Презентация, доклад по литературе на тему Композиция рассказа К. Паустовского Телеграмма

Содержание

Цели и задачи:а) доказать, что в композиции произведения отражается жизненный опыт и мировоззрение автора;б) раскрыть роль деталей в построении произведения;в) показать через композицию образность русской речи.

Слайд 1КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
Фокина Е.В. Учитель русского языка и

литературы
КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА  К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»  Фокина Е.В. Учитель русского языка и литературы

Слайд 2Цели и задачи:

а) доказать, что в композиции произведения отражается жизненный опыт

и мировоззрение автора;
б) раскрыть роль деталей в построении произведения;
в) показать через композицию образность русской речи.
Цели и задачи:а) доказать, что в композиции произведения отражается жизненный опыт и мировоззрение автора;б) раскрыть роль деталей

Слайд 3Одна из сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях

текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений.

Композиция

Одна из сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы

Слайд 4Композиция рассказа К.Паустовского «Телеграмма»




«За добро плати добром, не будь пустельгой»
К.Паустовский
Этот эпиграф

выбран не случайно. Он отражает главную тему произведения : не быть пустым человеком, научиться отделять главное от второстепенного. Это авторское напутствие всем читателям.
Композиция рассказа К.Паустовского «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой»К.ПаустовскийЭтот эпиграф выбран не случайно. Он отражает

Слайд 5Четыре части произведения:
1 часть. Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»
2

часть. Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 часть. Телеграмма. «Не будь пустельгой!»
4 часть. «Зарубка на сердце». Эпилог.


Четыре части произведения:1 часть. Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»2 часть. Дочь. «Эх ты, сорока!»3 часть.

Слайд 6Смысл названия рассказа и завязка
Телеграмма - краткое сообщение о чем-то важном:

радостном или печальном.


Завязка. Вопрос Тихона о Насте.

Телеграмма - символичное предостережение о грядущей трагедии.
Смысл названия рассказа и завязкаТелеграмма - краткое сообщение о чем-то важном: радостном или печальном.Завязка. Вопрос Тихона о

Слайд 7Деталь первой части
Подсолнечник, т.е. одинокое теплое маленькое солнышко на фоне серого,

черного цвета поздней осени. Это Катерина Петровна. У читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии. Старушка живет воспоминаниями о дочери. В настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти.
Деталь первой частиПодсолнечник, т.е. одинокое теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного цвета поздней осени. Это Катерина

Слайд 8Деталь второй части
Дочь Настя – сорока , т.е. трещотка, «легкомысленная птица»

, занимающаяся только собой. Душа её черствая и холодная, потому что дочь забыла про мать. Это не по-христиански.
Деталь второй частиДочь Настя – сорока , т.е. трещотка, «легкомысленная птица» , занимающаяся только собой. Душа её

Слайд 9Деталь третьей части
Пустой человек или пустельга?
Конечно, можно было сказать о дочери

«пустой человек», но Паустовский употребил именно «пустельга», т.е. хищная птица и легкомысленный пустой человек (толковый словарь). Это одна из важных деталей, помогающая нам понять образ Насти . Умная, деловая, энергичная, целеустремленная, красивая, но одинокая и равнодушная к близким.
Деталь третьей частиПустой человек или пустельга?Конечно, можно было сказать о дочери «пустой человек», но Паустовский употребил именно

Слайд 10Получение телеграммы
Кульминационный момент в композиции рассказа. Единственная слезинка – деталь, подтверждающая

терпеливость и сдержанность Катерины Петровны. Дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и умирает.
Екатерина – имя греческое, означает чистая, непорочная.
Получение телеграммыКульминационный момент в композиции рассказа. Единственная слезинка – деталь, подтверждающая терпеливость и сдержанность Катерины Петровны. Дочь

Слайд 11Развязка
Смерть и похороны Катерины Петровны.
Деталь – изменившийся пейзаж. О смертью женщины

исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда дочери.

Смерть и похороны Катерины Петровны.
Деталь – изменившийся пейзаж. Со смертью женщины исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда дочери.

РазвязкаСмерть и похороны Катерины Петровны.Деталь – изменившийся пейзаж. О смертью женщины исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием

Слайд 12Библейская заповедь, которую нарушила Настя:
«Чти отца своего и матерь твою, да

благо ти будет, и долголетен будещи на земле» (пятая заповедь)
От карьеризма пострадала душа Насти.
Библейская заповедь, которую нарушила Настя:«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будещи

Слайд 13К.ПАУСТОВСКИЙ ОСУЖДАЕТ МОЛОДУЮ ЖЕНЩИНУ, НО ВСЁ ЖЕ ВЕРИТ В ЕЁ ИСКРЕННЕЕ

РАСКАЯНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ.

Деталь
Настя – имя греческое, значит воскрешающая. Воскресить – восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое (толковый словарь)

К.ПАУСТОВСКИЙ ОСУЖДАЕТ МОЛОДУЮ ЖЕНЩИНУ, НО ВСЁ ЖЕ ВЕРИТ В ЕЁ ИСКРЕННЕЕ РАСКАЯНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ.ДетальНастя – имя греческое,

Слайд 14Итак, композиция произведения помогает раскрыть основную идею.
Композиция – это ступени к

вершине авторских уроков.
Композиция рассказа К.Паустовского «Телеграмма» и её детали раскрывают современную проблему взаимоотношений «отцов и детей» и помогают извлечь из неё нравственный урок.

Выводы

Итак, композиция произведения помогает раскрыть основную идею.Композиция – это ступени к вершине авторских уроков.Композиция рассказа К.Паустовского «Телеграмма»

Слайд 15Библиография
http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s02/e0002646/index.shtml
http://www.google.ru/imgres?q=пустельга+обыкновенная&num=10&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=MyQ6B5hCDEqcKM:&imgrefurl=http://animalworld.com.ua/news/Falco-tinnunculus&docid=jqM_e_em3cOavM&w=749&h=763&ei=xkGRTqm3MpCF-wbjj8zbCg&zoom=1&iact=rc&dur=309&sqi=2&page=1&tbnh=114&tbnw=114&start=0&ndsp=18&ved=1t:429,r:1,s:0&tx=35&ty=8
http://www.google.ru/imgres?q=слеза+фото&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=eqXm1Mdd1rCMnM:&imgrefurl=http://1ava.ru/main/pic/4466/&docid=4WkCNGToJJuiLM&w=200&h=280&ei=n0ORTs7ZH4us-gaPnZ3iCg&zoom=1&iact=hc&vpx=767&vpy=177&dur=1600&hovh=224&hovw=160&tx=95&ty=152&page=13&tbnh=197&tbnw=147&start=142&ndsp=9&ved=1t:429,r:4,s:142
http://www.google.ru/imgres?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%92.%D0%9C.%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=Syu2YwuNNo_BSM:&imgrefurl=http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/ff81e222-99cf-4377-ade3-a771db77392c/view/&docid=YZ-FJXYcQS3SiM&itg=1&w=677&h=540&ei=-kSRTqivNsue-QbXqM35Cg&zoom=1
http://www.google.ru/imgres?q=Библия&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=XE8-idmDE1SpEM:&imgrefurl=http://macovec.ru/novosti/71/&docid=pJ2jGnwEwSC7oM&w=313&h=448&ei=GkiRTuPWGcyh-Qbu15XUCg&zoom=1&iact=hc&vpx=120&vpy=119&dur=941&hovh=269&hovw=188&tx=98&ty=148&page=1&tbnh=192&tbnw=147&start=0&ndsp=9&ved=1t:429,r:4,s:0
Журнал «Уроки литературы».2002, № 3.
Паустовский – Золотая роза (повести). 1972
Словарь литературных

терминов. – Саратов :Лицей, 2006
Библиографияhttp://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s02/e0002646/index.shtmlhttp://www.google.ru/imgres?q=пустельга+обыкновенная&num=10&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=MyQ6B5hCDEqcKM:&imgrefurl=http://animalworld.com.ua/news/Falco-tinnunculus&docid=jqM_e_em3cOavM&w=749&h=763&ei=xkGRTqm3MpCF-wbjj8zbCg&zoom=1&iact=rc&dur=309&sqi=2&page=1&tbnh=114&tbnw=114&start=0&ndsp=18&ved=1t:429,r:1,s:0&tx=35&ty=8http://www.google.ru/imgres?q=слеза+фото&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=eqXm1Mdd1rCMnM:&imgrefurl=http://1ava.ru/main/pic/4466/&docid=4WkCNGToJJuiLM&w=200&h=280&ei=n0ORTs7ZH4us-gaPnZ3iCg&zoom=1&iact=hc&vpx=767&vpy=177&dur=1600&hovh=224&hovw=160&tx=95&ty=152&page=13&tbnh=197&tbnw=147&start=142&ndsp=9&ved=1t:429,r:4,s:142http://www.google.ru/imgres?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%92.%D0%9C.%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=Syu2YwuNNo_BSM:&imgrefurl=http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/ff81e222-99cf-4377-ade3-a771db77392c/view/&docid=YZ-FJXYcQS3SiM&itg=1&w=677&h=540&ei=-kSRTqivNsue-QbXqM35Cg&zoom=1http://www.google.ru/imgres?q=Библия&hl=ru&newwindow=1&biw=1024&bih=572&tbm=isch&tbnid=XE8-idmDE1SpEM:&imgrefurl=http://macovec.ru/novosti/71/&docid=pJ2jGnwEwSC7oM&w=313&h=448&ei=GkiRTuPWGcyh-Qbu15XUCg&zoom=1&iact=hc&vpx=120&vpy=119&dur=941&hovh=269&hovw=188&tx=98&ty=148&page=1&tbnh=192&tbnw=147&start=0&ndsp=9&ved=1t:429,r:4,s:0Журнал «Уроки литературы».2002, № 3.Паустовский – Золотая роза (повести). 1972Словарь литературных терминов. – Саратов :Лицей, 2006

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть