Слайд 1Интерпретация образа Чацкого, ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ а.с.Грибоедова «горе от ума», в
театральных постановках
Выполнила работу
ученица 9А класса МБОУ ЦО «Альянс» Кузьмичева Мария.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы МарининскаяН.А.
Слайд 2Цель исследования.
Проследить, как изменялась трактовка образа Чацкого в интерпретации режиссёров театров
разных эпох.
Слайд 3Задачи исследования
Прочитать пьесу «Горе от ума»
Посмотреть постановку пьесу в разных
театрах
Выявить изменения в создании образа главного героя пьесы «Горе от ума»
Изучить особенности современной трактовки образа
Создать исследовательскую работу по изученной теме
Слайд 4Методы исследования
Сбор и обработка информации о постановках пьесы
Сравнительный анализ
образа Чацкого
Изучение мнения критиков об интерпретации образа героя пьесы А.С. Грибоедова
Слайд 5гипотеза
Мы предполагаем, что образ Чацкого был интересен режиссёрам всегда, но его
трактовка изменялась в соответствии с требованиями времени.
Слайд 6Актуальность исследования
«Горе от ума» - бесценный вклад Грибоедова в русскую литературу.
Комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению, она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то, что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями к нашей действительности.
Слайд 7Оценка комедии
Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты
идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным строем, ненависть к крепостничеству и сочувствие к русскому народу. Помимо всего этого, Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.
Слайд 8И.а.гончаров «Мильон терзаний»
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в
поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу
Слайд 9проблема
Почему же Чацкий неизбежен при каждой смене века ?
В чём его
тайна?
Слайд 10До 1860-х гг. исполнители роли Чацкого на первое место выдвигали публицистические
моменты, и сложилась традиция исполнения роли Чацкого как обличителя фамусовского общества.
В 1864 г. актер Московского Малого театра С.В. Шумский в п е р в ы е поставил вопрос по-иному: нельзя делать Чацкого только обличителем нравов общества, от этого он становится ходульным. Нельзя требовать лишь искусного произнесения монологов. Чацкий – молодой человек, страстно влюбленный в Софью, и он делает всё, чтобы вызвать взаимное чувство в ней. Он глубоко страдает от любви.
Каким видели Образ Чацкого в постановках ХIХ века.
Слайд 11Образ Чацкого в постановках ХIХ века
Таким образом, образ Чацкого обрёл
человечность, чувства. Он стал показывать всю глубину чувств к Софье, но образ был неправилен, ведь исчезла обличительная сторона.
Слайд 12В 1906 году пьеса «Горе от ума» была поставлена на сцене
МХТ. По поводу трактовки Чацкого Немирович-Данченко писал, что Чацкий, прежде всего, влюбленный молодой человек. Обличителем он станет потом, даже помимо своего желания.
Образ Чацкого в ХХ веке.
Слайд 13Образ Чацкого в ХХ веке
Позднее, уже на советской сцене была поставлена
задача органического сочетания в образе Чацкого элементов личной драмы и общественной борьбы. Эта традиция трактовки Чацкого сохранилась до середины ХХ в.
Слайд 14Образ Чацкого в ХХ веке
Однако, в 1928 (первая редакция) и 1935
(вторая редакция) годах, постановка, которую все знали как сборник крылатых фраз, всеми любимых поговорок и изречений, была представлена в новом виде. Режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд решил, что пьеса потеряла краски, что так привлекали зрителей, и нужно внести нечто новое.
Слайд 15нововведения мейерхольда
Он разделил текст четырёхактной комедии на 17 эпизодов; ввел
в канонический текст вставки из первоначальных изданий пьесы и произвольные купюры; в спектакли значительную и активную роль играла музыка, которая была не только фоном, но выступала и как действующее лицо. Распределение ролей тоже шокировало современников: Чацкого играл комический актер Эраст Гарин (амплуа – простак).
Слайд 16Нововведения мейерходьда
И само название спектакля – «Горе уму». Это не выдумка
Мейерхольда, а вариант самого Грибоедова. Чацкий – Гарин в большей степени выражал лирическую и драматическую линию комедии, чем сатирическую, обличительную, за что критики упрекали Мейерхольда. Но на самом деле это было главным открытием режиссера: задорный мальчишка, а не трибун! Он увидел в Чацком лирического героя. А Молчалин – актер Мухин – высокий, статный, умеющий носить фрак. Такое сопоставление персонажей было неожиданным, но именно это и интересно в трактовке Мейерхольда. Чацкий одинок. И ему противостоит не разлагающийся, дряхлый, бессильный мир, а мир, полный живых соков, крепких традиций, мир, уверенный в непоколебимой крепости своего существования.
Слайд 17Новое время внесло новое и в интерпретацию образа Чацкого. Это был
спектакль о человеке, не противостоящем обществу, не мечущем бисер перед свиньями, а ищущем. Ищущем, прежде всего, самого себя. А это уже Чацкий-шестидесятник. И призван был найти его С.Ю. Юрский.
БДТ. Ленинград.
Постановка Г. Товстоногова. 1962 г.
Слайд 18Чацкий С. Юрского не верил в силу просветительского слова; а если
рождаются гневные речи, то лишь потому, что «мочи нет молчать». «Клеймя врагов, наш Чацкий ищет поддержки не в собственном энтузиазме, а в справедливости своих позиций
.
БДТ. Ленинград.
Постановка Г. Товстоногова. 1962 г
Слайд 19Постановка малого театра 70-ые годы 20 века
Чацкий – В. Соломин, актер
молодого поколения и обновленной техники. Среднего роста, абсолютно не геройской внешности, глухой стеной отгороженный от романтического стихового распева своих предшественников, простоватый, русый, курносый, остроглазый и смешливый паренек – вот таким был Чацкий в эпоху брежневского застоя.
Слайд 20 В его речи прорывались и подлинная боль, и живой вздох негодования,
и злость, но все же Чацкий – Соломин серьезно ни с кем бороться не мог. Старого безоглядного пафоса не было. Новых обстоятельств, формирующих героя, в спектакле не возникало.
Постановка малого театра 70-ые годы 20 века
Слайд 21Театр Сатиры.
Постановка В. Плучека. 70-е годы ХХ века.
Основная идея Андрея Миронова
– Чацкого Театра сатиры, заключалась в том, что что впереди ничего нет, кроме «лиц удивительной немоты» или репетиловской болтовни. На сцене Театра сатиры действовал очень умный Чацкий, который устал болеть за всех. Он уже знает, что его «крови скудной»,
не хватит, чтобы растопить «вечный полюс».
Свою усталость он пытается выдать
за нравственную победу
Слайд 23Образ Чацкого в XXI веке
Но XXI век озвучил пьесу сегодняшними терзаниями,
идеями, ритмами. Меньшиков – Чацкий нашего времени. Он с упоением играет свободу, раскованность, он любит открыто, захлебываясь словами, выговаривается, точно долго молчал. Не пушкинское "чересчур умен" или гоголевское "нерусский тип": Меньшиков поставил и сыграл трагедию чувств и обманутой веры. Это спектакль об утраченных иллюзиях, об одиночестве таланта в мире пошлости и ординарности.
Слайд 24Образ Чацкого в XXI веке
Меньшиков играет не внешнее поражение, а внутренний
крах - поэтому обличения Чацкого беззлобны, а слезы подлинны. Он острит, озорует, грустит, трепещет от любви...
Слайд 25Образ Чацкого в XXI веке
Спектакль О. Меньшикова подводит итог: «Онегинская эпоха»
завершена, о чем в конце 90-х в связи с 200-летием Пушкина говорил С. Юрский. Интеллект, «просветительский ум» не смог противостоять культурным играм нынешнего поколения и изобрел на новом цивилизационном витке хорошо знакомый путь – «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов...», путь самосохранения.
Слайд 26Выводы
«Горе от ума» - одно из самых загадочных произведений в
русской литературе. Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия, разошедшаяся в списках, была выучена наизусть читающей Россией до её публикации.
Необычность бытования комедии во многом была обусловлена её особым эстетическим качеством. Есть в «Горе от ума некая двойственность, начиная с реплик, двусмысленных и в силу этого создающих непередаваемый комический эффект, включая систему образов, строения сюжета и завершая парадоксальным жанром, частично отражённым в самом названии, - то, что должно было составить счастье, оборачивается горем.
Слайд 27Выводы
«Горе от ума» остаётся многие лета неразгаданным произведением, которое
тревожит умы многих литераторов и простых людей.
Образ главного героя будет оставаться интересным каждому новому поколению неравнодушных, мыслящих, любящих.
И каждый раз время будет рождать своего Чацкого.
Слайд 28Использованные материалы:
http://studopedia.ru/1_33430_o-traktovkah-obraza-chatskogo-na-stsene.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/22/vremya_i_geroy_komedii_a.s._griboedova_gore_ot_uma.doc
http://griboedov-goreotuma.narod.ru/scenic_history_2_theathers_actors.html
А.С. Грибоедов «Горе от ума», Полное собрание сочинений: В
3 т. / Под ред. С. А. Фомичёва и др. — СПб., 1995—2006.