Слайд 1Художественные приёмы искусства слова
Подготовила:
Илькина Надежда Рамильевна,
учитель русского языка
и
литературы
МКОУ «Шалинская СОШ № 45»
2016 год
Слайд 2Троп – это слово или оборот речи, употребляемые в переносном, а
не в прямом значении
Золотые руки
Часы идут
Нос корабля
Белый ветер
Мягкий диван Мягкий характер
Сильный человек Силен словно бык
След волка След в искусстве
В каком столбце слова употреблены в прямом значении, а в каком – в переносном? Свою точку зрения поясните.
Слайд 4Эпитет (греч. приложение) – красочное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью,
передающее отношение автора к предмету описания
Свинцовое небо
Стальная вода
Ветер-бродяга
Ласковое солнце
Слайд 5Назначение эпитета – подчеркнуть какой-либо признак предмета, действия или события.
Основные
критерии художественности эпитета – точность, естественность, свежесть и оригинальность.
Эпитет возникает на основе переносного значения слова.
Слайд 6Задание 1. Продолжите ряды эпитетов
Трава – бархатистая, …
Воздух – ароматный, …
День
– безветренный, …
Небо – багровое, …
Мороз – бодрящий, …
Слайд 7Трава – высокая, вялая, густая, душистая, изумрудная, мягкая, мятая, нежная, пахучая,
пышная, серебристая, сочная, чахлая, шёлковая.
Слайд 8Воздух – бодрящий, душистый, знойный, лёгкий, ледяной, недвижный, прозрачный, тёплый, упоительный.
Слайд 9День – безрадостный, великий, дивный, мрачный, напряжённый, ненастный, памятный, светлый, серый,
угасающий, чудесный.
Слайд 10Небо – бархатное, бездонное, высокое, грозовое, звёздное, лазурное, мрачное, пасмурное, прозрачное,
стальное, чистое.
Слайд 11Мороз – жгучий, колючий, лютый, обжигающий, страшный, суровый, трескучий.
Слайд 12Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому, имеющему
общие признаки с первым.
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
А подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Слайд 13Сравнения придают описанию особую наглядность, изобразительность.
Способы выражения сравнения:
в форме оборота со
сравнительными союзами как, как будто, точно, словно, что
в форме имени существительного в дательном падеже с предлогом подобно (жужжало подобно пчеле)
в форме имени существительного в творительном падеже (завертелся волчком)
Слайд 14Задание 2. Найдите сравнения в отрывках.
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
Намокшая
воробышком сиреневая ветвь!
Лес, точно терем расписной…
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Слайд 15Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
Намокшая воробышком сиреневая ветвь!
Лес, точно терем
расписной…
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Слайд 16Метафора (греч. перенос) – это троп, в котором слово или выражение
употребляется в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов или явлений.
Хвост птицы. – У Васи хвост по математике.
Мачты корабля. – Мачты сосен.
Человек идёт. – Часы идут.
Слайд 17Метафора компактнее, выразительнее и благозвучнее, чем простое сравнение. В сжатом, свёрнутом
виде она заключает в себе целую картину и позволяет автору наглядно изобразить предметы и явления.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Слайд 18Задание 3. Найдите метафоры в отрывках.
Декабрь – шапка зимы.
В государстве ромашек,
у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт…
Может, ветер шаловливый
За косички дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Слайд 19Декабрь – шапка зимы.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт…
Может,
ветер шаловливый
За косички дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Слайд 20Потренируемся
Задание 1. Найдите и выпишите метафоры.
Высокая гора, мачты сосен, взрыв
негодования, интересные новости, корень петрушки, хвост поезда, вкусная каша, сильный взрыв, грива лошади, мачты корабля, зигзаг судьбы, прилив нежности, свежие новости, гора мусора, корень зла, пушистый хвост, детская улыбка, острая иголка, грива волос, знак препинания, морской прилив.
Слайд 21Задание 2. Запишите словосочетания в два столбика: 1) с простыми определениями,
не имеющими эмоциональной окраски; 2) с эпитетами.
Золотое кольцо, старый человек, свежий лес, питьевая вода, золотые лучи, горькие слёзы, тяжёлая сила, каменное сердце, зелёный лист, каменный дом, горький корень, капризное море.
Слайд 22Домашнее задание
Придумайте несколько словосочетаний, в которых одно и то же слово
было бы в одном случае –эпитетом, а в другом – обычным определением, и запишите их в соответствующие столбики.
Тёплые варежки Тёплый приём
………………… ….………………