Презентация, доклад по литературе на тему: КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛЬНОЙ КРИТИКИ. ДОБРОЛЮБОВ Н. А. - ВЕДУЩИЙ КРИТИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ЕГО ПРОГРАММНЫЕ СТАТЬИ И ИХ СТИЛЬ, РАБОТА В СОВРЕМЕННИКЕ.

Содержание

Николай Александрович Добролюбов — человек замечательного природного ума, ясного   и светлого,   талантливый критик   и поэт,  блестящий   организатор   и великий труженик, друг и соратник Чернышевского и Некрасова.Литературная деятельность Николая Александровича Добролюбова   длилась  около  пяти 

Слайд 1Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Кострова Таисия Николаевна
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Урок литературы в 11

классе

КОНЦЕПЦИЯ "РЕАЛЬНОЙ " КРИТИКИ.
ДОБРОЛЮБОВ - ВЕДУЩИЙ КРИТИК
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ,
ЕГО ПРОГРАММНЫЕ СТАТЬИ И ИХ СТИЛЬ,
РАБОТА В "СОВРЕМЕННИКЕ".

Подготовила:Учитель русского языка и литературыКострова Таисия НиколаевнаПРЕЗЕНТАЦИЯ Урок литературы в 11 классеКОНЦЕПЦИЯ

Слайд 2Николай Александрович Добролюбов




— человек замечательного природного ума,

ясного   и светлого,   талантливый критик   и поэт,  блестящий   организатор   и великий труженик, друг и соратник Чернышевского и Некрасова.
Литературная деятельность Николая Александровича Добролюбова   длилась  около  пяти  лет; критик   умер двадцати  пяти  лет   от   роду,   но влияние, оказанное им на развитие русской общественной жизни, было огромно и чувствуется до сих пор.
Жизнь Добролюбова лишена внешнего драматизма, но богата сложным внутренним содержанием.

Родился
Н.А. Добролюбов
24 января
(5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде в семье известного священника.

Николай Александрович    Добролюбов — человек замечательного природного ума, ясного   и светлого,   талантливый критик   и

Слайд 3БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ

Слайд 4

Самый ход исторических событий — Крымская война, обнажившая гнилость всех устоев

самодержавия, обострение классовой борьбы в стране,
рост крестьянских восстаний,
подъем общественной жизни — способствовал необычайно быстрому развитию Добролюбова как политического и литературного деятеля, мыслителя и патриота.

Революционная ситуация, складывавшаяся в России накануне 60-х годов, помогла Добролюбову утвердиться на позициях крестьянского демократа, выразителя интересов широких масс, борца за их освобождение.

Самый ход исторических событий — Крымская война, обнажившая гнилость всех устоев самодержавия, обострение классовой борьбы в стране,

Слайд 5
Тогда республикою стройной, В величьи благородных чувств, Могучий, славный и спокойный, В красе познаний

и искусств, Глазам Европы изумленной Предстанет русский исполин. И на Руси освобожденной Явится русский гражданин. („Дума при гробе Оленина“)

В своих политических стихах этого времени Добролюбов писал о бедствиях крестьянства, изнывающего в неволе, звал его к борьбе за свободу, мечтал о свободном и прекрасном будущем своей страны:

Тогда республикою стройной, В величьи благородных чувств, Могучий, славный и спокойный, В красе познаний и искусств,

Слайд 6В 1854 году были написаны статьи «Заметки и дополнения к сборнику

русских пословиц г. Буслаева», «О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах»; в 1855 году — статья «О русском историческом романе»;

В 1856 — статья «Собеседник любителей российского слова», опубликованная в журнале «Современник» и принесшая первую известность молодому критику, положившая начало его славной работе в «Современнике», носила программный характер: в ней была изложена позиция молодого критика, выражен его взгляд на задачи литературного исследования. Несмотря на свою узко академическую тему — разбор журнала XVIII века «Собеседник любителей российского слова», статья носила остро публицистический характер и была направлена против крохоборческой, лженаучной критики, оторванной от жизни и чуждой современности. Добролюбов жестоко высмеивал схоластическую критику, переставшую влиять на судьбы литературы и погрузившуюся в узкий мир библиографических подробностей, интересных лишь «избранным».


В 1854 году были написаны статьи «Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева», «О поэтических

Слайд 7Эта статья положила начало знакомству и дружбе Добролюбова с Чернышевским. С

весны 1856 года он, оставаясь студентом последнего курса, фактически становится профессиональным литератором, постоянным сотрудником «Современника». До окончания института в июне 1856 года Добролюбов выступал на его страницах; кроме статьи о «Собеседнике», печатавшейся в двух номерах, в «Современнике» (1856—1857) были помещены: рецензия Добролюбова на «Описание Главного педагогического института...», статья «Ответ на замечания г. Галахова», заметка о новых педагогических журналах, статья «О значении авторитета в воспитании». В последний год студенческой жизни, помимо участия в «Современнике», он написал также большую работу о Пушкине (для иллюстрированного альманаха), книжку о Кольцове, сотрудничал в «Известиях Академии Наук», начал печататься в «Журнале для воспитания».
Эта статья положила начало знакомству и дружбе Добролюбова с Чернышевским. С весны 1856 года он, оставаясь студентом

Слайд 8
Некрасов предоставил молодому Добролюбову полную свободу действий в отделе критики и

библиографии и затем ввел его в состав редакции «Современника». Чернышевский добровольно передал Добролюбову критический отдел.












В 1857-1861 годах литературная критика в «Современнике» почти всецело была в руках Добролюбова. Он откликался на все вопросы текущей литературы, писал главные статьи на самые важные темы, активно разрабатывая эстетические проблемы и проблемы «реальной критики».




Некрасов предоставил молодому Добролюбову полную свободу действий в отделе критики и библиографии и затем ввел его в

Слайд 9КОНЦЕПЦИЯ "РЕАЛЬНОЙ " КРИТИКИ.

КОНЦЕПЦИЯ

Слайд 10Добролюбов прославился у
современников как теоретик «реальной критики». Это понятие выдвинул он

и постепенно его разрабатывал. «Реальная критика» - это критика Белинского, Чернышевского, доведенная Добролюбовым до классически ясных приемов анализа с одной целью - выявить общедоступную пользу художественных произведений.
Термин «реальная критика» восходит к понятию «реализм».
Но термин «реализм», употребленный А. Анненковым в 1849 году, еще не привился. Добролюбов видоизменял его, определенным образом истолковывая как особое понятие.
Добролюбов прославился у современников как теоретик «реальной критики». Это понятие выдвинул он и постепенно его разрабатывал. «Реальная критика»

Слайд 11Важное сужалось и упрощалось.

Особенно это видно в трактовке связей критики

с литературой, критики с жизнью, проблем художественной формы.










Получалось, что критика - это не столько раскрытие идейно-эстетического содержания произведений, сколько приложение произведений к требованиям самой жизни...
Важное сужалось и упрощалось. Особенно это видно в трактовке связей критики с литературой, критики с жизнью, проблем

Слайд 12 Последовательно проведенный «реальный» подход часто приводил не к объективному разбору

того, что есть в произведении, а к суду над ним с неизбежно субъективных позиций, которые критику казались наиболее «реальными», самыми стоящими внимания...
Внешне критик, кажется, ничего не навязывает, но он полагается больше на свою компетенцию, свою проверку и как бы не вполне доверяет познавательной мощи самого художника как первооткрывателя истин.


Поэтому не всегда верно определялись и «норма», объемы, ракурсы изображенного в произведениях.
«Реальная критика» теоретически почти ничего не брала на себя в отношении изучения биографии писателя, творческой истории произведения, замысла, черновиков и пр. Это казалось посторонним делом.
Последовательно проведенный «реальный» подход часто приводил не к объективному разбору того, что есть в произведении, а

Слайд 13Развивая понятие «реальной критики», Добролюбов исходит, казалось бы, из верных положений:

для «реальной критики» «не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось или хотя бы и ненамеренно, просто вследствие правдивого воспроизведения фактов жизни».
Однако, удержаться на этих позициях, как показал уже Г. В. Плеханов, Добролюбов не мог. В конечном итоге его критика стала указывать писателю, что писать, как писать и в каком духе писать. Вопрос об анализе художественной формы произведений ставился Добролюбовым недостаточно обстоятельно - и это недостаток реальной критики», - практически у Добролюбова можно установить несколько любопытных подходов к этой проблеме.
Добролюбов часто подробно анализировал форму, чтобы высмеять пустоту содержания, например в «шипучих» стихах В.Г. Бенедиктова, в бездарных «обличительных» стихах М. Poзенгейма, комедиях Н. Львова, А. Потехина, рассказах М.И. Воскресенского. При всем отказе от нормативности и дидактизма публицистичность брала верх и мешала…

Развивая понятие «реальной критики», Добролюбов исходит, казалось бы, из верных положений: для «реальной критики» «не столько важно

Слайд 14Приход Добролюбова в «Современник» усилил позиции революционных демократов и содействовал их

борьбе с идейными противниками внутри редакции. Добролюбов, по свидетельству Д. В. Григоровича, находился во главе журнала «как критик, дававший камертон направлению…».
Обострение борьбы революционных демократов и либералов привело к выходу из редакции ряда писателей и сотрудников во главе с И. С. Тургеневым.
Однако, именно после этого события усиливается влияние в обществе руководителей журнала – Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, и он постоянно занимает авангардные позиции в борьбе против самодержавия, крепостничества и либерализма.

Вместе с Н. Г. Чернышевским он в новых условиях возглавил передовое общественное движение в России, он выступил как руководитель и организатор новой демократической литературы, складывавшейся в эпоху подъема крестьянского движения накануне 60-х годов XIX века.

Приход Добролюбова в «Современник» усилил позиции революционных демократов и содействовал их борьбе с идейными противниками внутри редакции.

Слайд 15В кипучей деятельности Добролюбова и Чернышевского нашел прямое выражение стихийный протест

широких масс угнетенного крестьянства, с его ненавистью к крепостничеству и неугасимым стремлением к новым формам жизни.

Борьба против крепостничества и самодержавия — вот основа основ жизни и труда двух великих русских революционеров и патриотов.

И именно поэтому они оставили такой глубокий след во всех областях культуры и науки: в области философии и эстетики, литературы и языка, истории и общественной мысли, естествознания и педагогики. Всюду вносили они дух борьбы, революционной непримиримости, новаторской смелости.

В кипучей деятельности Добролюбова и Чернышевского нашел прямое выражение стихийный протест широких масс угнетенного крестьянства, с его

Слайд 16Гуманизм и демократизм русских революционных демократов заключался в том, что они

понимали проблему довольно широко, признавая любого члена общества в качестве исторического деятеля. Говоря об этом, Добролюбов отмечал, что существует два противоположных взгляда на права личности, ее значение в жизни общества. Оба они ошибочны в своих крайностях. Так, первый из них, «происходя из неуважения к личности вообще, от непонимания прав каждого человека, приводит к неумеренному, безрассудному поклонению нескольким исключительным личностям», т. е. исторически активными признаются только великие личности. Такое преклонение перед великими личностями, по мнению Добролюбова, возмутительно – в нем выражается неуважение каждой отдельной личности к самой себе. Второй взгляд предполагает вообще подавление личности, так как «важно развитие народа и человечества, а не развитие отдельных личностей». Такое рассуждение, объяснял Добролюбов, показывает неумение применить общее положение в конкретных областях.
Революционеры‑демократы – и Чернышевский, и Добролюбов – принципиально верно понимали свои ближайшие задачи. Все их шаги были направлены на подготовку деятельности „молодых штурманов будущей бури“, деятельности, которая имела и свой исторический смысл, и историческое оправдание в дальнейшем развитии классовой борьбы в России.

Гуманизм и демократизм русских революционных демократов заключался в том, что они понимали проблему довольно широко, признавая любого

Слайд 17ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ
В 1857–1861 гг. были созданы крупнейшие литературно‑философские труды Добролюбова:


«О степени

участия народности в развитии русской литературы»,
«Николай Владимирович Станкевич»,
«Первые годы царствования Петра Великого»,
«Что такое обломовщина?»,
«Темное царство»,
«Луч света в темном царстве»,
«От Москвы до Лейпцига»,
«Литературные мелочи прошлого года»,
«Когда же придет настоящий день?»,
«Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ» и многие другие.

С 1859 г. Добролюбов руководил «Свистком», являвшимся сатирическим отделом «Современника».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ТРУДЫВ 1857–1861 гг. были созданы крупнейшие литературно‑философские труды Добролюбова: «О степени участия народности в развитии русской

Слайд 18В важнейших своих статьях Добролюбов серьезно разбирал художественную форму произведений

Гончарова, Тургенева, Островского.
В важнейших своих статьях Добролюбов серьезно разбирал художественную форму произведений 		    Гончарова,

Слайд 19Добролюбов демонстрировал, как «художественность взяла свое» в «Обломове». Публика негодовала на

то, что герой романа в течение всей первой части не действует, что в романе автор уклонился от острых современных вопросов.
Добролюбов увидел «необыкновенное богатство содержания романа» и начал свою статью «Что такое обломовщина?» с характеристики неторопливого таланта Гончарова, присущей ему огромной силы типизации, как нельзя лучше отвечавшей направлению своего времени.
Роман «растянут», но это-то и дает возможность обрисовать необычный «предмет» - Обломова. Такой герой и не должен действовать: здесь, как говорится, форма вполне соответствует содержанию и вытекает из характера героя и таланта автора. Отзывы об эпилоге в «Обломове», искусственности образа Штольца, сцене, раскрывающей перспективу возможного разрыва Ольги со Штольцем, - это все художественные разборы.

Добролюбов демонстрировал, как «художественность взяла свое» в «Обломове». Публика негодовала на то, что герой романа в течение

Слайд 20ЧТО ТАКОЕ
ОБЛОМОВЩИНА?

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?

Слайд 21Стержнем анализа Добролюбовым вопроса о духовном единстве личности является образ Катерины,

созданный Островским в драме «Гроза». Для Добролюбова Катерина была провозвестником народного пробуждения. Но народ так и не поднялся на революционную борьбу. Островский изобразил, как сила природы проявляется в протесте человека против условий своего существования. Условия жизни в «темном царстве» ужасны. С одной стороны, произвол самодуров, опирающийся на толстую мошну, с другой – жизнь большей части обитателей «темного царства» под гнетом произвола, когда «система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная самодурством, прививается и к тем самым, которые от него страдают. Сильный русский характер, полагал Добролюбов, представлен в образе Катерины. Этот характер изображен сосредоточенно‑решительным, неуклонно верным чутью естественной правды. Ему лучше гибель, чем жизнь в старых условиях. «Он водится… – читаем мы в статье Добролюбова, – просто натурою, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила…» Она определяется уже тем, что против произвола самодуров протестует женщина, самое угнетенное и забитое существо в семейном быту «темного царства».

 Вывод Добролюбова о том, что старые отношения в России середины XIX в. были лишены внутренней силы, был недостаточно обоснованным, что старые, отжившие отношения в обществе могут еще долго существовать, опираясь на случайные обстоятельства, на старые внешние связи и т. п.


Стержнем анализа Добролюбовым вопроса о духовном единстве личности является образ Катерины, созданный Островским в драме «Гроза». Для

Слайд 22Анализируя произведения великого русского драматурга, Добролюбов сумел изложить в печати систему

собственных воззрений по вопросам личной и общественной жизни в России.
В статье «Темное царство», посвященной комедиям «Бедность не порок» и «Свои люди – сочтемся», Добролюбов выразил революционно‑демократический взгляд на самодержавно‑крепостнические порядки.
Основной акцент статьи сделан на том, что в условиях «темного царства» человек становится «гадок для нас именно тем, что в нем видно почти полное отсутствие человеческих элементов…».
Причем это характерно не только для угнетателей (Болыпов, Подхалюзин), но и для угнетенных. Подобное искажение или, по словам Добролюбова, «сглажение, отменение человеческой личности» – неизбежный результат тех обстоятельств, в которых проходит жизнь героев «темного царства».
Будучи посвящена литературным произведениям, к тому же вызывавшим противоречивые толкования и оценки, статья «Темное царство» была удобной формой изложения революционно‑демократических взглядов.
Анализируя произведения великого русского драматурга, Добролюбов сумел изложить в печати систему собственных воззрений по вопросам личной и

Слайд 23ЛУЧ СВЕТА В ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ

ЛУЧ СВЕТА В ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ

Слайд 24Заключительным звеном в критической концепции Добролюбова была его статья о Достоевском

«Забитые люди», в которой разбирался роман «Униженные и оскорбленные».
Критик усилил моменты, характеризующие другое «темное царство». Искать «лучи» в нем было еще труднее, чем в «царстве» у Островского. Но Достоевский был тем писателем, который выражал «боль о человеке», изображал низы, городскую бедноту, таившую в себе гнев и ненависть. Это была также «высота», до которой могла подняться народная жизнь.
Добролюбов назвал Достоевского одним из замечательнейших русских писателей.
По направлению своего таланта Достоевский - гуманист. Но отношение Добролюбова к Достоевскому сильно отличается от его отношения к Гончарову, Тургеневу и Островскому. Достоевский импонирует ему социальной силой своего творчества, вниманием к маленьким людям. Но отвращает от него болезненная углубленность в психологизм, неясность перспектив в трактовке зла и общественных ненормальностей. Винит критик Достоевского и за нечетко проводимое объяснение причин измельчания забитых людей, их сумасшествия, раздвоения.
Отчего же Макар Девушкин «прячется», скрывается, трепещет, беспрерывно стыдится за свою жизнь, в которой он вовсе не виноват? Отчего так же ведут себя Горшков, Голядкин, Шумков, Неточка, Нелли? Где причины всех этих диких, поразительно странных людских отношений? Исчерпывающего, незамутненного ответа у Достоевского на этот вопрос нет. Мы должны его сделать сами.

Заключительным звеном в критической концепции Добролюбова была его статья о Достоевском «Забитые люди», в которой разбирался роман

Слайд 25 Анализируя лишь упоминаемую, но не показываемую Тургеневым деятельность энергичного Инсарова

в «Накануне», Добролюбов считал, что «главный художественный недостаток повести» заключается в декларативности этого образа. Образ Инсарова бледен в очертаниях и не встает перед нами с полной ясностью.
Для нас закрыто то, что он делает, его внутренний мир, даже любовь к Елене.
А ведь любовная тема всегда получалась у Тургенева.
Тургенева по справедливости можно назвать живописателем и певцом той морали и философии, которая господствовала в нашем образованном обществе в последнее двадцатилетие. Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.

Анализируя лишь упоминаемую, но не показываемую Тургеневым деятельность энергичного Инсарова в «Накануне», Добролюбов считал, что «главный

Слайд 26Ленин сказал: «Говоря о влиянии на меня Чернышевского, как главном, не

могу не упомянуть о влиянии дополнительном, испытанном в то время от Добролюбова – Друга и спутника Чернышевского.
За чтение его статей в том же „Современнике“ я тоже взялся серьезно. Две его статьи – одна о романе Гончарова „Обломов“, другая о романе Тургенева „Накануне“ – ударили как молния. Я, конечно, и до этого читал „Накануне“, но вещь была прочитана рано, и я отнесся к ней по‑ребячески.
Добролюбов выбил из меня такой подход. Это произведение, как и „Обломов“, я вновь перечитал, можно сказать, с подстрочными замечаниями Добролюбова. Из разбора „Обломова“ он сделал клич, призыв к воле, активности, революционной борьбе, а из анализа „Накануне“ настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается. Вот как нужно писать!».
Не менее актуальным является наследие Добролюбова и его изучение в настоящее время. Мировоззрение Добролюбова, литературные работы, публицистические статьи составляют важнейшее достояние нашей народной социалистической культуры.
 

Ленин сказал: «Говоря о влиянии на меня Чернышевского, как главном, не могу не упомянуть о влиянии дополнительном,

Слайд 27«Добролюбов не будет забыт никогда, пока звучит где‑нибудь русская речь», –

писал А. В. Луначарский . 

«Добролюбов не будет забыт никогда, пока звучит где‑нибудь русская речь», –

Слайд 29Дом – музей имени Добролюбова

Дом – музей имени Добролюбова

Слайд 30Памятник Н. А. Добролюбову (Нижний Новгород)

Памятник Н. А. Добролюбову (Нижний Новгород)

Слайд 31Нижегородский государственный лингвистический университет носит имя Н. А. Добролюбова (имя присвоено Постановлением Правительства

СССР в 1961 году)
Нижегородский государственный лингвистический университет носит имя Н. А. Добролюбова (имя присвоено Постановлением Правительства СССР в 1961 году)

Слайд 32Лингвистический университет

Лингвистический университет

Слайд 33Памятник Н. А. Добролюбова
Мемориальная доска имени Н. А. Добролюбова

Памятник Н. А. Добролюбова Мемориальная доска имени Н. А. Добролюбова

Слайд 34Памятник Н. А. Добролюбову перед домом 34-36 на Большом проспекте

Памятник Н. А. Добролюбову перед домом 34-36 на Большом проспекте

Слайд 35Проспект Н. А. Добролюбова

Проспект Н. А. Добролюбова

Слайд 36Библиотека Н.А. Добролюбова

Библиотека Н.А. Добролюбова

Слайд 37Место, где находилась Никольская церковь, в которой работал отец
Н. А.

Добролюбова
Место, где находилась Никольская церковь, в которой работал отец Н. А. Добролюбова

Слайд 38Надгробие Н.А. Добролюбова на Волконском кладбище

Надгробие Н.А. Добролюбова на Волконском кладбище

Слайд 39
Добролюбов Николай Александрович
Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в

общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, ставший на очередь и уже смутно начинавший волновать общество.

Н.А. Добролюбов

Добролюбов Николай АлександровичОн быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях

Слайд 40Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 41Список использованной литературы
1. Волго – Вятское книжное издательство, 1975. Серафим Андреевич

Орлов Н. Добролюбов в Нижнем Новгороде. Редактор Т. И. Пелевина. Художник В. З. Вешапури .
2. Воровский В., Литературные очерки, М., 1923;
3. Н.А. Добролюбов Соб. соч. т.7 Статьи , рецензии 1861г., Гос. изд.- во М. – 1963: Ленинград.
4. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 т. Под ред. В. И.Бурсова, т 6. 1963 год.
5. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 т. Под ред. В. И.Бурсова, т 5. 1962 год.
10.Морозов П., Н. А. Добролюбов, «Образование», 1896, кн. XII;

6. Добролюбов Н.А. ст-ия. рас. днев. / [сос. и ав. вступ. ст. и примеч-ий Г.В.Краснов]. – Горький: Волго-Вятокое кн. изд.-во, 1986.
7. Н.А. Добролюбов Собрание сочинений в девяти томах. Под. ред. В.И. Бурсова. т. 8. Стихотворения. Проза. Дневники. изд. «Худ. лит.» - Москва. 1964.
8. Зайцев В., Белинский и Добролюбов, «Русское слово», 1864, кн. 1;
9. Засулич В. И., Писарев и Добролюбов, сб. статей, т. II, СПб., 1907;
10.Морозов П., Н. А. Добролюбов, «Образование», 1896, кн. XII;
11. Овсянико-Куликовский Д. Н., Н. А. Добролюбов, «История русской литературы XIX века», т. III.
Протопопов М.Протопопов М., Добролюбов, «Русская мысль», 1896, кн. XII;
12. Полянский В., Н. А. Добролюбов, М., 1926;
13. Интернет. Википедия.

Список использованной литературы1. Волго – Вятское книжное издательство, 1975. Серафим Андреевич Орлов Н. Добролюбов в Нижнем Новгороде.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть