Слайд 1
Истоки детективной литературы.
Эдгар Аллан По
«Убийство на улице Морг»
1841г.
Составитель:
учитель русского языка и литературы МОУ «Калеевская ООШ»
Степанова Светлана Николаевна
Тема урока
Слайд 5Словарная работа
Детектив – 1)литературное произведение или кинофильм, в котором расследуется преступление;
2)сыщик; 3) специалист по расследованию
Преступление — противоправное деяние
Преступник — человек, совершивший преступление
Подозреваемый — человек, обвинённый в преступлении
Улика — вещь, изобличающая преступника.
Алиби — отсутствие обвиняемого на месте преступления в момент его совершения как доказательство невиновности
Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Слайд 6Эдгар По (1809 – 1849)
Суровый взгляд исподлобья – то ли страдальческий,
то ли задумчивый, стал отличительной чертой всех портретов Эдгара По. Образ писателя гармонично сочетается с атмосферой его мрачных, таинственных произведений.
Слайд 7Эдгар По
Эдгару По досталась нелегкая судьба. Жизнь готовила ему то головокружительные
взлеты, а то шокирующие падения. Оставшись сиротой, он был взят на воспитание в богатое семейство, от которого его отлучили уже в 17. Непредсказуемость событий, их неожиданная смена стала одной из основных тематических линий творчества По.
Слайд 8Эдгар По
Писатель Эдгар По был цельной натурой, успешной в творчестве и
не слишком удачливой в жизни. Мало кто знает, что По, помимо написания детективных историй, создал теоретическую концепцию литературного произведения. Необходимость изображать в литературе прекрасное и фантастическое была одним из основных ее требований.
Слайд 9Эдгар По
По сочетал в себе редкие способности прекрасного прозаика, но
и не менее великолепного поэта. Его тонкие, наполненные чувственностью и простотой стихотворения затрагивают живые струны души и не могут оставить равнодушным никакого читателя.
Слайд 10
Эдгар По первым предложил такой тип произведения, который впоследствии стал называться
детективом. Детективистом По можно назвать лишь условно, так как писатель работал как представитель романтизма. Но всё же ему удалось создать не только основную схему жанра, а и основные детективные сюжеты и приёмы.
Слайд 11Эзоп. Басня «Волк и Лисица»
Почему ты не приходишь выразить мне
своё уважение, - спрашивает Лев Лисицу.
- Да простит меня Ваше Величество, - отвечала Лиса, - но я обратила внимание на следы животных, что вели в вашу пещеру. Судя по отпечаткам, в вашу сторону проследовали многие, но почему-то никто не вернулся назад. Пока все те звери, что вошли в вашу пещеру, не выйдут, я лучше погуляю на свежем воздухе.
Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, - эзопов язык.
Слайд 12Предпосылки возникновения детективного жанра
Развитие городов
Рост преступности
Появление регулярной полиции
Распространение газет с криминальной
хроникой
Применение аналитического метода в раскрытии преступлений
Слайд 13Детективные рассказы По
Детективные новеллы Эдгара По принесли писателю мировую известность и
славу. В рассказах Эдгара По описываются приключения героя-сыщика, который разматывает клубок загадок методом рационального анализа. Чтобы читателю было легче следить за процессом расследования, автор вводит менее сообразительного напарника, который и ведет рассказ. Таким образом, в произведениях Эдгара По более смышленый детектив в подробностях объясняет своему медлительному другу ход своих мыслей. Эта традиция, которая впервые была заложена именно в новеллах Эдгара По, в дальнейшей истории литературу еще не раз будет всплывать у различных писателей детективного жанра: в паре будут работать Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Эркюль Пуаро и полковник Гастингс и т.д.
Слайд 14Эдгар По – основоположник жанра детектива
Эдгар По заложил основы, которым следуют
многие поколение детективистов.
1.Странное преступление (такое, которое выходит за рамки обычного).
2.Преступление, которое открывается силой интеллекта (то есть, без драк, погонь и допросов с пристрастием).
3.Принцип диалогичности (великий, загадочный сыщик, и достаточно простой, понятный оппонент (биограф, друг и т.д.)
4.Принцип «нескрытости» (все детали преступления, казалось бы, на виду, но не хватает крохотной детали, позволяющей догадаться о личности преступника).
5.Принцип серийности (рассказы детективного жанра, как правило, серийные
Слайд 16Убийство на улице Морг(1841)
Сюжет
На парижской улице Морг происходит зверское убийство. Вдову
мадам Л’Эспане и ее дочь убили. Первую изуродовали бритвой и сбросили из окна, а дочь задушили и запихнули в каминную трубу.
Рассказчик описывает, как он знакомится с Дюпеном и как они узнают об убийстве. По подозрению в убийстве полиция арестовывает некоего Лебона, которого знал Дюпен. Он уверен, что Лебон не виновен и берётся за это преступление. Дюпен знаком с полицейским префектом и от него узнает обстоятельства убийства, и показывает рассказчику газетную статью, в которой изложены показания свидетелей. Все в один голос уверяют, что убийц было двое. Один из них - несомненно француз; речь второго никто не понял.
Слайд 17Расследование Дюпена
Дюпен выясняет, что убийство совершил орангутанг, владельца которого он вызывает
к себе.
Владельцем обезьяны оказывается моряк. Он рассказывает, что орангутанг в точности повторял все его действия. Дюпен выясняет, что убийство совершил орангутанг, владельца которого он вызывает к себе.
Однажды обезьяна взяла бритву и хотела побриться (повторяя движения хозяина). Моряк попытался отнять у зверя бритву, но он сбежал и забрался в дом к вдове и ее дочери.
Моряк преследовал зверя и стал свидетелем убийства. Он в панике сбежал оттуда и забыл об обезьяне. Дюпен не винит моряка и отпускает его.
Слайд 18Образ Огюста Дюпена
Центральным персонажем рассказа писателя является Огюст Дюпен - аристократ,
получивший солидное образование, любит книги, много читает, работа сыщика привлекает его как источник эстетического наслаждения.
Обладают рядом уникальных и поразительных качеств: тончайшая интуиция, смелость, креативность хода мыслей, яркость воображения, которые и обеспечивают успех расследования.
Дюпен только благодаря блистательной логике и стройной цепочке рассуждений обнаруживает убийцу.
Огюст Дюпен превосходит остальных людей силой логики, но ведь дело не только в том, что он умеет выстраивать замечательные логические схемы, а в том, что они соответствуют реальности. Аналитический дар предполагает также остроту наблюдения, способность разобраться в сложностях человеческого характера.
Слайд 19Образ Огюста Дюпеа
Сыщик-любитель Дюпен, подобно будущему герою Конан Дойля, находится в
непростых отношениях с официальными властями. Префект парижской полиции вынужден прибегать к его помощи, но очень заботится о том, чтобы слава доставалась все-таки ему самому. Да и Дюпен не слишком помышляет о славе - совсем как потом Шерлок Холмс. Он наслаждается самой по себе силой своего ума, как атлет - силой своих мышц. Он обнаруживает проницательность, которая заурядному сознанию представляется чуть ли не сверхъестественной, но в нем, при некоторых его странностях, все же много от обычного, "бытового" человека, и его самолюбие легко удовлетворяется тем, что ему удается удивить своего друга и собеседника. Все это, конечно, были не более чем намеки, но, как выяснилось позднее, пришедшиеся очень кстати.
Слайд 20Метод Дюпена
Э. По описывал метод Дюпена, использующего логические рассуждения, на примере
игрока в карты: «Объем полученной информации заключается не столько в достоверности выводов, сколько в точности наблюдения». В рассказе присутствует сцена, в которой Дюпену удается узнать, о чем думал в тот момент рассказчик, основываясь на построенном ассоциативном ряде. Впоследствии этот метод и будет использоваться им в расследовании преступления.
Данный метод подчеркивает важность чтения и письменного слова. Непосредственно из газетной статьи Дюпен получает информацию об орангутангах.
Расследуя преступление, Дюпен пользуется индуктивным методом (иными словами, переходит от частного к общему и, отталкиваясь от деталей, воссоздает общую картину происшедшего).
Слайд 21Место в литературе
Этот рассказ считается одним из первых детективных произведений в
литературе. Хотя Эдгар По не стремился писать детектив, в рассказе он описывал психологию и умение логически мыслить.
В «Убийстве на улице Морг» Дюпен является первым сыщиком- любителем и человеком, владеющий индуктивным методом. Он сумел угадать мысли своего друга, просто наблюдая за ним, за выражением его лица. Впоследствии так же делает Шерлок Холмс Артура Конан Дойла.
«Убийство на улице Морг» не классический детектив. В классических детективах, есть много действующих лиц, несколько определённых подозреваемых. Сыщик проводит своё расследование и разоблачает убийцу в конце.
В этом же рассказе нет ничего такого. Дюпен не ведёт следствие, а только читает газетные статьи. Действующих лиц почти нет, поэтому читатель не имеет возможности подозревать кого-либо. Но во всем этом вины автора нет, потому что во время появления рассказа еще не существовало детектива и его строгих правил.
Слайд 22Для чего нужен детективный жанр?
детективный жанр служит для правильного понимания добра
и зла, учит высоким моральным принципам
он тренирует воображение, позволяет разобраться в человеческой психологии
он служит исключительно для развлечения, как кроссворды, шарады, загадки
доказываем, что детектив служит для всего этого одновременно, но в разной степени, в зависимости от конкретного текста.
Слайд 23Образ рассказчика
Рассказчик – порядочный и добрый человек. Он искренне расположен к
Дюпену, отдает должное его уму и способностям. То, что Дюпен умнее его, он воспринимает как должное. В разговоре с ним Дюпен выстраивает свои логические умозаключения.
Рассказчик – это точка отсчета, с которой сравнивается ум самого Дюпена. Кроме того, реплики рассказчика подталкивают Дюпена, заставляя продолжать объяснения, помогают развитию действия.
Можно сказать, что рассказчик – это человек, задающий те же вопросы, которые возникают и у читателя.
Слайд 24Делаем выводы
Детективная литература - литература, посвященная раскрытию запутанной тайны,
обычно связанной с преступлением
Детектив - роман или рассказ, в котором фигурирует тайна, а упор делается на головоломный поиск ее разгадки.
Какие же признаки детективного жанра мы нашли в рассказе Эдгара По?
Что больше всего интересует самого автора – преступление как таковое или процесс работы мысли?
Можно ли Дюпена назвать сыщиком?
Слайд 25Признаки детектива в рассказе
«Убийство на улице Морг»
Преступление. Жертва.
Кто? Зачем? Почему?
Стержень детектива – аналитическое рассуждение
Соревнование между сыщиком и читателем. Разгадка тайны
Слайд 26Домашнее задание
Вспомните известные сведения о жизни и творчестве А. Конан
Дойла.
Прочитайте статью о Конан Дойле в учебнике (2 часть, с. 214 - 217).
Прочитайте рассказ А. Конан Дойла «Горбун» (учебник, 3 часть, с. 4 -21).