Слайд 1ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Слайд 2Андрей Курбский
Понятие "русское зарубежье" возникло и оформилось после октябрьского переворота, когда
Россию массово начали покидать беженцы. Эмиграция существовала и в царской России (так первым русским писателем-эмигрантом считают Андрея Курбского, жившего в 16 в.), но не носила такого масштабного характера.
Слайд 4После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах
расселения - Берлине, Париже, Харбине - была сформирована "Россия в миниатюре", сохранившая все черты русского общества.
За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим.
Слайд 8Старшее поколение
И. Шмелев, И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский
Слайд 10Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной
родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения: тоска по "вечной России", события революции и гражданской войны, историческое прошедшее, воспоминания о детстве и юности.
Сополагая "вчерашнее" и "нынешнее", старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции. Это обусловило и эстетический консерватизм "старших": "Пора бросить идти по следам Толстого? - недоумевал Бунин. - А по чьим следам надо идти?".
Слайд 11Младшее поколение
Г. Газданов
В. Набоков
Слайд 13Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской
души в изгнании, изобразив действительность эмиграции. Жизнь "русского монпарно" запечатлена в романах Б.Поплавского "Аполлон Безобразов", "Домой с небес". Немалой популярностью пользовался и "Роман с кокаином" М.Агеева (псевдоним М.Леви). Широкое распространение приобрела и бытовая проза: И.Одоевцева "Ангел смерти", "Изольда", "Зеркало", Н.Берберова "Последние и первые". Роман из эмигрантской жизни.
В.Набоков и Г.Газданов принадлежали к "незамеченному поколению", но не разделили его судьбы, не усвоив ни богемно-нищенского образа жизни "русских монпарно", ни их безнадежного мироощущения. Их объединяло стремление найти альтернативу отчаянию, изгнаннической неприкаянности, не участвуя при этом в круговой поруке воспоминаний, характерной для "старших".
Слайд 22Центры русской эмиграции
Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага,
Берлин, Париж, Харбин. Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской культуры в начале 20-х годов. Здесь оказались бежавшие с Врангелем из Крыма русские белогвардейцы, которые затем рассеялись по Европе.
Слайд 23В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции стал Берлин. Русская
диаспора в Берлине до прихода к власти Гитлера составляла 150 тысяч человек. С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика - Пушкин, Толстой, произведения современных авторов, образовалось содружество писателей, музыкантов, художников "Веретено", работала "Академия прозы".
Берлин
Слайд 24Восточные центры рассеяния - Харбин и Шанхай. Молодой поэт А.Ачаир организует
в Харбине литературное объединение "Чураевка". Собрания "Чураевки" включали до 1000 человек. С 1942 литературная жизнь сместится из Харбина в Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага.
Харбин
Прага
Слайд 25Вторая волна эмиграции
Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась
таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, так называемые перемещенные лица - граждане, угнанные немцами на работы в Германию, те, кто не принял тоталитарный режим.
Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку.
Слайд 27Выехавшим из СССР в 40-е годы на долю выпали не менее
тяжелые испытания, чем беженцам из большевистской России: война, плен, ГУЛАГ, аресты и пытки. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы сталинского террора.
Слайд 30Третья волна эмиграции
С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выехали деятели
искусства, творческая интеллигенция. В 1971 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению "шестидесятников", с надеждой встретившему ХХ съезд КПСС, развенчание сталинского режима.
Слайд 31Б. Пастернак
Б.Пастернак писал: "По отношению ко всей предшествующей жизни 30-х годов,
даже на воле, даже в благополучии университетской деятельности, книг, денег, удобств, война оказалась очистительной бурей, струей свежего воздуха, веянием избавления. Трагически тяжелый период войны был живым периодом: вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми". "Дети войны", выросшие в атмосфере духовного подъема, возложили надежды на хрущевскую "оттепель".
Слайд 36Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух
предыдущих: многие лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: В.Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Э.Лимонов, В. Максимов, В.Некрасов, А.Солженицын и др. Большинство русских писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (И.Бродский, Н.Коржавин, В.Аксенов, С.Довлатов, Ю.Алешковский и др.), во Францию (А.Синявский, М.Розанова, В.Некрасов, Э.Лимонов, В.Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (В.Войнович, Ф.Горенштейн).