Презентация, доклад по литературе на тему Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (6 класс)

Содержание

Проверка домашнего заданияЧто было задано на сегодня?Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

Слайд 1Открытый урок по литературе (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
«Утес»

«Листок»

«На Севере диком…»

Открытый урок по литературе  (по творчеству М.Ю. Лермонтова)«Утес»«Листок»«На Севере диком…»

Слайд 2Проверка домашнего задания
Что было задано на сегодня?
Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

Проверка домашнего заданияЧто было задано на сегодня?Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

Слайд 3ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом
2.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.
Выхожу один я на дорогу…
Один и без цели по свету ношуся давно я
Одиноко он стоит
6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…


ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА1.  Белеет парус одинокий   В тумане моря голубом2.  На севере диком стоит

Слайд 4Лексическое значение
ОДИНОКО
одинокий
один
одиночество

Лексическое значениеОДИНОКО одинокий  один одиночество

Слайд 5Задачи:
вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества;

учиться

определять основную тему лирического произведения;

учиться анализировать и сравнивать литературные произведения;

повторить литературоведческие понятия.

Задачи:вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества;учиться определять основную тему лирического произведения;учиться анализировать

Слайд 6Цели урока
Выявить ключевые образы стихотворений
Роль изобразительно-выразительных средств языка
Дать

интерпретацию поэтического текста
Попытка проникнуть в творческую лабораторию
Сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

Цели  урока Выявить ключевые образы стихотворенийРоль изобразительно-выразительных средств языка Дать интерпретацию поэтического текста Попытка проникнуть в

Слайд 7Словарная работа
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив – основной

мотив, главный, ведущий в произведении.

Словарная работаМотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Слайд 8Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив

памяти и забвения;
мотив одиночества…
Основные мотивы лирики  М.Ю. Лермонтова:мотив действия и подвига;мотив странничества;мотив изгнанничества;мотив сна;мотив памяти и забвения;мотив одиночества…

Слайд 9 Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
М.Ю. Лермонтов
Тема урока: «Мотив одиночества в лирике    М.Ю.Лермонтова».   Как страшно жизни сей

Слайд 10Терминологический диктант
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов,

эпизодов.
Необычный порядок слов в предложении.
Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов
Терминологический диктантПостроение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.Необычный порядок слов в предложении.Противопоставление слов,

Слайд 11М. Ю. Лермонтов «УТЕС»


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь

она умчалась
рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

М. Ю. Лермонтов «УТЕС»Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась

Слайд 12Творческая лаборатория
«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они

живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников
Творческая лаборатория«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через

Слайд 13 Роль эпитетов
Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
- Эпитет «старый»

одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.

Роль эпитетовЭпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.

Слайд 14Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка -

одно существительное (тема или предмет);
2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);
3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета;
4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;
5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я

Слайд 15В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от

одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение

Слайд 16Образы, герои, характеры
КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ

НИМИ?
МОГУТ ЛИ ТУЧКА и УТЕС БЫТЬ ВМЕСТЕ?
АНТИТЕЗА

Образы, герои, характерыКАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? МОГУТ ЛИ ТУЧКА и УТЕС

Слайд 17«ЛИСТОК» 1841г
Как построено это стихотворение?
- Какова композиция стихотворения?
- Сколько строф в

стихотворении?

«ЛИСТОК» 1841гКак построено это стихотворение?- Какова композиция стихотворения?- Сколько строф в  стихотворении?

Слайд 18Особенности стихотворения



Антитеза
 



 

стихотворение построено на антитезе.
Противопоставление – антитеза –
оборот

речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев

Аллегория


Иносказание.
Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

Особенности стихотворения Антитеза  стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности

Слайд 19

Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей,

был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического

Слайд 20Мотивы одиночества, странничества
На севере диком
На севере диком стоит одиноко
На

голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Мотивы одиночества, странничестваНа севере диком На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь,

Слайд 21Приобретаем опыт
Плохо, когда одиноко. Нужно иметь друзей.

Помоги тому, кому одиноко.

Приобретаем опытПлохо, когда одиноко. Нужно иметь друзей.Помоги тому, кому одиноко.

Слайд 22Обобщение информации
С каким новым термином познакомились?

Каков лейтмотив произведений

М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?

Что удалось повторить, закрепить?

Каково ваше впечатление от сегодняшнего
урока?

На сколько каждый из вас поработал?

Обобщение информацииС каким новым термином познакомились?Каков лейтмотив произведений    М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?Что удалось повторить, закрепить?Каково

Слайд 23Домашнее задание
Стр.

156-158, выучить и проанализировать 1 стихотворение;
Составить синквейн «Одиночество»
Вн. чтение:
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Домашнее задание         Стр. 156-158, выучить и проанализировать

Слайд 24Автор проекта:

Рябова Т.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ р.п. им. В.И. Ленина»
МО «Барышский район» Ульяновской области

Автор проекта: Рябова Т.А., учитель русского языка и литературы    МОУ «СОШ р.п. им. В.И.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть