Слайд 1«Двери, в которые хочется войти»
Дома Ростовых и Болконских.
Слайд 2Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать
добро людям.
Л.Н.Толстой.
Слайд 3Цели:
добиться понимания различных принципов воспитания в семьях Ростовых и Болконских и
единство их духовных начал;
развивать навыки анализа художественного произведения, работы с книгой, умение подбирать яркие цитаты, характеризующие героев романа.
Слайд 5Литературная викторина:
«Кто это?»
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с
своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями…»
Слайд 7«Князь …был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и
сухими чертами…»
Слайд 9«Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою
головой, в очках…»
Слайд 11«Княжна …улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой
женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своим белым платьем и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана…»
Слайд 13«Схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных
именно против него, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним…»
Слайд 15«Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от
нее делали свое дело, а лицо сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки…»
Слайд 17«Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными
руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…»
Слайд 19В словарь:
воспитание, семья, патриотизм, антитеза, Отечественная.
Слайд 20Задание: по ходу изложения материала придумать свое название урока.
Слайд 21Домашнее воспитание дворян
конца XVIII – первой половины XIX века
Слайд 22Домашнее воспитание дворян
Конца 18 – первой половины 19 века получило широкое
распространение в семьях дворянства. В рамках традиционной дворянской культуры существовало особое отношение к детям.
Функциональное поле семьи дворян складывалось из многопланового семейного общения (визиты, салоны, балы, приемы, семейные вечера в гостиной, чтение книг ).
Когда вечернею порою
Сберется вместе вся семья,
Пчелиному подобно рою
То я счастливее царя.
Родители вместе с детьми проводили досуг. Няня воспитывала ребенка с младенческого возраста в первые годы жизни.
Гувернеры занимались воспитанием детей, следили за выполнением этикетных норм, обучали языкам и другим предметам. Учителя преподавали конкретные предметы, учили детей музыке, пению, рисованию, танцам.
Слайд 24Условия и методы
Окружающая среда и семья.
В семье, в большинстве случаев, царила
атмосфера взаимного уважения. Родители никогда не ссорились при детях, учили ценить свою семью, родных и близких людей. Наставляли, что необходимо быть достойным фамилии, которою носишь, что ни при каких обстоятельствах нельзя опозорить ее своим недостойным поведением.
Слайд 26Родовое имение
В дворянских усадьбах текла богатая духовная жизнь. Природа, архитектура, вся
обстановка располагала к творчеству. В усадьбах создавалась особая атмосфера интереса к искусству, художествам, собиранию, коллекционированию. Усадьбы были так же местом праздников и развлечений. Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота.
Слайд 27Крестьянский мир
Кормилица, нянька, дядька, являлись своеобразными проводниками традиционной русской культуры
в аристократической семье. От крестьян ребенок слышал народные сказки, песни, игры, гадания, приметы и т.д.
Слайд 29Религия
Чаще всего родители были первыми наставниками своих детей, они собственным примером
старались привить им здоровое, религиозное чувство, сформировать стремление к духовному развитию.
Слайд 31Кодекс чести
Дворяне были убеждены, что именно они, в силу своего особого
положения в обществе, данного им по рождению, обязаны быть образцом высоких нравственных качеств по отношению к другим сословиям
Слайд 32Чувство собственного достоинства, нравственность
С детства ребенку внушали чувство достоинства, семейной гордости,
принадлежности к родовитой семье. В процессе воспитания у ребенка развивалось самоуважение, необходимое растущему человеку.
Слайд 33Поощрение и похвала
В ранний период развития ребенка телесные наказания были редки.
В качестве наказания могли использоваться такие методы: запирали на весь день в детской, оставляли без сладкого, не разрешали идти на прогулку. Телесные наказания практиковались в более позднем возрасте. Как поощрение использовалась похвала.
Слайд 34Физическое и эстетическое воспитание
Чтобы держаться уверенно, свободно, непринужденно, детей обучали танцам.
Бал в жизни дворян- это не просто вечер танцев. На балу вершились сделки, завязывались романы, здесь о человеке вырабатывалось общественное мнение. Небольшие балы устраивались в родительском доме, где дети 10-12 лет не только присутствовали, но танцевали вместе со взрослыми. К 16-17 годам девушек начинали «вывозить» в свет, чтобы заявить о себе и начать завоевывать место в обществе. Конная езда, фехтование способствовали физическому развитию.
Слайд 36Искусство.
Детей рано приобщали к чтению. В дворянских усадьбах были огромные библиотеки
с произведениями русских и зарубежных авторов. Обучали детей музыке и живописи. В помещичьих усадьбах часто был домашний театр или оркестр.
Слайд 38Сословные учебные заведения.
Начиная с 5-6 лет существовала альтернатива домашнему воспитанию и
образованию кадетские корпуса, институты благородных девиц, частные пансионы лицеи. В каждом из этих заведений существовали свои традиции.
Слайд 39
В воспитательном процессе создавалось единое комплексное, многоплановое, культурное поле, которое складывалось
в самую эффективную систему домашнего образования. Воспитатели знали, кого и зачем воспитывают. Формы воспитания соответствовали содержанию, не возникало разрыва. Аристократическая культура была традиционна. А приобщение к традиции возможно только через опыт непосредственной ее передачи от носителя традиционных знаний обучающемуся.
Слайд 40В.Г.Белинский о воспитании детей.
Воспитание – это навыки поведения, привитые семьей, средой
и проявляющиеся в общественной жизни.
Педагогические идеи В.Г.Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. С наибольшей полнотой взгляды Белинского на воспитание и обучение детей раскрыты им в статье «О детских книгах». Стоя на позициях демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания – воспитать в ребенке человечность. Белинский высказывался за всестороннее развитие человека. «Не упускайте из вида,- писал он,- ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми».
Слайд 41Возрастная периодизация детей (по мнению Белинского)
Младенчество
Детство Отрочество
От рождения от 3 до 7 лет от 7 до 14 лет
до 3 лет
Белинский выступал против обезличивания людей и насилия над ними.
Будучи материалистом, Белинский отмечал особо важное значение наглядности в обучении детей: картины, картинки в учебных книгах и специальных учебных пособиях.
Общественной задачей родителей, считал Белинский, является нравственное воспитание детей. Большое значение в семейном воспитании имеет доверие, дружба, ласковое отношение родителей к детям, удаление детей от всяких дурных примеров, изучение биографий замечательных людей, поведение самих родителей, воспитание чувства патриотизма. Средствами воспитания у детей
Слайд 42чувства патриотизма Белинский считал беседы, сказки, детские книжки о родном крае,
о России, о жизни русского народа. В последние годы своей жизни В.Г.Белинский особо подчеркивал роль физического, умственного, эстетического воспитания детей.
Слайд 43А.И.Герцен о воспитании детей.
Педагогические взгляды А.И.Герцена были продолжением его демократического философского
мировоззрения. Они были изложены в литературных произведениях, в статьях публицистического характера, в переписке с друзьями и своими детьми.
Герцен сформулировал новые демократические идеалы воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность – гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала.
Слайд 44Герцен был сторонником равноправия женщины с мужчиной. Поэтому, по мнению Герцена,
воспитанием детей должны заниматься как женщина, так и мужчина.
Особенно большое внимание Герцен уделял идейной направленности воспитания: в духе беззаветной любви к Родине, преданности высшим идеалам человечества. Был противником воспитания детей вдали от России. Считал, что детей с раннего возраста в семье надо окружать воспитателями и учителями из русских людей, способных обучить их родному языку, познакомить их со своей родиной.
Одним из важнейших условий воспитания детей в демократическом духе считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу.
Важнейшими задачами семейного воспитания детей А.И.Герцен считал развитие у них самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности.
Слайд 45Он выступал против предоставления детям неограниченной свободы, за воспитание у них
настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых.
Каждый из авторов этих принципов воспитания внес свой вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли в России.
Слайд 46Дом Ростовых. Прием гостей.
Какое слово дважды употребляет автор? Почему?
Как течет жизнь
в доме?
Что вместе с дверями открывается в доме?
Слайд 47Портреты графини Натальи и графа Ильи Андреевича.
Что вы можете сказать об
этих портретах?
Что чувствуют гости, когда попадают в их дом?
Что находят гости в доме Ростовых?
Слайд 48Дом Болконских.
Ожидание князя Андрея с княгиней.
Сколько их не было дома?
Какие слова
противоречат друг другу?
Что кроется за этим противоречием?
Что обеспечивал порядок?
Как здесь открываются двери?
А жизнь есть в доме?
Слайд 49Портрет князя Николая Андреевича Болконского. Что в его облике особенного?
Кому он
дарит блеск глаз?
Слайд 50Портреты князя Андрея и княжны Марьи.
Слайд 52Встреча детей. Дом Ростовых. Появление Наташи.
Кто первый замечает ее?
Куда же приводит
центростремительная сила бега Наташу?
Почему Наташа знает, что мать не оттолкнет сейчас, ведь «на все есть время, милая?»
Слайд 53Дом Болконских.
Как встречает князь Болконский свою дочь?
Как оглядел ее?
Почему же отец
считает, что именно геометрией подобает заниматься девушке?
Слайд 54Отъезд князя Андрея на войну 1805 года.
Слайд 55Прощание с домами.
Что слышим в доме Болконских?
Слайд 58Подведение итога урока.
Есть ли общее для обоих домов?
Слайд 59Дом Ростовых.
Движение шумное, веселое, открытое.
Доброта, радость, почтение.
Жизнь сердца, душевное единение членов
семьи, свобода, доверие, любовь.
Слайд 60Дом Болконских.
Движение «внутреннее», спокойное, упорядоченное, равномерное.
Интерес к жизни, проницательность, жизнь ума,
нежность и строгость, контроль.
Патриотизм, чувства долга, чести, достоинства; любовь.
Слайд 61Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра «Дом, в котором я хотел бы жить…»
Слайд 62Счастливых людей должны воспитывать счастливые люди. (Л.И.Трубина.)
Все счастливые семьи похожи друг
на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Л.Н.Толстой.)
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям. (Л.Н.Толстой.)