Слайд 1Социалистический реализм
в искусстве
Слайд 2
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза —
основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой.
Он был одобрен с 1932 годаОн был одобрен с 1932 года партийнымиОн был одобрен с 1932 года партийными органами в литературеОн был одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве.
Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.
Слайд 3
Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично
изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философиейДля произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическимиДля произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизмаДля произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетикаДля произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв.
Слайд 4
Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру,
музыку и архитектуру).
Слайд 5
описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
Слайд 6
согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся
Слайд 7
Счастливые лица обобранных и раскулаченных крестьян ничего общего с реализмом не
имеют и иметь не могут.
Слайд 8
Мерзость это, а вовсе не направление в изобразительном искусстве.
Слайд 9
На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький
утверждал:
«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью»[2].
Слайд 10
Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над
творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги».
Слайд 11
Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:
«Для наших писателей жизненно и
творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».
Он же утверждал:
«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».
Слайд 12
Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ».
Слайд 13
«Инженеры человеческих душ»
Максим Горький
Анна ЗегерсАнна Зегерс[7]
Вилис Лацис
Николай Островский
Александр Серафимович
Фёдор Гладков
Константин Симонов
Цезарь Солодарь
Михаил Шолохов
Александр Фадеев
Константин Федин
Дмитрий Фурманов
Алексей Толстой
Шагинян, Мариэтта Сергеевна
Слайд 16
Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над
творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики
Слайд 17
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое
и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».
Слайд 18
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом,
стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.
Слайд 20
Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа,
так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
Слайд 21
? ? ?
Соцреализм – это:
Подлинное искусство - продолжатель традиций классического реализма
Искусственно созданное сверху течение, но в русле которого появилось немало шедевров
Уродливое явление советской действительности
"Соцреализм – определение, не имеющее никакого определения"