Презентация, доклад по литературе на тему Мир человека и природы в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Рассказ Лапти. Душа крестьянина в изображении писателя

Содержание

Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953Родился в г. ВоронежДетство и юность прошли в фамильном имении в Орловской губернииУчился в Елецкой гимназииСчитал своими учителями Л.Н. Толстого и А.П. ЧеховаНе приняв власть большевиков, вынужден был в 1920 г.

Слайд 1Урок литературы в 6 классе по теме «Мир человека и природы

в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя» с использованием УМК под редакцией Г.С. Меркина

Подготовила Гребеник Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа

Урок литературы в 6 классе по теме  «Мир человека и природы в стихотворениях и рассказах И.А.

Слайд 2Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953
Родился в г. Воронеж
Детство и юность прошли

в фамильном имении в Орловской губернии
Учился в Елецкой гимназии
Считал своими учителями Л.Н. Толстого и А.П. Чехова
Не приняв власть большевиков, вынужден был в 1920 г. покинуть Россию
В ноябре 1933 года был удостоен Нобелевской премии, большой золотой медали и 715 тысяч франков
В 1953 г. в Париже И.Бунина не стало




Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953Родился в г. ВоронежДетство и юность прошли в фамильном имении в Орловской

Слайд 3Произведения И.А. Бунина

Произведения И.А. Бунина

Слайд 4Рассказ
Прозаическое произведение малого объёма с динамическим развитием сюжета; небольшое по объёму

повествование , в котором описывается возможное происшествие
РассказПрозаическое произведение малого объёма с динамическим развитием сюжета; небольшое по объёму повествование , в котором описывается возможное

Слайд 5Сюжет
Совокупность событий в художественном произведении, представленная в определённой связи,

раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Сюжет Совокупность событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя

Слайд 6Композиция рассказа
Экспозиция (начало)
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка (конец)

Композиция рассказаЭкспозиция (начало)ЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязка (конец)

Слайд 7
В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре

короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение – рассказ «Лапти».
В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему

Слайд 8Тема урока: Мир человека и природы в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина.

Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя

Цель урока:
понять авторский замысел;
научиться определять проблемы, затронутые писателем в рассказе;
видеть языковые приёмы, которые использует писатель для раскрытия идеи произведения.

Тема урока: Мир человека и природы  в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина.  Рассказ «Лапти».

Слайд 10Запомни!
Лыко – кора молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемая

на слои и узкие полосы.
Запомни!Лыко – кора молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемая на слои и узкие полосы.

Слайд 11Герои рассказа
Ребёнок
Нефёд
Барыня – мать, переживающая за больного ребёнка
Муж –

в отъезде
Герои рассказаРебёнок Нефёд Барыня – мать, переживающая за больного ребёнкаМуж – в отъезде

Слайд 12Запомни!
Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных

изделий, кожи.
Запомни!Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

Слайд 13Непроглядная вьюга

Непроглядная вьюга

Слайд 14
Для ребенка красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, достигнув которого,

он может либо выжить, либо умереть.

Для ребенка красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, достигнув которого, он может либо выжить, либо умереть.

Слайд 15Крестьянские дети

Крестьянские дети

Слайд 16Образ Нефёда

Нефед – отправляется в путь, никого не спрашивая, так как

«душа желает», а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой не задумывается о себе, его интересует только судьба ребенка.
Образ НефёдаНефед – отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души

Слайд 17Добро порождает добро
Вряд ли слуга пошел в вьюгу, если

бы барин и барыня издевались над ним, если бы маленький барчонок был капризным и жестоким. Первый же вопрос Нефеда, обращенный к барыне: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?» – говорит о том, что отношения между слугой и господами дружеские. Это подтверждает и то, как барыня называет слугу: «Куда там, Нефедушка!»
Добро порождает добро  Вряд ли слуга пошел в вьюгу, если бы барин и барыня издевались над

Слайд 18Запомни!
Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Запомни!Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Слайд 19Черты характера Нефёда


добрый,
мужественный,
смелый

Черты характера Нефёдадобрый,мужественный,смелый

Слайд 20Мастер художественного слова – И.А. Бунин передает состояние природы следующими синонимами


«непроглядная вьюга»;
«такая страсть»;
«белое, куда-то бешено несущееся степное море»,
«бездна снежного урагана и мрака»


Мастер художественного слова – И.А. Бунин передает состояние природы следующими синонимами «непроглядная вьюга»; «такая страсть»;«белое, куда-то бешено

Слайд 21Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого

контраста.

Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, полыхающему в теле ребенка.

Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Слайд 22О чём заставляет задуматься финал рассказа?
Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду

в одном из отдаленных хуторов тяжело болеет барский мальчик и в бреду просит дать ему красные лапти.
Небольшой бунинский рассказ «Лапти» располагается на двух страницах, но сколько вынесет из него вдумчивый читатель!

Ради чего человек должен совершать добрые, благородные поступки?

О чём заставляет задуматься финал рассказа?Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело

Слайд 23Словесная мастерская И.А. Бунина

Словесная мастерская И.А. Бунина

Слайд 25Вывод
1.Эмоционально яркие картины невозможно представить без помощи цветовой гаммы и описания

звуков, потому что писатель пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии мира в целом, стремится раскрыть всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете и звуках.
2. И.А. Бунин стремится показать взаимосвязь мира природы и человека.
Вывод1.Эмоционально яркие картины невозможно представить без помощи цветовой гаммы и описания звуков, потому что писатель пишет не

Слайд 26Тема рассказа
В рассказе «Лапти» И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, милосердия,

долга и совести, нравственного подвига.
Тема рассказаВ рассказе «Лапти» И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, милосердия, долга и совести, нравственного подвига.

Слайд 27Центральная проблема рассказа
Гуманное отношение к людям.

Центральная проблема рассказа Гуманное отношение к людям.

Слайд 28Гуманистическая направленность бунинского рассказа
Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не

задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.
Гуманистическая направленность бунинского рассказа Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного

Слайд 29Д/з по выбору:
1)Подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина; пересказ рассказа «Лапти».
2) Составить

характеристику Нефёда;
3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам»
Д/з по выбору:1)Подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина; пересказ рассказа «Лапти».2) Составить характеристику Нефёда;3) Написать мини-сочинение на тему:

Слайд 30Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств
Из «Толкового словаря русского

языка» С.И. Ожегова


Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.

Из книги «Симфония
по творениям святителя Тихона Задонского» Схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Добродетель должна быть в душе и при случае проявляться в деле.

Милосердие есть плод христианской любви. Христиане должны быть милосердны друг к другу. Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя.

Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств Из «Толкового словаря русского языка» С.И. ОжеговаДоброта – отзывчивость, душевное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть