автор описывает характер и мечты Мцыри?
Автор не раскрывает характер мальчика,

попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.


И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой…

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует

Слайд 40Образ Мцыри. Мцыри – «могучий дух», юноша с бурным сердцем и пламенными

страстями.
Образ Мцыри. Мцыри – «могучий дух», юноша с бурным сердцем и пламенными страстями.

Слайд 41Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов

говорит о его «могучем духе», унаследованном от отцов. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.
Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его «могучем духе», унаследованном

Слайд 42Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?
Задание:
выписать

цитаты

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами
- пышные поля
- холмы и горные хребты
- ущелья, потоки
- растительность

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?Задание:  выписать цитатыУвидел мир, закрытый от него монастырскими

Слайд 43Почему погиб Мцыри?
…тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Почему погиб Мцыри?…тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Слайд 44 – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в

индивидуальном.

«…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…»
И. Андронников

Образ в литературе

– художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.«…И через всю жизнь проносим мы

Слайд 45Каким мы видим Мцыри на воле?
Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного,

сильного, бесстрашного и гордого героя.
Каким мы видим Мцыри на воле?Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.

Слайд 46Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?
Смел и бесстрашен
Презирает

смерть
Жаждет борьбы
Любит родину и мечтает вернуться в родные края
Твёрдый и целеустремлённый
Выносливый и мужественный
Страстная и пламенная натура

Выбор цитат

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?Смел и бесстрашенПрезирает смертьЖаждет борьбыЛюбит родину и мечтает вернуться

Слайд 47Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?
Мцыри – это могучая,

пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём –

Слайд 48«Мцыри» - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.
2.Герой – человек,

враждующий с обществом или непонятый им.
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
«Мцыри» - романтическая поэма1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.3.

Слайд 49ТЕСТ
1.Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из
а) древнерусских летописей;
б) Библии;


в) былин;
г) стихотворения Горация

ТЕСТ1.Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят иза) древнерусских летописей; б) Библии; в) былин;г) стихотворения Горация

Слайд 502. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога;


б) раскаяние, смирение;
в) защита права человека на свободу
3. Определите жанр произведения.
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь;
г) притча

2. В чем заключается смысл эпиграфа?а) восстание против судьбы, против Бога; б) раскаяние, смирение; в) защита права

Слайд 514. Выделите черты романтизма в поэме.
а) бурная неистовая природа;
б) гибель героя;


в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа

4. Выделите черты романтизма в поэме.а) бурная неистовая природа;б) гибель героя; в) герой одинок и не понят

Слайд 524. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
а) анапест;
б) дактиль;


в) амфибрахий;
г) ямб

4. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.а) анапест; б) дактиль; в) амфибрахий; г) ямб

Слайд 535. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря;


б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом;
г) гибель Мцыри
7. В исповеди Мцыри звучит
а) негодование;
б) смирение, покаяние;
в) утверждение своей правоты;
г) отказ от бесплодной борьбы
5. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?а) побег из монастыря; б) встреча с грузинкой; в) бой

Слайд 546. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма

и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

6. В чём заключается основная идея произведения?а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;б) тоска по воле;в) утверждение

Слайд 55Вопросы на усвоение содержания поэмы.
1. Что видел Мцыри на воле?
2. Что

делал он, вырвавшись из монастыря?
Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»?
Вопросы на усвоение содержания поэмы.1. Что видел Мцыри на воле?2. Что делал он, вырвавшись из монастыря?Что узнал

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть