Слайд 1ФБУПОУ «Колледж МИД России»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
История создания, сюжет, композиция,
герои
Автор: Рябинина Елена Николаевна,
Преподаватель литературы
Слайд 2Цели
познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер
и Маргарита»;
познакомить с основными образами романа.
Слайд 3О романе
Роман Булгакова – это многомерное и
многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.
Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
Слайд 4
Эпиграф: Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то
как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?
М. Ю. Лермонтов
Слайд 5История создания романа
Первая редакция
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.
Слайд 7Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М.
А. Булгакова
до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п.
Жанр романа
Слайд 8Композиция
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе».
В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Слайд 9В 20-е годы родилась идея эволюции человеческого начала от примитивных форм
к самым высоким и одухотворенным. Ее развивали в своем творчестве и А. Блок, и М. Горький, и Е. Замятин.
Смысл названия романа
Слайд 10Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления,
которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества.
Проблематика
Слайд 14Время и пространство
Время действия романа относится сразу
к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.
Слайд 15Три уровня реальности
Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.
Три
уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита
Слайд 16Экранизации
• Пилат и другие (ФРГ, ТВ, 1971, премьера
- 29 марта 1972) - реж. Анджей Вайда
• Мастер и Маргарита (Италия, Югославия, 1972) - реж. Александр Петрович
• Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1988—1990, премьера — 20 марта 1990) - реж. Мачек Войтышко
• Происшествие в Иудее (Великобритания, ТВ, 1991) - реж. Пол Брайерс
• Мастер и Маргарита (Россия, 1994) - реж. Юрий Кара
• Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996) - реж. Сергей Десницкий
• Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, премьера - 5 октября 2005) - реж. Ибойя Фекете
• Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, премьера - 19 декабря 2005) - реж. Владимир Бортко
• Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010) - реж. Терентий Ослябя
Слайд 18
Московский мир
Патриаршие пруды: 1)Знакомство с Берлиозом и Бездомным.
2)Появление Воланда в Москве.
«Дом Грибоедова»: члены МАССОЛИТа
«Нехорошая квартира №50 на Садовой, 302-бис» - обитатели этой квартиры
Варьете: сеанс черной магии сатаны испытание москвичей на алчность
Мастер и Маргарита
Слайд 19Мастер
Образ Мастера - символ страданий, человечности,
искателя истины в пошлом мире.
- Вы - писатель?
- Я - МАСТЕР.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 20Мастер и Маргарита
«Я отчетливо помню, как прозвучал ее
голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены»
Фотоиллюстрации Жана Лурье
Слайд 21Маргарита
В начале романа
Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.
Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.
Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и побеждает смерть.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 22Мастер и Маргарита
История Мастера и
Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 23
«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с
ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.»
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 24Иван Бездомный
Иван Бездомный (он же - Иван
Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Иллюстрация Николая Королева
Слайд 25Беседа Мастера и Ивана
«Гость долго грустил и
дергался, но наконец заговорил:
– Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата»
Иллюстрация Николая Королева
Слайд 26«Московские» главы. МАССОЛИТ
Дом, в котором разместился
МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.
"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.
Слайд 27Берлиоз
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в
Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом.
Фотоиллюстрация Жана Лурье
Слайд 30Воланд и его свита
…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ?
- Я
– ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,
ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА
И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.
ГЁТЕ «ФАУСТ»
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).
Иллюстрация Николая Королева
Слайд 31Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева
«Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб.»
Иллюстрация Николая Королева
Слайд 32Роль библейских глав
В евангельских главах - своеобразном
идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Слайд 33Коровьев
Коровьев –рыцарь, владеющий черной магией, аферист.
В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяница, ловкий мошенник, проныра-переводчик при знаменитом иностранце и др.
Слайд 34Азазелло
Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.
Этот персонаж олицетворяет собой смерть.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 35Кот Бегемот
Кот Бегемот – кот-оборотень и
любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 36Гелла
Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти
на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 37Роль свиты Воланда
Свита Воланда олицетворяет собой
зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.
Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.
Слайд 40Ершалаимские главы
Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не
помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.
Слайд 41Понтий Пилат
Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи
в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.
Фотоиллюстрация Ретрограда
Слайд 42
Пилат объявляет приговор:
«Он выждал
некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»
Иллюстрация Николая Королева
Слайд 43Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”
Роман Булгакова “Мастер
и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..
Слайд 44
«Рукописи не горят!»
Фотоиллюстрация Жана Лурье
Слайд 45Работа в рабочих тетрадях
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».
Булгаковский герой Воланд, обращаясь в Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, мы не сможем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
Слайд 461. Какие сюрпризы обещаны Булгакову
2. Кто такой Мастер и почему он
так себя называет?
3. Что произошло на Арбате?
4. Зачем Мастер сжег роман?
5. На что идет Маргарита ради любимого?
6. Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?
7. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?
8. Кто такой Понтий Пилат?
Слайд 47Составить кроссворд
Домашняя работа
по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Слайд 48Ответить на вопросы с 9 по 15:
9. Как соотносятся в
романе Воланд и Иешуа?
10. Что связывает между собой два мира?
11. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?
12. Над чем потешается, издевается нечистая сила?
13. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?
14. Почему Маргарита предалась Дьяволу?
15. Как решен в романе образ Левия Матвея?
Д/З – работа в рабочих тетрадях:
Слайд 49Источники
1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные
поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
2. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр.72
3. http://www.livelib.ru/book/456189/about#section7
4. http://clublit.ru/001/002/235.html
5. http://keshaf.ucoz.ru/dlja_uchashhik/
6. Фотоиллюстрации Ретрограда, Жана Лурье, иллюстрации Николая Королева: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/korolev/
7. Портрет Булгакова, обложки книги, иллюстрации к слайдам 2, 6, 9, 11, 13: http://images.yandex.ru/