Презентация, доклад по литературе на тему История создания , сюжет, композиция и герои романа М.Булгакова Мастер и Маргарита

Содержание

Целипознакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;познакомить с основными образами романа.

Слайд 1ФБУПОУ «Колледж МИД России»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
История создания, сюжет, композиция,

герои

Автор: Рябинина Елена Николаевна,
Преподаватель литературы
ФБУПОУ «Колледж МИД России»М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» История создания, сюжет, композиция, герои

Слайд 2Цели

познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер

и Маргарита»;
познакомить с основными образами романа.

Целипознакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;познакомить с основными образами романа.

Слайд 3О романе
Роман Булгакова – это многомерное и

многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.
Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

О романе    Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика

Слайд 4

Эпиграф: Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то

как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?
М. Ю. Лермонтов
Эпиграф: Почему, зачем, откуда зло?   Если есть Бог, то как может быть зло?

Слайд 5История создания романа

Первая редакция

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.
История создания романа      Первая редакция   Время начала работы над «Мастером

Слайд 6Варианты названий романа

Варианты названий романа

Слайд 7Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М.

А. Булгакова 
до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п.

Жанр романа

Жанровая уникальность романа

Слайд 8Композиция

Композиция романа многоплановая: это «роман в романе».

В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Композиция    Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют

Слайд 9В 20-е годы родилась идея эволюции человеческого начала от примитивных форм

к самым высоким и одухотворенным. Ее развивали в своем творчестве и А. Блок, и М. Горький, и Е. Замятин.

Смысл названия романа

В 20-е годы родилась идея эволюции человеческого начала от примитивных форм к самым высоким и одухотворенным. Ее

Слайд 10Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления,

которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества.

Проблематика

Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления, которая включает в себя, как в

Слайд 13Сюжетные линии

Сюжетные линии

Слайд 14Время и пространство

Время действия романа относится сразу

к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

Время и пространство    Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя

Слайд 15Три уровня реальности
Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.
Три

уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита
Три уровня реальностиТри временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.Три уровня реальности - земной (люди), художественный

Слайд 16Экранизации
• Пилат и другие (ФРГ, ТВ, 1971, премьера

- 29 марта 1972) - реж. Анджей Вайда • Мастер и Маргарита (Италия, Югославия, 1972) - реж. Александр Петрович • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1988—1990, премьера — 20 марта 1990) - реж. Мачек Войтышко • Происшествие в Иудее (Великобритания, ТВ, 1991) - реж. Пол Брайерс • Мастер и Маргарита (Россия, 1994) - реж. Юрий Кара • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996) - реж. Сергей Десницкий • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, премьера - 5 октября 2005) - реж. Ибойя Фекете • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, премьера - 19 декабря 2005) - реж. Владимир Бортко • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010) - реж. Терентий Ослябя
Экранизации   • Пилат и другие (ФРГ, ТВ, 1971, премьера - 29 марта 1972) - реж.

Слайд 17«Московский мир»

«Московский мир»

Слайд 18

Московский мир
Патриаршие пруды: 1)Знакомство с Берлиозом и Бездомным.

2)Появление Воланда в Москве.

«Дом Грибоедова»: члены МАССОЛИТа

«Нехорошая квартира №50 на Садовой, 302-бис» - обитатели этой квартиры

Варьете: сеанс черной магии сатаны испытание москвичей на алчность


Мастер и Маргарита

Московский мирПатриаршие пруды: 1)Знакомство с Берлиозом и Бездомным.        2)Появление Воланда

Слайд 19Мастер

Образ Мастера - символ страданий, человечности,

искателя истины в пошлом мире.


- Вы - писатель?
- Я - МАСТЕР.


Фотоиллюстрация Ретрограда

Мастер     Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. -

Слайд 20Мастер и Маргарита
«Я отчетливо помню, как прозвучал ее

голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены» Фотоиллюстрации Жана Лурье
Мастер и Маргарита   «Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами,

Слайд 21Маргарита

В начале романа

Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.
Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.
Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и побеждает смерть.

Фотоиллюстрация Ретрограда
Маргарита        В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному,

Слайд 22Мастер и Маргарита

История Мастера и

Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Мастер и Маргарита      История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все

Слайд 23

«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с

ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.» Фотоиллюстрация Ретрограда

«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили

Слайд 24Иван Бездомный

Иван Бездомный (он же - Иван

Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Иллюстрация Николая Королева

Иван Бездомный    Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в

Слайд 25Беседа Мастера и Ивана

«Гость долго грустил и

дергался, но наконец заговорил: – Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата» Иллюстрация Николая Королева
Беседа Мастера и Ивана    «Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил: – Видите

Слайд 26«Московские» главы. МАССОЛИТ
Дом, в котором разместился

МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.
"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.

«Московские» главы. МАССОЛИТ     Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется

Слайд 27Берлиоз

Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в

Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом.
Фотоиллюстрация Жана Лурье
Берлиоз   Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага

Слайд 28«Вечный потусторонний мир»

«Вечный потусторонний мир»

Слайд 30Воланд и его свита

…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я

– ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,
ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА
И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.
ГЁТЕ «ФАУСТ»
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Иллюстрация Николая Королева
Воланд и его свита  …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,

Слайд 31Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева

«Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб.»
Иллюстрация Николая Королева
Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева     «Гость пребывал в спальне уже не

Слайд 32Роль библейских глав
В евангельских главах - своеобразном

идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.

Роль библейских глав    В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие

Слайд 33Коровьев
Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист.

В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяница, ловкий мошенник, проныра-переводчик при знаменитом иностранце и др.
Коровьев    Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист.     В действительности он

Слайд 34Азазелло

Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".


Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.
Этот персонаж олицетворяет собой смерть.
Фотоиллюстрация Ретрограда


Азазелло     Азазелло –

Слайд 35Кот Бегемот

Кот Бегемот – кот-оборотень и

любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.

Фотоиллюстрация Ретрограда

Кот Бегемот     Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так

Слайд 36Гелла

Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти

на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Гелла    Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры –

Слайд 37Роль свиты Воланда
Свита Воланда олицетворяет собой

зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.
Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.

Роль свиты Воланда     Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них

Слайд 38«Древний ершалаимский мир»

«Древний ершалаимский мир»

Слайд 39
Древний Ершалаимский мир

Древний Ершалаимский мир

Слайд 40Ершалаимские главы


Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не

помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Ершалаимские главы   Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни

Слайд 41Понтий Пилат

Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи

в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Понтий Пилат    Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х

Слайд 42

Пилат объявляет приговор:
«Он выждал

некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»
Иллюстрация Николая Королева
Пилат объявляет приговор:    «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя

Слайд 43Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”
Роман Булгакова “Мастер

и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга,

Слайд 44 «Рукописи не горят!»
Фотоиллюстрация Жана Лурье

«Рукописи не горят!» Фотоиллюстрация Жана Лурье

Слайд 45Работа в рабочих тетрадях
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».

Булгаковский герой Воланд, обращаясь в Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, мы не сможем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
Работа в рабочих тетрадях «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».    Булгаковский герой Воланд, обращаясь

Слайд 461. Какие сюрпризы обещаны Булгакову
2. Кто такой Мастер и почему он

так себя называет?
3. Что произошло на Арбате?
4. Зачем Мастер сжег роман?
5. На что идет Маргарита ради любимого?
6. Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?
7. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?
8. Кто такой Понтий Пилат?

1. Какие сюрпризы обещаны Булгакову2. Кто такой Мастер и почему он так себя называет?3. Что произошло на

Слайд 47Составить кроссворд
Домашняя работа
по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Составить кроссворд Домашняя работапо  роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 48Ответить на вопросы с 9 по 15:
9. Как соотносятся в

романе Воланд и Иешуа?
10. Что связывает между собой два мира?
11. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?
12. Над чем потешается, издевается нечистая сила?
13. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?
14. Почему Маргарита предалась Дьяволу?
15. Как решен в романе образ Левия Матвея? 

Д/З – работа в рабочих тетрадях:

Ответить на вопросы с 9 по 15: 9. Как соотносятся в романе Воланд и Иешуа?10. Что связывает

Слайд 49Источники
1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные

поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
2. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр.72
3. http://www.livelib.ru/book/456189/about#section7
4. http://clublit.ru/001/002/235.html
5. http://keshaf.ucoz.ru/dlja_uchashhik/
6. Фотоиллюстрации Ретрограда, Жана Лурье, иллюстрации Николая Королева: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/korolev/
7. Портрет Булгакова, обложки книги, иллюстрации к слайдам 2, 6, 9, 11, 13: http://images.yandex.ru/


Источники     1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс,

Слайд 50
Спасибо за урок

Спасибо за урок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть