Презентация, доклад по литературе на тему Изображение войны 1812 года (10 класс)

Содержание

Цель:проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу

Слайд 1 Изображение войны 1812 года

Чернышенко Лариса Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2»
г. Мегион
Изображение войны 1812 года

Слайд 2Цель:

проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть

их слабость и силу

Цель:проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу

Слайд 3Анализ сцены «Переправа французов через Неман»
Что с точки зрения Толстого явилось

причиной свершения исторического события?
Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных» (ч.I, гл.1)?

Анализ сцены «Переправа французов через Неман»Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь.

Слайд 4На чем основано это единство?
Анализ сцен оставления русскими своих земель. Смоленск,

Богучарово, Москва (ч. II – III)
Показать совпадение интересов русских людей как основную причину победы. Рассказать сцену оставления Смоленска, сделать вывод (ч. II, гл.4), затем о Богучарове, Москве.

На чем основано это единство?Анализ сцен оставления русскими своих земель. Смоленск, Богучарово, Москва (ч. II – III)Показать

Слайд 5В ч. III, гл.5 Толстой подводит итог поведения мирных жителей
«Каждый русский

человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,… - … делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». 

Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой»


В ч. III, гл.5 Толстой подводит итог поведения мирных жителей«Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а

Слайд 6Что же в это время делают представители светского общества?

Это единство не было всеобщим. Свет, высшее общество осталось вне общих требований жизни. (Это не пчёлы роя, это трутни).
Так автор подчеркивает контраст между людьми, стремящимися слиться с народом в его судьбе, и «трутнями», застывшими в эгоизме и расчете.

Что же в это время делают представители светского общества?   Это единство не было всеобщим. Свет,

Слайд 7Бунт богучаровских мужиков (гл. 9 – 13). Как следует отнестись к

тому, что мужики отказываются уходить от нашествия?

Недоверие к господам, разобщенность крестьян, их покорность – присущие русскому крестьянству черты. Бунт богучаровских мужиков вызвала их мечта о «чистой» воле, извечное недоверие и ненависть к господам. Немного позднее «упрекавшие друг друга» крестьяне не только покорно расходятся, но и вяжут своего же зачинщика и старосту.

Бунт богучаровских мужиков (гл. 9 – 13). Как следует отнестись к тому, что мужики отказываются уходить от

Слайд 8Как относится автор к этому бунту?
Бунт закономерен, но это несвоевременный бунт,

и оправдать крестьян нельзя. Такова точка зрения Толстого. Автор подчеркивает неразумность их поведения, показывая крестьян пьяными, и если в других деревнях крестьяне уходили от французов, отказывались продавать им сено, здесь же один из богучаровцев привозит сто рублей ассигнациями, «выданные вперед за сено».
Как относится автор к этому бунту?Бунт закономерен, но это несвоевременный бунт, и оправдать крестьян нельзя. Такова точка

Слайд 9Толстой осуждает богучаровцев потому, что их выступление оказалось несвоевременным. Не объединившись

в данный момент с другими крестьянами и с господами (а Болконские заслуживали этого), крестьяне Богучарова тем самым могли объединиться с врагами. Только случай помешал этому.)
Толстой осуждает богучаровцев потому, что их выступление оказалось несвоевременным. Не объединившись в данный момент с другими крестьянами

Слайд 10Бородинское сражение
Бородинское сражение – кульминация всего действия, так как:
1) Бородинское сражение

было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось;
2) это точка пересечения судеб всех героев
Бородинское сражениеБородинское сражение – кульминация всего действия, так как:1) Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское

Слайд 11Работа в группе. Защиту вопроса группа проводит по плану:
1. Почему описание

сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?
2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?
3. Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?
4. Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?
Работа в группе. Защиту вопроса группа проводит по плану:1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его

Слайд 125. Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?
6. Покажите,

как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя.
7. Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?
8. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.
9. Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?
5. Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?6. Покажите, как «по солнцу и под солнцем»

Слайд 13Настроение французского лагеря (гл. 26-29)
Батарея Раевского (гл. 31-32)
Поведение Кутузова и Наполеона

в битве (гл. 33-35)
Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских. Зачитать (гл.39)


Настроение французского лагеря (гл. 26-29)Батарея Раевского (гл. 31-32)Поведение Кутузова и Наполеона в битве (гл. 33-35)Ранение князя Андрея,

Слайд 14Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение» (ч.II, гл.19-39)
◊ Почему Толстой показал

значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?
◊ Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят…» (гл.20)?
◊ Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене – описании Бородинского боя?
◊ Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?
◊ Объясните слова кн. Андрея: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» (гл.25)?



Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение» (ч.II, гл.19-39)◊ Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в

Слайд 15◊ Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы

расставлены, игра начинается завтра» (гл.26, 29)?
◊ Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?
◊ С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком (гл.29)?
◊ В чем видит автор силу и мудрость Кутузова (гл.35)?
◊ Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл.39)?
◊ Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» (гл.26, 29)?◊

Слайд 16Домашнее задание: (по вариантам). Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.
Вопросы к

образу Кутузова.
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
- Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но даёт Шенграбенское сражение?
Домашнее задание: (по вариантам). Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.Вопросы к образу Кутузова.Соответствуют ли реальным историческим

Слайд 17Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует

в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?
Докажите, что Кутузов – это «свой, родной человек» для народа.
Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?
Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?
Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы

Слайд 18- Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?
Покажите разницу

в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.
- Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите это на примере речи героя.
- Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова

Слайд 19Вопросы к образу Наполеона
Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в

начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?
Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя?
Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?
Вопросы к образу НаполеонаКак воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть