Презентация, доклад по литературе на тему Лирика М. Цветаевой

Содержание

Цель: формировать умение самостоятельно готовить выступление о творчестве поэта, отбирая необходимый материал и определяя его ценность; развивать умение выразительно читать и комментировать стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; совершенствовать умение анализировать и интерпретировать избранные стихотворения.Задачи:Познакомиться с жизнью

Слайд 1Лирика Марины Ивановны Цветаевой

Лирика  Марины Ивановны Цветаевой

Слайд 2Цель: формировать умение самостоятельно готовить выступление о творчестве поэта, отбирая необходимый

материал и определяя его ценность; развивать умение выразительно читать и комментировать стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; совершенствовать умение анализировать и интерпретировать избранные стихотворения.
Задачи:
Познакомиться с жизнью и творчеством М.Цветаевой;
выявить основные мотивы лирики Цветаевой;
развивать интерес к личности и творчеству поэтессы.

Цель: формировать умение самостоятельно готовить выступление о творчестве поэта, отбирая необходимый материал и определяя его ценность; развивать

Слайд 3Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)1892 года в Москве, в

день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.

1892 – 1941гг.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память

Слайд 4 Красною кистью

Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась.



Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.

Красною кистью         Рябина

Слайд 5Родители поэтессы

Иван Владимирович Цветаев
профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал

в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.



Мария Александровна Мейн
(по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.
Родители поэтессыИван Владимирович Цветаевпрофессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и

Слайд 6Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой

девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фpайбуpге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти заграницей.

Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом

Слайд 7
В 1910 году еще не сняв гимназической формы,

тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Hиколай Гумилев, Максимилиан Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный

Слайд 8Россия для Марины Цветаевой — выражение духа бунтарства, буйного простора и

безбрежной широты.

Другие всей плотью по плоти плутают,
Из уст пересохших — дыханье глотают...
А я — руки настежь! — застыла — столбняк!
Чтоб выдул мне душу — российский сквозняк!

Россия для Марины Цветаевой — выражение духа бунтарства, буйного простора и безбрежной широты.   Другие всей

Слайд 9Марина Цветаева — поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой

переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта и поэзии и родины — сливаются в единое целое, образуя «поэзию интимной жизни.»

Любовь к родине поэтесса пронесла через всю свою жизнь. Ее ранние стихи проникнуты нежностью к Москве, где она родилась.

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
-Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

Марина Цветаева — поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает

Слайд 10Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил

в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

Белым был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белым стал:
Смерть побелила.

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила

Слайд 11Символично странноватое на первый взгляд название «Поэма Горы», оно вычерчивает резкое

членение цветаевского поэтического мира по вертикали - от земли к небу, от быта к бытию. Гора эта реальна, она возвышается над городом («на исходе пригорода»), это место прогулок влюбленных или обрекающих себя на разрыв, но еще гора - это выброс вверх, это огромность чувства любви и боли или, как образно и точно сформулирует для себя героиня, «высота бреда над уровнем / Жизни».

Я не помню тебя отдельно
От любви. Равенства знак....
Но зато, в нищей и тесной
Жизни – «жизнь, как она есть» -
Я не вижу тебя совместно
Ни с одной:
- Памяти месть.

Символично странноватое на первый взгляд название «Поэма Горы», оно вычерчивает резкое членение цветаевского поэтического мира по вертикали

Слайд 12В «Поэме Конца» Цветаева еще раз проигрывает ту же ситуацию последней

встречи, последнего совместного прохода героев по сцене. Как и в «Поэме Горы» (оба произведения обращены к одному лирическому адресату), запечатлен самый момент разрыва двух сердец: и страх, и боль, и гаснущая надежда на возврат любви, и предощущение опустошенности.

Сверхбессмысленнейшее слово:
Расстаемся. - Одна из ста?
Просто слово в четыре слога,
За которыми пустота.

В «Поэме Конца» Цветаева еще раз проигрывает ту же ситуацию последней встречи, последнего совместного прохода героев по

Слайд 13Стихи, написанные в эмиграции, — это тоска по родине, горечь разлуки

с Россией. Цветаева навсегда срослась с отчизной, с ее вольной и отчаянной душой.

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу.

Стихи, написанные в эмиграции, — это тоска по родине, горечь разлуки с Россией. Цветаева навсегда срослась с

Слайд 14За границей поэтесса следит за событиями, происходящими в России. Она пишет

стихи о челюскинцах, гордится, что они — русские.

За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь:
Челюскинцы — русские!

За границей поэтесса следит за событиями, происходящими в России. Она пишет стихи о челюскинцах, гордится, что они

Слайд 15Ширь и просторы родного края, ветер «российский, сквозной» — вот, что

впитала в себя Марина. И именно Россию, необъятную и суровую, непреклонную и терпеливую она завещала своему сыну.

Дитя мое… Мое? Ее -
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль,-
Ужель ребенку в колыбель

Ширь и просторы родного края, ветер «российский, сквозной» — вот, что впитала в себя Марина. И именно

Слайд 16Особенно это характерно для последнего стихотворения Цветаевой, адресованного Арсению Тарковскому. Стихотворение

"Все повторяю первый стих" - смелая и даже вероломная попытка ворваться в жизнь другого - поэта и человека. Оттолкнувшись от задевшей ее строки Тарковского "Я стол накрыл на шестерых..." (в окончательном варианте Тарковского "Стол накрыт на шестерых"), Цветаева и здесь пытается утвердить актуальность собственного бытия для мира:

…За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая...

Особенно это характерно для последнего стихотворения Цветаевой, адресованного Арсению Тарковскому. Стихотворение

Слайд 17Цветаева еще делает последние судорожные попытки зацепиться за жизнь, вступить в

контакт с ней и продолжить творческую полемику с веком.

И - гроба нет! Разлуки - нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть - на свадебный обед,
Я - жизнь, пришедшая на ужин…

Цветаева еще делает последние судорожные попытки зацепиться за жизнь, вступить в контакт с ней и продолжить творческую

Слайд 18В августе 1941 года Цветаева совершила свое последнее плавание - в

Елабугу, где душа ее нашла вечный покой. В провинциальном, отрезанном от культурного мира городке завершился жизненный путь великого поэта XX столетия.
В августе 1941 года Цветаева совершила свое последнее плавание - в Елабугу, где душа ее нашла вечный

Слайд 19Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь! С полным передником роз!- Ни

ростка не наруша! Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь! С полным передником роз!- Ни ростка не наруша! Знаю, умру

Слайд 20
Поэзия Цветаевой самобытна, и стиль ее стихов очень

сложен. Усложненная ритмика, звукопись, сбивающаяся на косноязычие, как будто неконтролируемый синтаксис — это воплощение замысла в той форме, которая представлялась единственной как дыхание.


Поэзия Цветаевой самобытна, и стиль ее стихов очень сложен. Усложненная ритмика, звукопись, сбивающаяся на

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть