Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска
Учитель русского языка и литературы
Третьякова Алла Викторовна
Конспект урока по литературе
в 10 классе
Слайд 3Л.Н. Толстой - это целый мир.
М. Горький
Какой художник,
какой психолог!
Флобер
Слайд 4Согласны ли вы с точкой зрения Горького и Флобера?
Вспомните, о чем
мы с вами говорили на предыдущем занятии?
Сформулируйте тему урока, цели. Чем мы сегодня будем заниматься, что узнаем нового, чему научимся?
Слайд 5Основные вехи жизни и творчества Л.Н.Толстого
Дата рождения: 28 августа 1828
года
Место рождения: Ясная Поляна
Дата смерти: 7 ноября 19190года
Место: станция Астапово Рязанско - Уральской ж/дороги
Род: писатель, публицист, философ
Годы творчества: 1850-1910 годы
Жанр: роман, рассказ, повесть, статья, очерк
Слайд 6Беседа
Когда и где родился Л.Н. Толстой?
Где и как получил он образование?
Где
и в связи с чем начал свою трудовую деятельность Л.Н. Толстой?
Каким образом Толстой очутился на Кавказе?
Что известно вам о военной кампании на Кавказе?
Каким был первый его литературный опыт?
В каких произведениях Толстого мы находим подтверждение пребывания писателя на войне?
Слайд 7Индивидуальная работа
Что знаем мы об отношении
Л.Н. Толстого, участника Крымской кампании,
к войне?
Л.Н. Толстой о Кавказе:
«…край дикий, в котором так
странно и поэтически
соединяются две самые
противоположные вещи —
война и свобода».
Слайд 8Л.Н.Толстой на Кавказе
Какова авторская позиция в рассказе «Набег» и средства ее
выражения?
Прослушайте отрывок из дневника Толстого о Крымской кампании и обоснуйте свое мнение: согласны ли вы с автором?
«Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней, те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных»
Слайд 9Словарно-лексическая работа
Что означает слово «набег»?
1) военная акция, нападение, которое совершается внезапно;
2)
враждебная, вероломная сила
Докажите, что повествователь является выразителем авторской позиции
Слайд 10Вывод:
произведение автобиографичное
повествование ведется от первого лица, непосредственного участника описываемых событий
Слайд 11Цель:
рассмотреть авторскую позицию и средства ее повествования в рассказе «Набег»
Слайд 12Работа в парах
«Тонкие» и «толстые»
КТО …
КАКОВА…
ЧТО…
КАКОВ…
ПОДУМАЙТЕ,
ПОЧЕМУ…
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ…
ПОЧЕМУ СРАВНИВАЕТ АВТОР…
СОПОСТАВЛЯЕТ ИЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ…
Слайд 13Вопросы
Как повествователь характеризует героев рассказа?
Какую использует систему сопоставлений и оценок?
Слайд 14Работа в парах с кластерами
Хлопов – капитан Тушин
Хлопов – поручик Розенкранц
Хлопов - Долохов
Хлопов – прапорщик Аланин
Хлопов – Петя Ростов
Хлопов – высшие офицер
Слайд 16Работа в парах с кластерами
В верхний прямоугольник впишите имя героя, в
нижний – имя героя, с которым автор сопоставляет или противопоставляет главного персонажа, на стрелках – критерии, по которым вы оцените данного героя. В процессе работы в нижние овалы впишите слова и словосочетания из рассказа, характеризующие героя в восприятии повествователя. Обратите внимание, с помощью каких средств в произведении выражена авторская позиция.
Слайд 17Микровывод:
Повествователь – участник событий, поэтому он объективен в оценки происходящего.
2. Он
наблюдателен, неравнодушен к людским страданием, доброжелателен.
3. Использует систему сопоставлений и оценок своих героев. Так, например, мы испытываем уважение, симпатию к капитану Хлопову, для которого война – страшная трагедия, уносящая жизни людей, и его цель – уберечь как можно больше юных, неопытных солдат, помочь им в трудную минуту…
4. Рассказчик – человек, тонко чувствующий природу, выступающий как мерило нравственных ценностей. Так, например, в рассказе показана символичная замкнутость суточного природного цикла как средство выражения идеи и величия, противопоставляет гармоничность природы жестокости человека.
5. Интонация повествования. (Например, в эпизоде, когда погибает прапорщик Аланин)
Слайд 18Подведение итогов:
Смогли ли мы решить все цели?
Как вы оцениваете работу на
уроке?
Что удалось, что нет?
Слайд 19Синквейн
Повествователь
наблюдательный, неравнодушный
рассказывает, сопоставляет, анализирует
картины войны и человека
Гуманист
Слайд 20Домашнее задание:
Прочитать и проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого
Индивидуальное задание:
подготовить
сообщение «Что повлияло на создание Толстым «Севастопольских рассказов»?
Слайд 21Список литературы и источников
Список литературы и источников
Бурнашева, Н. И. Раннее творчество
Л. Н. Толстого: текст и время / Н. И. Бурнашева. - Москва: МИК, 1999. – 336 с.
Бурнашева, Н. Комментарии (рус.) // Толстой, ЛевБурнашева, Н. Комментарии (рус.) // Толстой, Лев. Собрание сочинений в 22 томах : книга. — М.: Художественная литература, 1978—1985. — В. Произведения 1852—1856 гг.. — Т. 2. — С. 385—406.
Виноградов, ИгорьВиноградов, Игорь. Как человеку жить надо? (рус.) // Толстой, ЛевВиноградов, Игорь. Как человеку жить надо? (рус.) // Толстой, Лев. Повести. Рассказы : книга. — М.: Советская Россия, 1985. — С. 3—20.
Виноградов, ИгорьВиноградов, Игорь. Комментарии (рус.) // Толстой, ЛевВиноградов, Игорь. Комментарии (рус.) // Толстой, Лев. Повести. Рассказы : книга. — М.: Советская Россия, 1985. — С. 499—510.
Дружинин, Александр. Собрание сочинений. — СПб., 1865. — Т. VII.
Дудышкин, СтепанДудышкин, Степан. <Рассказы г. Л. Н. Т. из военного быта>Дудышкин, Степан. <Рассказы г. Л. Н. Т. из военного быта> // Критика 50-х годов XIX века / Сост. Л. Соболева. — М.: Олимп, 2002. — 446 с.
Маймин, Евгений Александрович (1921-). Лев Толстой : Путь писателя / Е. А. Маймин ; отв. ред. Д.С. Лихачев. - 2-е изд. - Москва : Наука, 1984. - 191 с. - (Из истории мировой культуры).
Опульская, Л. Повести и рассказы молодого Л. Толстого (рус.) // Толстой, ЛевОпульская, Л. Повести и рассказы молодого Л. Толстого (рус.) // Толстой, Лев. Казаки. Повести и рассказы : книга. — М.:Художественная литература, 1981. — С. 3—19.
Поповкин, Александр Иванович. Л. Н.Толстой /А. И. Поповкин. - Москва : Детгиз, 1963. - 287 с.
Толстой, Лев Николаевич (1828-1910). Казаки ; Хаджи-Мурат : [повести] / Л. Н. Толстой ; ил. Е. Лансере. - Москва : Художественная литература, 1981. - 304 с. : ил., цв. ил.
Трубецкой, НиколайТрубецкой, Николай. Литературное развитие Льва Толстого // N.S. Trubetzkoy's Letters and Notes / Под ред. Романа ЯкобсонаТрубецкой, Николай. Литературное развитие Льва Толстого // N.S. Trubetzkoy's Letters and Notes / Под ред. Романа Якобсона. —Берлин: Walter de Gruyter, 1985.
http://www.rodb-v.ru/
13 http://xochukvartiru.narod.ru/
14. http://www.l-tolstoy.ru/
15. http://www.e-reading.link/
16.https://ru.wikipedia.org/wiki/
17. http://rvb.ru/
18. http://rvb.ru/tolstoy/
19. http://festival.1september.ru/