Презентация, доклад по литературе на тему Классицизм

Содержание

Понятие классицизмаКлассицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Слайд 1Классицизм

Классицизм

Слайд 2Понятие классицизма
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный

стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
Понятие классицизмаКлассицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском

Слайд 3
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми

же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение,

Слайд 4
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении

он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические

Слайд 5Иерархия литературных жанров
Классицизм устанавливает строгую иерархию литературных жанров, которые делятся на

высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.
Иерархия литературных жанровКлассицизм устанавливает строгую иерархию литературных жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие

Слайд 6Классицизм в живописи
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще

в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511г.).
Классицизм в живописиИнтерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий

Слайд 7
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе

с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследие Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио

Слайд 8
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения

в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее

Слайд 9
Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными

художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в

Слайд 10
Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская

монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.
Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за

Слайд 11
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом

Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом).
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким

Слайд 12
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и

драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом

Слайд 13
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится

силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не

Слайд 14
Художники в других странах (как, например, Карл Брюллов) также наполняли классицистические

по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.
Художники в других странах (как, например, Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма;

Слайд 15Классицизм в скульптуре
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века

послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Классицизм в скульптуреТолчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки

Слайд 16
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и

идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма («Пракситель»). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение

Слайд 17
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность

идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных

Слайд 18
Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в

виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов —

Слайд 19
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках.

Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство

Слайд 20
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном,

проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота

Слайд 21Классицизм в архитектуре
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного

зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Классицизм в архитектуреГлавной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты,

Слайд 22
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским

мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Слайд 23
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало

накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-1774гг.) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.

Слайд 24
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом,

вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в

Слайд 25
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность

классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное

Слайд 26
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных

имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная

Слайд 27
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской

застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В

Слайд 28
В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически

окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.
В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением

Слайд 29Классицизм в литературе
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628гг.), проведший

реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699гг.), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
Классицизм в литературеОснователем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628гг.), проведший реформу французского языка и стиха и

Слайд 30
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма,

выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии Александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате

Слайд 31
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778гг.)

направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778гг.) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета,

Слайд 32
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I.

М.В. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. М.В. Ломоносовым была проведена реформа русского

Слайд 33
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства

и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г. Р. Державин).
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе

Слайд 34
В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и

естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832гг.) и Ф. Шиллера (1759—1805гг.), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.
В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века

Слайд 35Заключение
В XVII-XIX веках развивался классицизм.
Художник, скульпторы, архитекторы в своих работах обращались

к древнему миру.
Художники и скульпторы, вопреки общепринятым правилам и моралям изображали в своих творениях обнажённые тела, подражая, опять же, мастерам древности.
ЗаключениеВ XVII-XIX веках развивался классицизм.Художник, скульпторы, архитекторы в своих работах обращались к древнему миру.Художники и скульпторы, вопреки

Слайд 36 Классицизм как литературное направление






Презентацию подготовил:
Ларцев В. 9 «А»

Классицизм  как литературное направлениеПрезентацию подготовил:Ларцев В. 9 «А»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть