Презентация, доклад по литературе на тему Материалы к урокам по поэме Мёртвые души Н.В.Гоголя

Содержание

«…Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»,- так писал Гоголь Пушкину.Н.В.Гоголь "Мёртвые души".

Слайд 1Н. В. Г О Г О Л Ь
«Мертвые души»
Чичиков и помещики.

Н. В. Г О Г О Л Ь«Мертвые души»Чичиков и помещики.

Слайд 3 «…Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку

всю Русь»,- так писал Гоголь Пушкину.

Н.В.Гоголь "Мёртвые души".

«…Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»,- так писал Гоголь Пушкину.Н.В.Гоголь

Слайд 4 … и смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм

её жизни.
М.Горький

Поэма
«Похождения Чичикова или
Мёртвые души».

… и смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм её жизни.					М.ГорькийПоэма«Похождения Чичикова илиМёртвые души».

Слайд 5“ Это будет первая моя порядочная вещь – вещь,
которая вынесет

моё имя. Вся Русь явится в нём ”.
“ Это будет первая моя порядочная вещь – вещь, которая вынесет моё имя. Вся Русь явится в

Слайд 6Губернский город NN
… город никак не уступал другим губернским городам


Губернский город NN … город никак не уступал другим губернским городам …

Слайд 7Въезд Чичикова в город

Въезд Чичикова в город

Слайд 8Город NN

Город NN

Слайд 9Отправляемся в путь
вместе с Чичиковым

Отправляемся в путь вместе с Чичиковым

Слайд 10Карта путешествия Чичикова

Карта путешествия Чичикова

Слайд 11 Боже, как грустна наша Россия! А.С.Пушкин.
Закончив экскурсию по

городу N,вместе с Чичиковым мы отправляемся в путь…
Боже, как грустна наша Россия! А.С.Пушкин.  Закончив экскурсию по городу N,вместе с Чичиковым мы отправляемся

Слайд 12Помещик Манилов. Бесплодный мечтатель и фантазёр

приглашает вас на «сладенькую болтовню» в « Храм уединённого размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.
Помещик Манилов.      Бесплодный мечтатель и фантазёр приглашает вас на «сладенькую болтовню» в

Слайд 13Манилов
Рыцарь пустоты.
… ни то ни сё; ни в городе Богдан,

ни в селе Селифан.
Манилов Рыцарь пустоты.… ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

Слайд 14Пейзаж
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой

на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном………
ПейзажДеревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении,

Слайд 15Мебель
В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель,

обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. В иной комнате и вовсе не было мебели.
МебельВ доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно,

Слайд 16Портрет
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не

лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек»
ПортретНа взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность,

Слайд 17Речь
От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова,

какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно.
РечьОт него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого,

Слайд 18Манеры
Он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил

в армии
МанерыОн обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии

Слайд 19Дети
Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а Фемистоклюс, если что-нибудь

встретит, букашку, козявку, так уж у него вдруг глазенки и забегают; побежит за ней следом и тотчас обратит внимание.
ДетиВот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а Фемистоклюс, если что-нибудь встретит, букашку, козявку, так уж у

Слайд 20МАНИЛОВ.
Черты характера:


Прожектерство (увлечение несбыточными проектами).
Мечтательность.
Бесхарактерность.
Сентиментальность.
Бесхозяйственность.


МАНИЛОВ.Черты характера:Прожектерство (увлечение несбыточными проектами).Мечтательность.Бесхарактерность.Сентиментальность.Бесхозяйственность.

Слайд 21Манилов
Учтивый
Беспечный
Обходительный
Примитивный
Пустослов
Слащавый
Характерны
заискивающие
манеры
Напускное
глубокомыслие
“Приятная встреча”.
Помещик Манилов – бесплодный мечтатель

и фантазёр.
Манилов УчтивыйБеспечныйОбходительныйПримитивный ПустословСлащавыйХарактернызаискивающие манерыНапускное глубокомыслие“Приятная встреча”. Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

Слайд 22Коробочка
Дубинноголовая Коробочка.
… бережливая старушка …
… крепколобая …

Коробочка Дубинноголовая Коробочка.… бережливая старушка … … крепколобая …

Слайд 23Коробочка Настасья Петровна
Коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда

ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
Коробочка Настасья ПетровнаКоллежская секретарша, «дубинноголовая»,   суеверная и ограниченная, всегда ждёт вас в своей деревеньке и

Слайд 24Мебель в доме и пейзаж всего окружающего!!!



картины с какими-то птицами; между
окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся
листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода
карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...>
<…Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что
на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный
масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как
нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять;….>
<…. Подошедши к окну, он начал
рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по
крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен
птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа; промеж них
расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову



Мебель в доме и пейзаж всего окружающего!!!

Слайд 25набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут
же;

тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая
этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком. Этот небольшой
дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись
пространные огороды с капустой, луком, картофелем, светлой и прочим
хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие
фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев, из
которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на
другое. Для этой же самой причины водружено было несколько чучел на длинных
шестах, с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой
хозяйки. За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были
выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию,
сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были
поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен
новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых
сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две. "Да
у ней деревушка не маленька”…..>


">набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тутже; тут же, разгребая кучу сора, съела

Слайд 26

фланелью на шее…..>
<…Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю…>
<….Она была одета лучше, нежели вчера, – в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано”…>
Коробочка и Чичиков
Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...». Казалось бы, Коробочка с куриной ограниченностью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его авантюризмом и головокружительной размашистостью задуманного предприятия.

Портрет помещицы её речь и манеры.

Коробочка и Чичиков   Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской мечтательности, парению в

Слайд 27Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Не

случайно здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, и его описание показывает, что шкатулка эта напоминает «комод» Коробочки. Кажется, что в шкатулке Чичикова, как и в комоде Коробочки, ничего нет, кроме дорожных вещей. Но нет! «Под верхним ящиком находится нижний, основное пространство которого занято кипами бумаг». Вот тутто и скрывается еще «маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько там было денег». Гений скопидомства, Коробочка тут же высоко оценивает чичиковский вариант ее «комода»: «Хорош у тебя ящик, отец мой... чай в Москве купил его?» «Дубиноголовая» Коробочка не так уж примитивна и проста, как это сперва может показаться. Исследователь «Мертвых душ» В. В. Федоров называет ее «союзником автора против подлецаприобретателя Чичикова». Почему? Задумаемся: что именно не принимает в авантюре Чичикова Коробочка? Главный аргумент героя в диалоге с нею — полная непригодность покойников в хозяйстве — не имеет для Коробочки доказательной силы. «Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только и останавливает, что ведь они уже мертвые». Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто целостное, пусть и на самом примитивном уровне.
Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Не случайно здесь Гоголь обращается к описанию

Слайд 28
Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и

отсюда (из вполне здорового чувства целого) — нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать купленных им мертвецов из земли. На победоносном пути Чичикова к богатству, основанному на фикции, на использовании отчужденной от содержания формы («ревизская сказка»), встает примитивное сознание «дубиноголовой» Коробочки, в котором форма и содержание сохраняют свое единство. И Чичиков не может преодолеть пассивного сопротивления этого сознания. Не случайно на стене у Коробочки между картин, где были изображены птицы, висел портрет Кутузова! Но самое интересное в том, что такое же сопротивление противоестественному отчуждению формы от содержания почувствует в своей душе и Чичиков, когда он начнет приводить в порядок купчие крепости на «мертвых душ». Вдруг эти души оживут и воскреснут в его воображении со своими яркими характерами, со своей индивидуальной судьбой! Изображая характеры помещиков, Гоголь часто прибегает к обобщениям, завершающим портреты этих героев. Манилова он сравнивает со слишком «умным министром». А о Коробочке говорит: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Да и «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого существования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома...»?
Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда (из вполне здорового чувства целого)

Слайд 29КОРОБОЧКА.
Черты характера.

Дубиноголовость.
Мелочная хлопотливость.
Невежественность.
Скопидомство (бережливость до скупости)

КОРОБОЧКА.Черты характера.Дубиноголовость.Мелочная хлопотливость.Невежественность.Скопидомство (бережливость до скупости)

Слайд 30Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам

даже свою душу по выгодной цене.

Коробочка

Настороженная

Груба

Прижимиста

Глупа

Недоверчивая

Жадна

Предусмотрительна

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.Коробочка

Слайд 31Ноздрёв
Невинный враль или жестокий крепостник …
… в некотором роде исторический

человек.
Ноздрёв Невинный враль или жестокий крепостник …… в некотором роде исторический человек.

Слайд 32Помещик Ноздрёв
Кутила, картёжник и болтун с большим удовольствием

проиграет вам своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.
Помещик Ноздрёв   Кутила, картёжник и болтун с большим удовольствием проиграет вам своё состояние в карты,

Слайд 33НОЗДРЕВ.
Черты характера:
Хвастовство.
Безалаберность.
Наглость.
Ярмарочный героизм.

НОЗДРЕВ.Черты характера:Хвастовство.Безалаберность.Наглость.Ярмарочный героизм.

Слайд 34Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием

проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Ноздрев

Кутила, говорун

Прожигатель
жизни

Вздорный

Болтун, враль

Пустой

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в

Слайд 35Собакевич
Кулак, да ещё бестия в придачу.
Медведь! Совершенный медведь!

Собакевич Кулак, да ещё бестия в придачу.Медведь! Совершенный медведь!

Слайд 36Собакевич Михайло Семёнович
Ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет

рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.
Собакевич Михайло СемёновичНенавистник просвещения, крепкий хозяин,  неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за

Слайд 37Детали пейзажа деревни Собакевича.
Деревня Собакевича показалась Чичикову довольно большой. Помещик, казалось,

хлопотал много о прочности: деревенские дома мужиков были без резных узоров и без всяких затей, но все было плотно пригнано и сделано, как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел Чичиков, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем виде. Двор был окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой.
Детали пейзажа деревни Собакевича.Деревня Собакевича показалась Чичикову довольно большой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности: деревенские дома

Слайд 38Детали интерьера гостиной.
Когда Чичиков вошел в гостиную, он увидел много картин.

На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы. Комната, и всё что в ней было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, словом, каждый предмет, казалось, говорил:”И я тоже Собакевич!” или: “И я тоже очень похож на Собакевича!”.
Детали интерьера гостиной.Когда Чичиков вошел в гостиную, он увидел много картин. На картинах всё были молодцы, всё

Слайд 39Портрет.
Когда Чичиков приехал в гости к Собакевичу, то он показался ему

весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, и панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно всем на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. У Собакевича был крепкий и на диво стаченный образ: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе. Когда Чичиков взглянул на него, то подумал: “медведь! Совершенный медведь.” Недаром его звали Михайлом Семеновичем.
Портрет.Когда Чичиков приехал в гости к Собакевичу, то он показался ему весьма похожим на средней величины медведя.

Слайд 40Характер Собакевича
Характер у Собакевича был скверный: о всех своих приятелях он

говорил плохую молву, сквернословил, называл их лентяями, разбойниками, хотя когда встречался с ними, ничего плохого о них не говорил, и делал вид что он очень рад их видеть. Когда он торговался с Чичиковым, то расхваливал своих мертвых крестьян, как будто речь шла о живых, предлагал неимоверную цену за мертвые души, словом, хотел извлечь себе выгоду из продажи мертвых крестьян, хотя не понимал, что Чичиков хотел ему помочь, т.к. за этих мертвых людей Собакевичу приходилось платить.
Характер СобакевичаХарактер у Собакевича был скверный: о всех своих приятелях он говорил плохую молву, сквернословил, называл их

Слайд 41СОБАКЕВИЧ.
Черты характера:
Кулачество.
Человеконенавистничество.
Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки).
Грубость.
Прижимистость.

СОБАКЕВИЧ.Черты характера:Кулачество.Человеконенавистничество.Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки).Грубость.Прижимистость.

Слайд 42Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин,

неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич

Обжора

Цепкий

Безжалостен

Неотесан

Груб

Плут

Помещик Собакевич Михайло Семёнович –  ненавистник просвещения, крепкий хозяин,  неуступчивый в торгах,– будет рад “облить

Слайд 43Плюшкин
Паук, запутавшийся в своей паутине.
… прореха на человечестве …

Плюшкин Паук, запутавшийся в своей паутине.… прореха на человечестве …

Слайд 44Помещик Степан Плюшкин
Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко

всем не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.
Помещик Степан Плюшкин   Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем не желает видеть вас в

Слайд 46 Пейзаж всего окружающего


и сосновый,
как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева;
посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темными или,
лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных
поселений и немецких колонистов….>

<…Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой.
Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни
были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое
стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было
кирчьных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и
как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только
на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо,
без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. …>

Пейзаж всего окружающего

Слайд 47Описание дома помещика Плюшкина
Дом помещика

Плюшкина не ухоженный. Стены «ободраны», в некоторых местах щели. Окна закрыты ставнями, а в некоторых местах забиты досками. Только два окна открыты. Местами дом то один этаж, то два. С первого взгляда на такой дом можно подумать, то что он не жилой.
Описание дома        помещика ПлюшкинаДом помещика Плюшкина не ухоженный. Стены «ободраны»,

Слайд 48Цитаты из повести Гоголя «Мертвые души»
«

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырем…»
« Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками…»
Цитаты из повести      Гоголя «Мертвые души»«  Частями стал выказываться господский дом

Слайд 49Описание сада помещика Плюшкина.
Позади дома

стары, обширный сад. Все деревья в саду косые. Все что растет в этом саду оплетено хмелем. На деревьях вороны свили гнезда.
Описание сада      помещика Плюшкина.  Позади дома стары, обширный сад. Все деревья

Слайд 50Цитаты из повести Гоголя «Мертвые души»

« Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении…»
« Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу…»

Цитаты из повести     Гоголя «Мертвые души»   « Старый, обширный, тянувшийся позади

Слайд 51Цитаты из повести Гоголя «Мертвые души»
« Местами расходились

зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушена нее перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности…»

Цитаты из повести     Гоголя «Мертвые души»« Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и

Слайд 52Описание интерьера дома помещика Плюшкина

Дом внутри выглядел еще более мрачнее, чем снаружи. В доме не было ни каких хлопот, ни какой либо суеты. Не было ни чего такого чтобы оживило картину дома. Главный герой повести попадает в комнату из которой шел холод как из погреба. От туда он попал в темную, чуть-чуть озаренную светом комнату. Свет в комнату попадал через щели в стене. В соседней комнате было очень много света. И был жуткий беспорядок. В комнате была вся мебель. И герою показалось что в доме происходила уборка.
Мебель в доме была старая сломанная. Очень много не нужного мусора. На стенах без всякого смысла были навешаны картины.
В углу лежала куча того, что должно было по сути лежать на столах.
Ни когда не скажешь что здесь в таком беспорядке мог находиться человек.
Описание интерьера дома        помещика Плюшкина  Дом внутри выглядел еще

Слайд 53Цитаты из повести Гоголя «Мертвые души»

« Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…»
« На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов…»
« По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин…»
« С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога…»

Цитаты из повести     Гоголя «Мертвые души»   « Из сеней он попал

Слайд 54Внешний вид помещика Плюшкина
Главный герой повести

во шедший в дом увидел толи женщину, толи мужчину ругавшегося со своим подопечным.
Платье было не понятного размера, похожий на женский капот. На голове был не понятный колпак. Единственное что отличало это голос - он был немного сипловат для женщины.
Внешность Плюшкина была неприметлива. Только лицо было похоже на лица у худощавых людей. Единственное подбородок был очень длинный и сильно выступал вперед. Глаза очень маленькие, что даже и не видно из-за колпака.
Внешний вид       помещика ПлюшкинаГлавный герой повести во шедший в дом увидел

Слайд 56Цитаты из повести Гоголя «Мертвые души»
« Ему

случалось видеть немало всякого рода людей, даже таких, но такого он еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.
« Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…»
Цитаты из повести     Гоголя «Мертвые души» « Ему случалось видеть немало всякого рода

Слайд 57Характеристика помещика Плюшкина
Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для

Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За 'последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда, когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться.
Характеристика   помещика  ПлюшкинаПолное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву

Слайд 58ПЛЮШКИН.
Черты характера:
Ненасытная жадность.
Скупость.
Крохоборство (мелочная скупость).

ПЛЮШКИН.Черты характера:Ненасытная жадность.Скупость.Крохоборство (мелочная скупость).

Слайд 59Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый

ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

Плюшкин

Мелочно
подозрителен

Духовно и физически
вырождающийся

Потерян
человеческий
облик

Раб вещей

Накопитель

Предельно скуп

Опустившийся
человек

Помещик Степан Плюшкин –  жестокий крепостник, скупой,  подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть

Слайд 60«Живые и мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя

«Живые и мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя

Слайд 61Манилов
Проматывают деньги –
Мертвые души
Ноздрев

МаниловПроматывают деньги – Мертвые души Ноздрев

Слайд 62 Собакевич
Стяжатели, наполняют желудок пищей, наполняют мешки –

мертвая душа

Коробочка

СобакевичСтяжатели, наполняют желудок пищей, наполняют мешки – мертвая душаКоробочка

Слайд 63Плюшкин
До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек – душа

мертва, нет души.
Плюшкин До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек – душа мертва, нет души.

Слайд 64Позади мертвых душ, души живые.
А. Герцен

Позади мертвых душ, души живые.  А. Герцен

Слайд 65 Они, по выражению Герцена, позади “ мёртвых душ” –

это народ.
Они, по выражению Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ.

Слайд 66Истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе

народном.

В.Г. Белинский

Истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народном.В.Г. Белинский

Слайд 68Обобщения, ведущие к вершинам русского общества, придают характерам гоголевских помещиков всероссийское,

общенациональное звучание. Перед нами не частные лица, не герои романа или повести, а персонажи поэмы, типы национального масштаба.

Обобщения, ведущие к вершинам русского общества, придают характерам гоголевских помещиков всероссийское, общенациональное звучание. Перед нами не частные

Слайд 69 Русь! Вижу тебя…
«…Не ревизские- мёртвые души, а все

эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие…»,-писал Герцен.
Русь! Вижу тебя…  «…Не ревизские- мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие…»,-писал

Слайд 70 Мы простились с нашим главным героем.
Сел

он на свою бричку, задумался и поехал.
Мы простились с нашим главным героем.  Сел он на свою бричку, задумался и поехал.

Слайд 71 История Чичикова. 11 глава

История Чичикова. 11 глава

Слайд 72Павел Иванович Чичиков

Павел Иванович Чичиков

Слайд 73Чичиков
Кто же он? Стало быть подлец?..
…не красавец, но и не

дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.
Чичиков Кто же он? Стало быть подлец?..…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни

Слайд 74Этапы жизни.
Детство.
Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка,

всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Этапы жизни.Детство.		Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно –

Слайд 75Образование.
А) Наказ отца.
Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз

отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой.»
Образование.А) Наказ отца.		Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри

Слайд 76Б) Обретение собственного опыта.

Сумел построить отношения с товарищами по классу таким

образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
выдрессировал мышь, научил её вставать на задние лапки и продал;
был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.



Б) Обретение собственного опыта.		Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел

Слайд 77Служба.
А) Начало службы.
«Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей

в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих.
«…Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».

Служба.А) Начало службы.		«Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению

Слайд 78Б) Продолжение карьеры.
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом –

угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казённого капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей…
Вскоре вновь потерял «тёплое» местечко. Пришлось поменять два – три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «прогорел» и потерял почти всё.
Б) Продолжение карьеры.		Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место»

Слайд 79Приобретение «мёртвых душ».
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со

службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принуждён был даже заняться званием поверенного».
Приобретение «мёртвых душ».Как появилась идея приобретения.		После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти

Слайд 80Появление Чичикова в губернском городе.
Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков

сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остаётся только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»
Появление Чичикова в губернском городе.		Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и

Слайд 81Вывод.

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», всё своё умение обворожить

человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.


Вывод.					«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», всё своё умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы

Слайд 82ЧИЧИКОВ.
Черты характера:
Хищническая цепкость.
Беспринципность.
Склонность к аферам.
Авантюризм.

ЧИЧИКОВ.Черты характера:Хищническая цепкость.Беспринципность.Склонность к аферам.Авантюризм.

Слайд 83Птица-тройка
Русь! куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.

Птица-тройка Русь! куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.

Слайд 84Любовь к Родине, народу, выразились у Гоголя в образе тройки, несущейся

вперёд и олицетворяющей мощь и могучие силы России.
Автор задумывается о будущем страны, смотрит вперёд и не видит его, но, как истинный патриот, верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Коробочек и Плюшкин, что Россию ждёт светлое будущее.

Тема России

Любовь к Родине, народу, выразились у Гоголя в образе тройки, несущейся вперёд и олицетворяющей мощь и могучие

Слайд 85Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с темой

России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути.
«Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста.» О моя юность! О моя совесть!

Тема Дороги

Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога — образ, организующий весь

Слайд 86Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идёт развитие

каждого человека и России в целом.
Произведение завершается гимном русскому народу:
«Эх, тройка! Птица-тройка кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться…»
В этих словах содержится положительный идеал автора – противопоставление России народной России помещичьей.

Символичность образа
дороги

Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идёт развитие каждого человека и России в целом.Произведение

Слайд 87«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым

человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.»
Ю. Манн.
« В поисках живой души.»
«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть