Слайд 1Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
Выполнила студентка
Группы М116/2
Каримова Анна
Слайд 2Цель
Раскрыть художественное своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Слайд 3Общие черты сказок Салтыкова-Щедрина и народных сказок
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Слайд 4Отличительные черты
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного
героя
Уподобление человека животному
Народные сказки
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
Слайд 5Почему же именно сказки?
Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам.
Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Слайд 6«Дикий помещик»
Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина, впервые опубликованная в 1869 году.
Слайд 7Краткое содержание
В сказке рассказывается о глупом помещике, который жаловался Богу на
то, что слишком много развелось мужиков. Он решил их сам извести. Мужики умоляли Бога — и вот помещик остался один. На базаре пропали и мука, и мясо, и живность всякая, да и людей не было. Приезжали к нему гости, но из-за отсутствия слуг в доме практически сразу покидали помещика, говоря ему о его глупости. «Российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев» стал деградировать, весь оброс, ел зайца вместе с мехом, не стриг ногти, даже подружился с медведем. Когда об этом узнал исправник, созвали совет и было решено: «Мужиков изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил». Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая; а помещик, порученный «надзору слуги Сеньки», тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.
Слайд 10Основные средства художественной выразительности
Большое внимание писатель уделил таким средствам художественной выразительности,
как эпитет («рассыпчатое тело», «худое житье»), метафора («огненный шар» — солнце), сравнение («словно туча черная, пронеслись… мужицкие портки»).
Слайд 11Фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик»
Фантастическое: летающие, роящиеся мужики; одичалый
помещик; его охота на зайца; дружба с медведем.
Реальное: угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».
Слайд 12О фамилии помещика
Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в
то же время называет его “русским помещиком” ?
Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца.
Слайд 13Какие пороки обличает автор в «Диком помещике»?
Жизнь за счет народного труда
превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному. Ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ.
Слайд 14Заключение
Несмотря на небольшой объем сказок, Салтыков-Щедрин рассматривает важные проблемы для России
того времени: проблемы государственной власти, пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства.
Автор сумел раскрыть политические проблемы через повседневный быт в форме фольклора.
Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.