Слайд 2Цель:
Расширить понятие романтизм.
Слайд 3Задачи
познакомиться с содержанием рассказа.
формировать понятие «романтический герой»,
правильно и выразительно читать,
анализировать
текст с помощью вопросов и заданий,
Определить главную тему рассказа,
воспитывать нравственные качества.
Слайд 4В мире пословиц и поговорок
Цыган даром мимо не пройдет.
Цыган
ищет того, как бы обмануть кого.
Цыган сам себе хозяин.
И у цыгана душа не грязна.
Слайд 5Романтизм
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)
-Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.
Слайд 6Биография писателя
РОДИТЕЛИ:
Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром –
краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры.
Мать – Варвара Васильевна Каширина умерлда в 1878 году
Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»
Слайд 7Анализ текста
Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли
сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (Ответы учащихся).
Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?
Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем?
Основные черты характера этих героев . (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).
Слайд 8Из теории литературы
Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он
выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.
Слайд 9Словарная работа
Толковый словарь С.Ожегова.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности,
сердечного влечения.
СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?
Слайд 10Подведение итогов
Друг без друга герои жить не могут, но и
покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
Подумайте, идя ночью на встречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)
А Лойко предчувствовал собственную смерть?
Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
Слайд 11Домашнее задание:
Ответьте на вопрос: «Почему любовь и стремление к
свободе оказываются для героев несовместимыми?»