Презентация, доклад по литературе на тему М.Лермонтов Песня о царе...

Содержание

Цель урока:Знакомство с эпохой Ивана Грозного, изображенной в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; раскрытие характеров героев.

Слайд 1 Эпоха Ивана Грозного

в произведении
М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и
удалого купца Калашникова»
Эпоха Ивана Грозного      в произведении  М.Ю. Лермонтова «Песня

Слайд 2Цель урока:
Знакомство с эпохой Ивана Грозного, изображенной в поэме М.Ю. Лермонтова



«Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; раскрытие характеров героев.
Цель урока:Знакомство с эпохой Ивана Грозного, изображенной в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника

Слайд 3Задачи урока:
1. Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Вспомнить

эпоху Ивана Грозного, период опричнины.
3. Выделить исторические детали в поэме
М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и объяснить их художественную роль.
Задачи урока:1. Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.2. Вспомнить эпоху Ивана Грозного, период опричнины.3. Выделить

Слайд 4
«Идут годы, десятилетия...,
а мы ощущаем Лермонтова
как

поэта живого
и глубоко современного»...

«Идут годы, десятилетия..., а мы ощущаем  Лермонтова   как поэта живого и глубоко современного»...

Слайд 5 Лермонтовым нельзя
начитаться. Глубина
мысли сочетается
у него с великим
Совершенством
выражения. Даже
когда вспоминаешь
стихи

молча, они
звучат в твоей памяти,
словно прекрасная
музыка...
И. Андроников
Лермонтовым нельзяначитаться. Глубинамысли сочетается у него с великимСовершенствомвыражения. Дажекогда вспоминаешьстихи молча, онизвучат в твоей памяти,словно прекраснаямузыка...

Слайд 7Вопросы:
1. Какое значение имеют картины ХVI века для раскрытия характера Калашникова?
2.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать свою честь перед всем народом?
3. Как Лермонтов описывает Калашникова?
4. В чем его грех?
Вопросы: 1. Какое значение имеют картины ХVI века для раскрытия характера Калашникова?2. Какими качествами должен обладать человек,

Слайд 8Домострой – памятник русской литературы ХVI в., представляет собой свод правил

общественного, религиозного и особенно семейного поведения. Глава семьи, по «Домострою», является владыкой домочадцев.
Домострой – памятник русской литературы ХVI в., представляет собой свод правил общественного, религиозного и особенно семейного поведения.

Слайд 9Купец Калашников
Калашников – простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера

позволяют автору поставить его личность в один ряд с самим царем.
Купец Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди.

Купец КалашниковКалашников – простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в

Слайд 11Вопросы
1) Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич?
2) Когда меняется тон гусляров

по отношению к Кирибеевичу и почему?
3) С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?
Вопросы1) Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич?2) Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?3)

Слайд 13Опричник Кирибеевич
Образ крайне противоречивый.
Гусляры поют о нем как о «добром молодце»

из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое.
С точки зрения народной совести, Кирибеевич, действительно, разбойник, ибо крадет счастье у семьи купца Калашникова.
Опричник КирибеевичОбраз крайне противоречивый.Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни: удалой боец, молодой боец,

Слайд 14Вопросы
Вспомните характеристики царя Ивана IV из истории.
В чем отличаются, а в

чем совпадают историческая характеристика и описания Лермонтова?
Предстает ли царь в поэме обычным человеком или чем-то недосягаемым?
Справедливо ли поступает царь, казня купца?
ВопросыВспомните характеристики царя Ивана IV из истории.В чем отличаются, а в чем совпадают историческая характеристика и описания

Слайд 15Царь Иван Васильевич
Жесток, болезненно подозрителен, несправедлив, мстителен.

Царь Иван ВасильевичЖесток, болезненно подозрителен, несправедлив, мстителен.

Слайд 16Царь Иван Васильевич
Может быть щедрым по отношению к людям,

которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие.
Царь Иван Васильевич  Может быть щедрым по отношению к людям, которых любит, готов помочь чужому горю

Слайд 17Исторические детали, раскрывающие эпоху Ивана IV
Возникает картина придворной жизни того времени

– трапеза (пир) у царя, на которой присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей.
Называется имя главы опричников Малюты Скуратова, одного из приближенных Ивана Грозного.
Из поэмы мы узнаем об общепринятых порядках, традиционно установившихся правилах общественного поведения, о нравственных устоях семейной жизни.
Исторические детали, раскрывающие эпоху Ивана IVВозникает картина придворной жизни того времени – трапеза (пир) у царя, на

Слайд 18Выводы:
В поэме создан, при всей его условности, в целом убедительный образ

Древней Руси.

В произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» много признаков исторического времени: от деталей одежды, вооружения, конской сбруи до форм поведения людей разных сословий.
Выводы:В поэме создан, при всей его условности, в целом убедительный образ Древней Руси.В произведении М.Ю. Лермонтова «Песня

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть