Презентация, доклад по литературе на тему Материалы к урокам по сказу Левша Н.С.Лескова

Содержание

План урока:Творческий путь Н.С.ЛесковаПраведники Лескова.«Левша». История создания.Жанр произведения.Сюжет.Государственные люди и Левша.Речь героев.Заключение.

Слайд 1Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)

Николай Семёнович Лесков(1831 – 1895)

Слайд 2План урока:

Творческий путь Н.С.Лескова
Праведники Лескова.
«Левша». История создания.
Жанр произведения.
Сюжет.
Государственные люди и Левша.
Речь

героев.
Заключение.

План урока:Творческий путь Н.С.ЛесковаПраведники Лескова.«Левша». История создания.Жанр произведения.Сюжет.Государственные люди и Левша.Речь героев.Заключение.

Слайд 3Предисловие к уроку по сказу Николая Семеновича Лескова
«ЛЕВША»

Предисловие к уроку по сказу Николая Семеновича Лескова«ЛЕВША»

Слайд 4Современные Левши Рисовое зернышко
На срезе написан фрагмент из рассказа Лескова Н. С. «Сказ о тульском

Левше и о стальной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки.
Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.

Современные Левши Рисовое зернышко  На срезе написан фрагмент из рассказа Лескова Н. С. «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе».

Слайд 5Современные Левши Буратино
На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и

черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды».
Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не  удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши Буратино   На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды».

Слайд 6МИКРОМИНИАТЮРЫ
Предметы чрезвычайно маленького размера, созданные искусными мастерами, называются микроминиатюрами.
Эти мастера –

последователи дела литературного героя, придуманного известным русским писателем Николаем Семеновичем Лесковым.
МИКРОМИНИАТЮРЫПредметы чрезвычайно маленького размера, созданные искусными мастерами, называются микроминиатюрами.Эти мастера – последователи дела литературного героя, придуманного известным

Слайд 7Работы Анатолия Коненко.

Работы Анатолия Коненко.

Слайд 12Работы Юрия Деулина

Работы Юрия Деулина

Слайд 15Работы Владимира Анискина

Работы Владимира Анискина

Слайд 17…глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает…
Из чёрной рамы смотрит

мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаённая гроза,
В изображенье умного Серого.
Вл.Гиппиус
…глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает…Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как

Слайд 18Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили

ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»

Дом, в котором родился Н.С.Лесков

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не

Слайд 19Панин хутор
«Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в

руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
Н.С.Лесков
Панин хутор«Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на

Слайд 201841г. Орловская гимназия
«В науках далеко не зашелся», - скажет о себе

Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
1841г. Орловская гимназия«В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для

Слайд 21Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не

поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
Н.С.Лесков
Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой

Слайд 22Памятные места
Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков

Памятные местаОрловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков

Слайд 23Тургеневский бережок
Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует

соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
Тургеневский бережокЛесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину

Слайд 24Памятник Н.С.Лескову
Установлен в 1981г на родине писателя в честь 150-летия со

дня рождения.
Памятник Н.С.ЛесковуУстановлен в 1981г на родине писателя в честь 150-летия со дня рождения.

Слайд 25 В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила

Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник.
В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам

Слайд 26Дом-музей Н.С.Лескова
ул.Октябрьская

Дом-музей Н.С.Лесковаул.Октябрьская

Слайд 27Дом-музей Н.С.Лескова
Кабинет

Дом-музей Н.С.ЛесковаКабинет

Слайд 28Дом-музей Н.С.Лескова

Дом-музей Н.С.Лескова

Слайд 29Личные вещи Н.С.Лескова

Личные вещи Н.С.Лескова

Слайд 30 «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского

уезда, «Соборяне» - эти книги Николая Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.





В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

«Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда, «Соборяне» - эти книги Николая

Слайд 32Н.С.Лесков
"Левша"

Н.С.Лесков

Слайд 33Заглавие
«Я люблю, чтобы оно (заглавие) было живо и в

самом себе рекомендовало содержание живой повести».
Н.С. Лесков

Заглавие  «Я люблю, чтобы оно (заглавие) было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести».Н.С.

Слайд 34Сказ «Левша» (1881г)
Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и

легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи.
Сказ «Левша» (1881г)Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика,

Слайд 35 Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится

подчинить жизнь служению людям». Праведники – «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Праведник – это обязательно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…»
Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники –

Слайд 36 Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое

«предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в

Слайд 37 Сказ – это жанр, в котором повествование ведется от лица

вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» говорящего. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к наиболее ярким образцам этого жанра.
Сказ – это жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся

Слайд 38 Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой:

получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок

Слайд 39Александр I
Государственные люди противопоставлены Левше. Император Александр

I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному западу и недоверием к собственному народу («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»).
Александр I   Государственные люди противопоставлены Левше. Император Александр I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному западу

Слайд 40Атаман Платов
Платов Матвей Иванович (1751-1818) –граф, генерал, атаман донских казаков, герой

войны с Наполеоном.
Атаман ПлатовПлатов Матвей Иванович (1751-1818) –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.

Слайд 41М.И.Платов
Защитником нации во время заграничных экскурсий царя

выступает Платов. В результате он попадает в опалу на «досадную укушетку».
М.И.Платов   Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате он попадает в

Слайд 42Николай I
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай

I, напротив, превосходит патриотизм Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Николай I   «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизм Платова, не

Слайд 43Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами

Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами

Слайд 44Тульское оружие

Тульское оружие

Слайд 45Тульские самовары

Тульские самовары

Слайд 46Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах.
Левша, аглицкий

полшкипер и черт из пучины, он же «морской водоглаз».
Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах. Левша, аглицкий полшкипер и черт из пучины, он

Слайд 47Иллюстрации к сказу
Платов и император Николай Павлович
Задание: найди в сказе строки,

соответствующие иллюстрации
Иллюстрации к сказуПлатов и император Николай ПавловичЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 48Иллюстрации к сказу
Платов и тульские оружейники
Задание: найди в сказе строки, соответствующие

иллюстрации
Иллюстрации к сказуПлатов и тульские оружейникиЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 49Иллюстрации к сказу
Платов на досадной «укушетке»
Задание: найди в сказе строки, соответствующие

иллюстрации
Иллюстрации к сказуПлатов на досадной «укушетке»Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 50Иллюстрации к сказу
Тульские мастера за работой
Задание: найди в сказе строки, соответствующие

иллюстрации
Иллюстрации к сказуТульские мастера за работойЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 51Иллюстрации к сказу
Левша в государевом дворце
Задание: найди в сказе строки, соответствующие

иллюстрации
Иллюстрации к сказуЛевша в государевом дворцеЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 52Иллюстрации к сказу
Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
Задание: найди в

сказе строки, соответствующие иллюстрации
Иллюстрации к сказуГосударь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскопЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 53Иллюстрации к сказу
Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
Задание: найди в сказе

строки, соответствующие иллюстрации
Иллюстрации к сказуГосударь Николай Павлович рассматривает стальную блохуЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 54Иллюстрации к сказу
Смерть Левши
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Иллюстрации к сказуСмерть ЛевшиЗадание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Слайд 55Главный герой рассказа – тульский умелец Левша

Главный герой рассказа – тульский умелец Левша

Слайд 56 Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» -

чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе родины.
Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» - чтобы ружья кирпичом не чистили, а

Слайд 57Патриотизм в произведении
Патриотизм – это любовь к родине.


Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»?

Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть».
Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.

Патриотизм в произведении   Патриотизм – это любовь к родине.   Что вкладывает Левша в

Слайд 58Качества главного героя
- патриотизм,

- талант,

- усердие,

- настойчивость,

- целеустремлённость,

- неприхотливость,

- скромность,

- трудолюбие.

Качества главного героя- патриотизм,- талант,- усердие,- настойчивость,- целеустремлённость,- неприхотливость,- скромность,- трудолюбие.

Слайд 59Главная идея произведения
Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что

даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.
Главная идея произведенияБогата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу.

Слайд 60 Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов,

нередко неправильна.
Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и др.
Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов, нередко неправильна.   Рассказывая о

Слайд 61 На этом уроке вы познакомились со «Сказом о

тульском косом левше и о стальной блохе» и его главным героем – Левшой.
Вы узнали:
об особенностях жанра «сказа»;
кто такие праведники Н.С.Лескова;
о необычном языке героев сказа;
об идее патриотизма, которая заложена в этом произведении.

Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.
На этом уроке вы познакомились со «Сказом о тульском косом левше и о стальной

Слайд 63БСЭ
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений,

признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
БСЭГуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его

Слайд 64Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что

права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Либерализм — в общем смысле, – это представление, согласно которому цель политики состоит в защите прав личности и в максимальном расширении свободы выбора.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть