Презентация, доклад по литературе на тему Конфликт человека и власти в поэме А.С.Пушкина Медный всадник

Содержание

Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Проблема отношений человека и власти оставалась актуальной и в XIX веке, во времена Пушкина, и нашла отражение в его творчестве.

Слайд 1Конфликт человека и власти в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Преподаватель

русского языка и литературы ГБОУ СПО НМК Глущенко Т.М.
Конфликт человека и власти в поэме  А. С. Пушкина  «Медный всадник»Преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей.
Проблема отношений

человека и власти оставалась актуальной и в XIX веке, во времена Пушкина, и нашла отражение в его творчестве.
Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Проблема отношений человека и власти оставалась актуальной и

Слайд 3Поэма начинается чудесной картиной Петербурга, предстающего перед читателем как «юный град,

полнощных стран краса и диво»,
«из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво».
Поэма начинается чудесной картиной Петербурга, предстающего перед читателем как «юный град, полнощных стран краса и диво», «из

Слайд 4Это столица сильного европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и

враждебная для «маленького человека». Вид невероятного города, по человеческой воле вставшего «на брегах Невы», восхищает.
Это столица сильного европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека». Вид невероятного

Слайд 5Кажется, что он преисполнен гармонии и высокого, божественного, смысла.
Тем не

менее, построен он людьми, исполнявшими человеческую волю.
Этот человек, воле которого послушны миллионы, воплотивший в себе идею государства, — Петр.
Кажется, что он преисполнен гармонии и высокого, божественного, смысла. Тем не менее, построен он людьми, исполнявшими человеческую

Слайд 6 Пушкин относится к Петру как к великому человеку. Поэтому-то в

первых строках поэмы он и предстает таковым. Потеснив скудную природу, одев берега Невы в гранит, создав город, каких еще не было, он воистину величествен.
Но Петр здесь еще и творец, а значит, человек.
Петр стоит на берегу "дум великих полн".
Думы, мысли — еще одна черта его человеческого облика.

Пушкин относится к Петру как к великому человеку. Поэтому-то в первых строках поэмы он и предстает

Слайд 7Думы Петра о будущем России и стратегические, и политические:
Отсель грозить мы

будем шведу,
Здесь будет город заложен…
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Думы Петра о будущем России и стратегические, и политические:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложен…Природой здесь

Слайд 8Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом

городе?
В чем двойственность петровских преобразований в России?
Какова обратная сторона этих преобразований?
Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе?В чем двойственность петровских преобразований в

Слайд 9В первой части поэмы мы видим двойственный образ Петра.
С одной

стороны, он олицетворение государства, почти Бог, своей державной волей создающий сказочный город на пустом месте,
с другой — человек, творец.
Но, однажды представ таким в начале поэмы, Петр дальше будет совсем другим.

В первой части поэмы мы видим двойственный образ Петра. С одной стороны, он олицетворение государства, почти Бог,

Слайд 10Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже

достоянием истории.

Остался медный Петр- «горделивый истукан», объект поклонения, символ державности.

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался медный Петр- «горделивый

Слайд 11Материал памятника — медь — говорит о многом. Это материал колоколов

и монет.
Религия и церковь как столпы государства, финансы, без которых оно немыслимо, - все объединяется в меди.
Тусклый, но звонкий металл очень подходит для "государственного всадника".

Материал памятника — медь — говорит о многом. Это материал колоколов и монет.  Религия и церковь

Слайд 12Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на

бронзовом коне», которому нет дела до малых мира сего?
Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», которому нет дела до

Слайд 13 В отличие от Петра Евгений — живой человек,

его полная антитеза.
Евгений не строил города, не руководил державой, его можно назвать обывателем. Но так ли Евгений невзрачен?
Он «не помнит родства», хотя фамилия его, как уточняет автор, из знатных.

В отличие от Петра Евгений — живой человек, его полная антитеза. Евгений не строил

Слайд 14Планы Евгения просты по сравнению с планами и думами Петра:
О чем

же думал он?
О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь.



Планы Евгения просты по сравнению с планами и думами Петра:О чем же думал он? О том,Что был

Слайд 15Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?
Ведь независимость и

честь- это важнейшие положения этического кодекса самого Пушкина.



Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными? Ведь независимость и честь- это важнейшие положения этического кодекса

Слайд 16«Жениться? Мне? Зачем же нет?...
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться

день и ночь готов,
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой…
Пройдет, быть может, год – другой –
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…»
«Жениться? Мне? Зачем же нет?...Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов,Уж кое-как себе

Слайд 17Но всем его мечтам не суждено сбыться. Почему?
К каким философским

обобщениям приводит читателя Пушкин?
Что для стихии человеческая жизнь?
Какая связь между цитатами: «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей» и «с Божьей стихией царям не совладать»?
Но всем его мечтам не суждено сбыться. Почему? К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин? Что для

Слайд 18Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?
Нева металась, как больной…
И ветер дул, печально

воя…
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

Стихия лишила Евгения всего самого дорогого, и для него стала «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»

Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?Нева металась, как больной…И ветер дул, печально воя…Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревелаИ

Слайд 19А где же Евгений?
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске…
Несчастный знакомой

улицей бежит…
Он остановился.
Прошел назад и воротился
Глядит… идет…еще глядит.
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою –
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал…
Увы! Его смятенный ум,
Против ужасных потрясений
Не устоял.
А где же Евгений?Спешит, душою замирая,В надежде, страхе и тоске…Несчастный знакомой улицей бежит…Он остановился.Прошел назад и воротилсяГлядит…

Слайд 20Первый результат конфликта – помешательство Евгения. Но помешательство ли это? Наверное,

есть истины, полного значения которых не может понять и выдержать слабый человеческий разум.
Поэтому понятен смех героя, понятна и его душевная болезнь: он столкнулся со стихией – государством.
Первый результат конфликта – помешательство Евгения. Но помешательство ли это? Наверное, есть истины, полного значения которых не

Слайд 21Для Евгения жизнь и любовь неразделимы, без любви жизнь «как сон

пустой».
Он тревожится за судьбу любимой. Спешит к ней, «страшится…не за себя». И никому - ни небесной, ни государственной власти- он не может простить потерю той, которую он даже не успел назвать невестой.

Для Евгения жизнь и любовь неразделимы, без любви жизнь «как сон пустой». Он тревожится за судьбу любимой.

Слайд 22Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими?

Ведь простые человеческие

ценности дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые человеческие ценности дороги и автору, который понимает,

Слайд 23Евгений меняется.

Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в

отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику:
«Ужо тебе!»
Евгений меняется. Из испуганного обывателя в разгул стихии он превращается в отчаянного смельчака, грозящего Медному Всаднику: «Ужо

Слайд 24А что же Петр?
Давно перестав быть человеком, он теперь – медная

статуя. Прекрасный всадник становится чем- то, что больше напоминает сторожевого пса.
Ведь именно в таком качестве он гоняется по городу за Евгением.
Великий император, как сторожевой пес, гоняющийся за мельчайшим из своих подданных, - фигура смешная и ужасная.
А что же Петр?Давно перестав быть человеком, он теперь – медная статуя. Прекрасный всадник становится чем- то,

Слайд 25Конфликт между личностью и государством: разрешается ли он в поэме?
Гибнет

Евгений, потому что его бунт заведомо обречен на неудачу – слишком неравные силы, - гибнет та личность, которая противостояла государству в образе Медного Всадника, позитивные мечты которой сломаны государственной машиной.

Конфликт между личностью и государством: разрешается ли он в поэме? Гибнет Евгений, потому что его бунт заведомо

Слайд 26Гибнет и
Петр–преобразователь,
а задуманный им город становится
городом-убийцей.

Гибнет и Петр–преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей.

Слайд 27Невозможно государство, бесконечно подавляющее подданных во имя своих целей.
Они, подданные,

важнее и первичнее самого государства.
Образно говоря, «вражду и плен старинный свой» финские волны забудут тогда, когда Евгению, для счастья со своей Парашей, не нужно будет ничьих позволений.
А иначе стихия народного бунта, не менее страшная, чем стихия наводнения, свершит свой суд, не разбирая правых и виноватых. Такова суть конфликта между человеком и государством.

Невозможно государство, бесконечно подавляющее подданных во имя своих целей. Они, подданные, важнее и первичнее самого государства. Образно

Слайд 28Пушкин сталкивает в поэме силы внешне несоизмеримые. Конфликт между ними усиливается

несколькими точками пересечения.
Во-первых, образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Во-вторых, столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное.

Пушкин сталкивает в поэме силы внешне несоизмеримые. Конфликт между ними усиливается несколькими точками пересечения. Во-первых, образы Петра

Слайд 29Список литературы
А. С. Пушкин «Поэмы». –М., 1981
Ю. М. Лотман «Александр Сергеевич

Пушкин». – Ленинград, 1982
Н. Беляева «Новое в школьном Стандарте: «Медный всадник». –журнал «Литература»№1 2007
http://yandex.ru/yandsearch?clid=1989604&win=99&lr=970&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0 портрет
http://yandex.ru/yandsearch?clid=1989604&win=99&lr=970&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8 памятник
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B0&stype=image&lr=970&noreask=1&source=wiz иллюстрации Бенуа
Список литературыА. С. Пушкин «Поэмы». –М., 1981Ю. М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин». – Ленинград, 1982Н. Беляева «Новое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть