Слайд 1Изобразительно- выразительные средства в стихотворениях
Презентация учителя русского языка и литературы Голяшовой
А.С.
Город Малоярославец.
Слайд 2
«Глаголом жги сердца людей»- так определял главную задачу поэзии А.С.Пушкин.
Слайд 3У поэзии свои законы, свой язык.
«На столе стоит хрустальная ваза».
Прилагательное «хрустальный» означает «сделанный из хрусталя».
Но: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И.Тютчев
Слайд 4
Слово «хрустальный» в стихотворении
означает совсем другое,
воспринимается как неожиданное, поражающее новизной. Оно употреблено как метафорический эпитет.
Слайд 5Какие общие признаки позволили автору сравнить осенний день с хрусталём?
-чистота
хрусталя и осеннего воздуха;
-прохлада, свежий ветерок осеннего дня;
-красота, драгоценность;
-чистота звуков осеннего дня;
-непрочность красоты…
Слайд 6Метафора.
В переводе с древнегреческого «метафора» означает «перенесение».
Мы говорим: «звёзды гаснут», «заря разгорается», хотя никакого пламени в небе нет, никто не зажигал и не гасил звёзды. Мы перенесли свойства и признаки одного явления на другое, сходное с ним.
Слайд 7Примеры метафор:
бородка ключа
крылья мельницы
зубья пилы
твёрдость характера
зеркало озера
костёр рябины
Слайд 8Итак, в основе метафоры лежит сравнение.
Лопасти ветряной мельницы народ
сравнивает с птичьими крыльями, отсюда выражение «крылья мельницы».
Слайд 9
Как возникли выражения «бородка ключа», «зубья пилы»?
Слайд 10Но: метафора отличается от сравнения
…И падшими вся степь покрылась,
Как
роем чёрной саранчи…
(А.С.Пушкин «Полтава») -
в сравнении всегда известно, что с чем сравнивается.
Слайд 11А в метафоре мы догадываемся о сравнении, оно скрыто:
…И битвы поле роковое
Гремит. Пылает здесь и там…
…Ура! мы ломим; гнутся шведы.
(А.С.Пушкин «Полтава»)
Слайд 12Эпитет-
это художественное определение, выделяющее в предмете или явлении те
его качества, свойства или признаки, на которые писатель хочет обратить наше особое внимание.
Слайд 13
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе
мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела… («Зимнее утро»)
Простые имена прилагательные «раскрашивают» картину, которую рисует поэт, заставляют пережить то, что пережил он (тоскливо зрелище зимней вечерней непогоды!)
Слайд 14А вот совсем другая картина:
яркое, солнечное зимнее утро,
которое
радует и бодрит человека:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Слайд 15Всякое ли прилагательное – эпитет?
«Неприветливый, угрюмый каменный дом стоит у
дороги».
Первые три слова – прилагательные. Но и «неприветливый» и «угрюмый» ещё и эпитеты, т.к. этими словами автор выражает своё отношение к дому, а «каменный» - простое определение.
Слайд 16В устном народном творчестве художественные определения называются постоянными эпитетами:
они
как бы «прирастают» к определённым словам и постоянно с ними сочетаются (море синее, поле чистое, стрела калёная и др.)
А какие постоянные эпитеты знаете вы?
(красная девица, добрый молодец)
Слайд 17Олицетворение-
разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или
отвлечённым понятиям свойств живых существ.
Слайд 18Например:
1.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
2.Ветер поиграл с домиком, и
он сразу весь развалился.
3.Очень волновались старушки- ёлки, пропуская между собой мальчика.
Слайд 19Найдите олицетворения:
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С.Пушкин)
Слайд 20
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье
потонула
Вся смятенная земля.
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 21Найдите метафоры, эпитеты, олицетворения.
Шутила зрелость, пела юность.
(олицетворение)
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
(олицетворение)
Мороз- воевода дозором обходит владенья свои.
( воевода- эпитет, Мороз обходит- олицетворение)
Слайд 22
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(волнистые, печальные - эпитет, пробирается луна - олицетворение,
льёт печально свет - метафора)