Презентация, доклад по литературе на тему Композиция поэмы Мцыри (7 класс)

Содержание

Тема урока: Композиция и своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».Мцыри как романтический герой

Слайд 1


Слайд 3Тема урока: Композиция и своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».Мцыри как

романтический герой
Тема урока:    Композиция и своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».Мцыри как романтический герой

Слайд 4Цели урока:

познакомиться с историей создания поэмы;
выявить структурные особенности

произведения;
дать характеристику Мцыри;
проникнуть в замысел автора;
выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;
сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.
Цели урока: познакомиться с историей создания поэмы; выявить структурные особенности произведения; дать характеристику Мцыри; проникнуть в замысел

Слайд 5Эпиграф к уроку
…Что за огненная душа, что за могучий
дух, что

за исполинская натура у этого
Мцыри!..
В.Г.Белинский
Эпиграф к уроку…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!..

Слайд 6История создания поэмы «Мцыри»
Действие поэмы «Мцыри»

разворачивается в
Грузии. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова
появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме
священных, книг не читал. Страстная душа
томится. Идеала…» От этой записи до
появления поэмы прошло 2 года.

История создания поэмы «Мцыри»      Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в  Грузии. Рассказ

Слайд 9Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно

целое.
Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Слайд 10Ямб – двусложная стропа с ударением
на 2 слоге/- -/

Ямб – двусложная стропа с ударением на 2 слоге/- -/

Слайд 11Цитатный план

1. Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две

сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

2. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.



Цитатный план1. Немного лет тому назад,Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь.

Слайд 12Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно

к лиро – эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.



Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро – эпическим произведениям, так

Слайд 13

Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его

действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.
Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее ( у активных романтиков).
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы,

Слайд 143. Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Я

мало жил, и жил в плену

4. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».

5. Что за нужда? Ты жил , старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,- я также мог бы жить!

6. Ты хочешь знать, что видел я
На воле?

Цитатный план

3. Ты слушать исповедь мою  Сюда пришел, благодарю.  Я мало жил, и жил в плену4.

Слайд 15Анализ поэтических особенностей 6 главы
Эпитеты: «пышные

поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их»(инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

Анализ поэтических особенностей    6 главы Эпитеты: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья

Слайд 16Сравнения:
…Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в

пляске круговой.

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом.

В снегах, горящих, как алмаз.

Сравнения: …Холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.

Слайд 17Метафоры, сочетающиеся с олицетворением:
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи

каждый миг.

Аллитерация:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р).

Выделим противопоставление:
«могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

Метафоры, сочетающиеся с олицетворением:
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг.

Аллитерация:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р).

Выделим противопоставление:
«могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

Метафоры, сочетающиеся с олицетворением:Простерты в воздухе давноОбъятья каменные их,И жаждут встречи каждый миг.Аллитерация:Вдали я видел сквозь туман,В

Слайд 18Цитатный план




7. И вспомнил я отцовский дом...




8. Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…

Цитатный план

Цитатный план7. И вспомнил я отцовский дом...

Слайд 19Анализ поэмы


Жизнь Мцыри в монастыре не описана
подробно, поскольку основное в

этой жизни
- служение Богу.
Побег Мцыри - это побег из плена. Герой
отказывается подчиниться, он не приемлет
те ценности, по которым живут все
остальные в монастыре, ему нужно нечто
большее.
Основная часть поэмы направлена на
раскрытие внутреннего мира героя, для чего
и выбрана Лермонтовым форма монолога -
исповеди.

Анализ поэмыЖизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Побег

Слайд 21
Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос

в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство.

Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль

Слайд 22 Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться,


он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…



Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться,
он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…

Мцыри - это могучая, пламенная натура, главное для него - обретение свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает поэму - он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре.

Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по

Слайд 24 Композиция поэмы не выдержана в той же

последовательности: 1-ая глава описывает заброшенный монастырь, 2-ая знакомит нас с жизнью послушника, а все остальные главы представляют собой исповедь героя, его жизнь за три дня. Таким образом, основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана форма монолога - исповеди. Итак, композиция исповеди дает возможность проследить за мыслями героя, постепенно раскрыть его внутренний мир

Композиция поэмы не выдержана в той же последовательности: 1-ая глава описывает заброшенный монастырь,

Слайд 25

«Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения

и покорности судьбе. В чем смысл жизни человека? Для чего он появляется на свет? Для покорности обстоятельствам или борьбы за лучшее? Лермонтов показывает свой выбор.
Подумайте над этими вопросами и вы.
«Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения и покорности судьбе. В чем смысл

Слайд 26Выводы. Особенности композиции поэмы.

Поэма состоит из вступления, краткого рассказа

автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.
Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элемент драмы).
Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа- и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
Выводы. Особенности композиции поэмы.  Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди

Слайд 27Итог урока
На этом уроке вы познакомились:
с романтической поэмой «Мцыри»;
с

чертами романтического героя;
с композицией поэмы;
с художественными особенностями поэтики
Лермонтова.

Итог урокаНа этом уроке вы познакомились:  с романтической поэмой «Мцыри»;	с чертами романтического героя;  с композицией

Слайд 28Вы также вспомнили:
что такое романтизм;
что в понятие «романтического героя» входит:


непринятие обществом героя, его одиночество,
непокорность и, чаще всего, ранняя смерть;
что романтической поэме свойственен
экзотический пейзаж.

Все это позволило сделать вывод, что поэма «Мцыри» -
романтическая.

Вы также вспомнили:	что такое романтизм; 	что в понятие «романтического героя» входит: непринятие обществом героя, его одиночество,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть