Слайд 1Первая
литературно-краеведческая тропа
Как странно, что сейчас, в начале 21 столетия, на
российской земле, в Калининграде, живёт писатель Игорь Бармин.
Этот добрый сказочник и волшебник должен был родиться в позапрошлом веке в какой-нибудь маленькой уютной стране и рассказывать у горящего камина детям и взрослым свои истории.
Однако нам повезло- Бармин наш современник и дарит он свои чудесные «короткие рассказы и миниатюры» нам.
Слайд 2Игорь Бармин
«Книга ветра»
Послушай, друг. Вот вечереет. В окнах вспыхивают огни…
И. Бармин.
Слайд 3Миниатюра №1 «Ангел»
В главном балтийском городе по каменным улицам всю ночь
шагает древний старик. Старик шагает мимо островерхих домов, сквозь арки, похожие на сумрачные коридоры. На голове у старика фетровая шляпа, его длинная фигура отбрасывает тень.
Старик касается тростью газовых фонарей. Фонари зажигаются золотым и зелёным, звонко шумит газ…
Слайд 4Старик касается кота, спящего на подоконнике, и кот превращается в цветную
ленту…
Старик притрагивается к цветочным горшкам. Горшки превращаются в утренние газеты. Он проходит мимо рассыпанных на мостовой монет, и все монеты- бумажные корабли.
Капли дождя, упавшие из тучи, возникают солдатами…
А старик смотрит вокруг строго, он думает, всё ли успел к утру. И он долго будет идти, пока не растворится в окрепшем рассвете.
Слайд 5А старик, пока город не проснулся, высматривает уголки,
в которых ещё
не был.
Слайд 6Горожане, проснувшись, найдут свой город не таким, как помнили с вечера.
И кто знает, может один из них, совсем ещё юный, однажды напишет легенду, почему каждое утро его город бывает другим.
Слайд 7Легенды, написанные юными горожанами.
Слайд 8ЭССЕ О МАЛЬЧИКЕ
Мне кажется, что город и люди в нём каждый
день бывают другими. Старик видел, как из окна заплаканными глазами смотрит мальчик. Этот мальчик ждёт маму, и его не развеселят игрушки, собранные ему в подарок под Новый год другими детьми. Старичок понял его печаль, и, о чудо, привёл маму. Слёзы высохли, мальчик стал другим.
Слайд 10Эссе о волшебном зеркале
А мне кажется, что в городе может измениться
вот что: вдруг падут все замки, добрый старичок принесёт с собой зеркало. Это зеркало будет « не злое», как в сказке «Снежная королева», а « доброе».И люди тоже станут добрыми: перестанут ругаться врать и разводиться, и в мире будет царить гармония. Гармония, которую мы утратили и без которой страдаем.
Слайд 12Эссе о Домовом
Мне кажется , что этот древний старик как домовой.
Только домовой живёт в доме, а старичок на улицах нашего города. Он любит и ценит каждое явление Божьего мира. Он хранит и былинку, и зверя, и людей. Хранит и заботится о каждом. Может человек думает, что ему плохо, что ему не везёт, а на самом деле городской домовой уберёг его от больших бед. Вот, что изменится с приходом старичка.
Слайд 14Фантазии по мотивам рассказа «Симфония»
В феврале море в Светлогорске и Лесном
- разное. В Светлогорске, где над берегом нависают песчаные скосы, воды холодного зеленоватого цвета звучат такой глубокой и задумчивой музыкой, какую в Лесном можно услышать только ночью.
В Светлогорске эта музыка напоминает Баха,
тогда как в Лесном – это Моцарт ……….
Слайд 16Мы долго не могли уснуть. Ночью мне слышались то переливчатые шёпоты
ветра, то медленная речь морских волн, сливающихся в лёгкую симфонию. В феврале эта симфония летела над Косой до утра, и там, на другой стороне Косы, литовский пограничник, поднимая шлагбаум, отдавал симфонии честь, приложив руку к фуражке.
Слайд 18Фантазии, навеянные миниатюрой
«Улыбка в небе»
« А в небе остаётся улыбка…»
Эти слова подтолкнули меня к мысли о том, что, может быть, эта улыбка-радуга, улыбка Бога.
А Бог улыбается тогда, когда люди соблюдают его 10 заповедей. Позвольте вам их напомнить.
Я-Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2.Не делай себе кумира.
3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Слайд 19
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца твоего
и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь , Бог твой, даёт тебе.
6.Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего-ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 20«А в небе остаётся улыбка…»
Пусть мир будет таким, чтобы как можно
чаще Бог улыбался людям, т.е. чтобы у людей было счастье, чтобы дети смеялись, чтобы в городе сгребали листья и собирали их в цветные кучи.
И в небе, и на земле будет сиять улыбка, когда не будет терроризма, «революций роз», «бархатных революций», «оранжевых революций»; когда газ будет поступать по трубам к потребителям и никто его не будет воровать.
Вот такие размышления посетили меня, когда я прочёл миниатюру «Улыбка в небе».
Слайд 212-ой литературно-краеведческой тропой является тропа знакомства с творчеством немецкого
писателя-романтика
Эрнста
Теодора Амадея Гофмана.
Слайд 22Эрнст Теодор Амадей Гофман
1776 - 1822
Слайд 23Романтический мир
Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Гофман родился 24 января 1776
года в городе Кёнигсберге. Этот город был одним из центров культурной и духовной жизни Германии. В стенах кёнигсбергского театра звучали оперы Моцарта и симфонии Гайдна. В Кёнигсбергском университете знаменитый мыслитель Иммануил Кант знакомил студентов со своей философской системой, в которой были отражены идеи Просвещения.
Слайд 25Дороже всего ему была музыка. Большой знаток и восторженный почитатель великих
композиторов, он даже переменил своё третье имя-Вильгельм- на одно из имён Моцарта - Амадей.
Слайд 26Незаурядное музыкальное дарование давало основание Гофману мечтать о славе музыканта: он
превосходно играл на органе, фортепьяно, скрипке, пел, дирижировал. Музыка скрашивала ему печальное однообразие канцелярской службы в городах, сменявшихся по воле начальства буквально через каждые 2 года: Глогау, Позен, Плоцк, Варшава… В этих скитаниях музыка была для него, по его собственным словам, «спутницей и утешительницей».
Слайд 27Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии-это музыканты
или живописцы, певцы или актёры. Но словами «музыкант», «артист», «художник» Гофман определяет не профессию, а романтическую личность, человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой - непременно мечтатель и фантазёр, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила любви и созидающей фантазии помогает ему возвыситься над окружением, чуждым его духу.
Слайд 28Писатель уверен, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться
достойным его. Эта мысль звучит во всех гофманских произведениях. Об этом написана и сказка «Щелкунчик и мышиный король», напечатанная в 1816 году.
Слайд 29Спустя много лет, уже после смерти Гофмана, по мотивам «Щелкунчика» был
создан балет, музыку к которому написал Пётр Ильич Чайковский .
Слайд 30«Щелкунчик и мышиный король»
С радостью погружается писатель в чудесную страну детства-
страну замысловатых игрушек, затейливых пряников и конфет, удивительных и увлекательных историй. В этой детской сказке, как и в самых больших и значительных произведениях писателя, ярко выступает на общем фоне романтическая личность . Жить без веры в неожиданное, фантастически-прекрасное ей неинтересно и невозможно.
Слайд 31Отзыв о сказке
Кроме девочки Мари, в сказке «Щелкунчик» есть ещё один
герой. Он стоит как бы в стороне, но именно благодаря ему в жизнь приходит сказка. Это старый Дроссельмейер, смастеривший Щелкунчика. В лице Дроссельмейера воплощён любимый образ немецких романтиков- человек, достигший в своём искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает и продолжает жить независимо от своего создателя. Прообраз его - замечательные ремесленники - умельцы, которыми славился на протяжении веков старинный немецкий город Нюрнберг.
Слайд 32Отзыв наших читателей
В сказке «Щелкунчик и мышиный король» происходят чудеса с
девочкой Мари и Щелкунчиком. Нам очень понравились главы «Сказка о твёрдом орехе», в которой мы узнали о госпоже Мышильде и о том, почему она разозлилась на королеву. Мы с удивлением открыли для себя, почему Щелкунчик оказался таким некрасивым, что на самом деле это красивый молодой принц, который одержал победу над мышами. Как ни старались мыши загрызть Щелкунчика, им это не удалось. Девочка Мари – очень добрая девочка. В знак благодарности Щелкунчик путешествует с ней в кукольном царстве и привозит её в столицу. И пусть в «Заключении» происходят чудеса, и молодой человек, приехавший к Штальбаумам, на самом деле оказывается Щелкунчиком и придлагает Мари руку и сердце… Но так прекрасно понимать, что добро и любовь побеждают злых мышей, а в их образах и всё зло.