Презентация, доклад по литературе на тему: Лермонтов - поэт и воин (10 класс)

Содержание

«…О, этот Лермонтов опальный,Сын нашей собственной земли,Чьи строки, как удар кинжальный,Под сердце самое вошли.Он, этот Лермонтов могучий,Сосредоточась, добр и зол,Как бы светящаяся тучаПо небу русскому прошёл…»

Слайд 1Подготовила
ученица 10 класса «А»
Трушкина Алёна Петровна
Руководитель
Еськина Наталья Михайловна
учитель русского языка
и литературы

Презентация

на тему: «М.Ю. Лермонтов – поэт и воин»
Подготовилаученица 10 класса «А»Трушкина Алёна ПетровнаРуководительЕськина Наталья Михайловнаучитель русского языкаи литературыПрезентация на тему: «М.Ю. Лермонтов – поэт

Слайд 2«…О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под

сердце самое вошли.
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошёл…»

Ярослав Смеляков
советский поэт и критик
«…О, этот Лермонтов опальный,Сын нашей собственной земли,Чьи строки, как удар кинжальный,Под сердце самое вошли.Он, этот Лермонтов могучий,Сосредоточась,

Слайд 3Сама судьба готовила поэту Лермонтову военное поприще. Предки его по линии

и отца, и матери служили честно Отечеству. Они дослуживались до высших военных чинов, но никогда не были царедворцами. Примеры высокого долга и чести оказали большое влияние на юного поэта. Он с детства получил уникальную
возможность одновременно существовать как бы в двух ипостасях, одновременно делать два «славных» (то есть обеспечивающих будущую славу) дела - быть воином и поэтом.
Сама судьба готовила поэту Лермонтову военное поприще. Предки его по линии и отца, и матери служили честно

Слайд 4Перед глазами мальчика был и живой пример - героические деяния братьев

его бабушки Елизаветы Алексеевны - штабс-капитана Афанасия Алексеевича и полковника Дмитрия Алексеевича Столыпиных. А.А.Столыпин служил адъютантом у А.В.Суворова, написал о нем мемуары. Именно под влиянием А.А.Столыпина, героя Бородино, появились первые поэтические наброски, связанные с этой темой (стихотворение «Поле Бородина»).
Перед глазами мальчика был и живой пример - героические деяния братьев его бабушки Елизаветы Алексеевны - штабс-капитана

Слайд 5Один из товарищей Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

писал: «В конце 1820-х и в самом начале 1830-х г.г. для молодых людей, окончивших воспитание, предстояла одна карьера - военная служба». Школа научила Лермонтова, который ещё недавно мог признаться товарищу, что «глаза каждую минуту мокры», умению владеть собой. Именно там, в юнкерской среде, закалилась его замечательная выдержка. Именно там в нем соединились воин и поэт, военная профессия и поэтическое творчество.

Один из товарищей Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров писал: «В конце 1820-х и в

Слайд 6Большое влияние на Лермонтова как военного писателя оказало творчество французского писателя

Альфреда де Виньи. Их судьбы похожи. Как и Лермонтов, Виньи был не только профессиональным поэтом, но и кадровым офицером. Исходя из собственного жизненного опыта, Виньи утверждал, что служба в армии - превосходная школа жизни: «книга, которую полезно открыть, если хочешь узнать человеческую природу».
Большое влияние на Лермонтова как военного писателя оказало творчество французского писателя Альфреда де Виньи. Их судьбы похожи.

Слайд 7 Все военные произведения Лермонтова автобиографичны. Но ещё до поступления на

военную службу юный поэт написал в 1830 году пьесу «Люди и страсти». В основу сюжета драмы положена семейная распря между бабушкой Лермонтова и его отцом. Главный герой Юрий Волин - характер, близкий самому Лермонтову по жизненным обстоятельствам. Но восхищается юноша судьбой не Юрия, а гусарского офицера Заруцкого. В романтической трагедии молодой офицер идеализирован , потому что он «коренной гусар». Лермонтов с большим уважением показывает гусарскую натуру.
Все военные произведения Лермонтова автобиографичны. Но ещё до поступления на военную службу юный поэт написал в

Слайд 8«…Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись,
В день уныния смирись,
День веселья,

верь, настанет…»
«…Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись,В день уныния смирись,День веселья, верь, настанет…»

Слайд 9 В 1832 году после поступления в Школу гвардейских подпрапорщиков
и

кавалерийских юнкеров писатель пишет одно из своих ранних
стихотворений на военную тематику «Гусар». Герой его произведения -
гусар, наделенный многими автобиографическими чертами. В его
образе ощущается присутствие самого автора, который сочувствует
своему герою и в то же время критически оценивает его.

В 1832 году после поступления в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров писатель пишет одно из

Слайд 10«…Гусар! ужель душа не слышит
В тебе желание любви?
Скажи мне, где твой

ангел дышит?
Где очи милые твои?
Молчишь - и ум твой безнадежней,
Куда полнее твой бокал!
Ты разом сердце оторвал!..»
«…Гусар! ужель душа не слышитВ тебе желание любви?Скажи мне, где твой ангел дышит?Где очи милые твои?Молчишь -

Слайд 11Учеба в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров сформировала не только

характер офицера, но и раскрыла в
Лермонтове творческий потенциал. Сразу же по поступлении в Школу
писатель начал работать над романом «Вадим», который так и не
завершил. Он сделал офицера одним из главных действующих лиц
своего юношеского романа «Вадим»

Автор пишет произведение о пугачёвском движении (1773 -1775 ),
охватившем в летние месяцы 1774 года ряд волжских губерний, в том
числе Пензенскую. Роман в основе своей содержит материал легенд,
преданий, воспоминаний старожилов.

Учеба в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров сформировала не только характер офицера, но и раскрыла в

Слайд 12августа 1832 года
поэт писал
Лопухиной:
«...Мой роман
становится произведением, полным отчаяния;

я рылся в своей душе,
желая извлечь из неё всё, что только способно обратиться в ненависть,
и всё это я беспорядочно излил на бумагу - вы бы меня пожалели,
читая его! »
августа 1832 года поэт писал Лопухиной:«...Мой роман становится произведением, полным отчаяния; я рылся в своей душе, желая

Слайд 13В военной биографии поэта именно служба на Кавказе стала
действительной школой

жизни, которая дала ему знание человеческой
природы. Будучи не только участником боевых действий, но и
командуя отдельным кавалерийским отрядом, выполнявшим
ответственные задания на Кавказе, он сумел правдиво отразить в
своих произведениях идею защиты Отечества, боевые традиции
русской армии, характеры и поведение офицеров и солдат, а также
особенности их военного быта в ходе боевых действий.
В военной биографии поэта именно служба на Кавказе стала действительной школой жизни, которая дала ему знание человеческой

Слайд 14 Офицер Лермонтов был талантливым военным. Доподлинно познав
вкус боя, цену

подвигов русских солдат, он честно и правдиво отразил
героизм воинов в своих военных произведениях. В его творчестве без прикрас, без античных одеяний отражается истинный герой, истинное служение Родине. В русской литературе появляется живой образ воина.
Талантливый человек талантлив во всем. Это о Лермонтове. Его
жизнь поэта-воина явила собой чередование двух таких
замечательных и полярных талантов.
Офицер Лермонтов был талантливым военным. Доподлинно познав вкус боя, цену подвигов русских солдат, он честно и

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть