Презентация, доклад по литературе на тему Гоголь в живописи

Цели и задачи:Исследовать работы художников, посвящённые образу Н.В. Гоголя;Отметить особенности изображения писателя его современниками.

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г.Сарова Нижегородской обл.
Н.В.

Гоголь в живописи


Муниципальное образовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа № 10  г.Сарова Нижегородской обл.Н.В. Гоголь

Слайд 2Цели и задачи:
Исследовать работы художников, посвящённые образу Н.В. Гоголя;
Отметить

особенности изображения писателя его современниками.

Цели и задачи:Исследовать   работы художников, посвящённые образу Н.В. Гоголя;Отметить особенности изображения писателя его современниками.

Слайд 3
1829г. Гоголь в Петербурге.
«Это молодой человек лет 26 приятной

наружности. В физиономии его, однако, доля лукавства, которое возбуждает к нему недоверие».

(Профессор
русской словесности, литературный критик
А. Никитенко).

1829г. Гоголь в Петербурге.  «Это молодой человек лет 26 приятной наружности. В физиономии его, однако, доля

Слайд 4 1833г. – знакомство Н.В.Гоголя (известного автора «Вечеров на хуторе близ

Диканьки») с художником А.Г.Венециановым.

Перед нами Гоголь – романтик. Художник точно передал тогдашний облик писателя:
одет по моде, с щегольством,
с модной причёской (кок),
восторженный, добродушно-весёлый, хотя и не без «доли лукавства».
Таким его видел А.С.Пушкин.

1834г.

А.Г.Венецианов

1833г. – знакомство Н.В.Гоголя (известного автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки») с художником А.Г.Венециановым.  Перед

Слайд 5 Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из

них был А.С.Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности.

Пушкин, тонкий художник-портретист, увидел другого Гоголя:
«Выразительность этого остроносого, худого лица с тонкими губами огромна. Она под стать большому профессиональному рисунку, лаконизмом сведённых воедино черт».
Гоголь в нём выглядит не только старше, чем у Венецианова, в нём нет франта-романтика, и он не весельчак.
Передал – даже без зрачка глаз – серьёзную, зрелую мысль, и уже без лукавства.

Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них был А.С.Пушкин. Его рисунок –

Слайд 618 апреля 1836г.
В Александринском театре на репетиции накануне первого представления

«Ревизора».

«Невысокого роста, блондин, с тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу… плотно сжатыми, как бы стиснутыми, губами.»
В рисунке артиста П. Каратыгина – живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно.

П.Каратыгин

18 апреля 1836г. В Александринском театре на репетиции накануне первого представления «Ревизора». «Невысокого роста, блондин, с тупеем,

Слайд 7 Поразительно совпадение внешнего облика писателя в этих двух рисунках;

внешние признаки лица, возраст, причёска, даже узенькие очки, которых нет больше ни в одном портрете Гоголя. Оба рисунка - своеобразные художественные документы.

«…в 1836г. Уже не было добродушно-восторженного Гоголя, в этот год в нём наступила внутренняя перемена, отразившаяся и в характере, и в поведении, и на его внешности».
(П.В.Анненков)

Поразительно совпадение внешнего облика писателя в этих двух рисунках; внешние признаки лица, возраст, причёска, даже

Слайд 8



1839г. Гоголь в Москве.

Мы

видим Гоголя в рисунке московского художника Э.А. Дмитриева-Мамонова, сделавшего его с натуры в доме друга Пушкина П.В.Нащокина.
Гоголь, обладая незаурядным актёрским талантом, для друзей читает «Мёртвые души» в лицах, «играет, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации».
1839г. Гоголь в Москве.      Мы видим Гоголя в рисунке московского художника

Слайд 9О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал:
«…постарел, но приобрёл особенного рода красоту, красоту

мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа».

Гоголя этого времени мы видим глазами гениального художника А. Иванова.
О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал:«…постарел, но приобрёл особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости;

Слайд 10 1841год. Гоголь в Италии
заказывает для матери свой

портрет русскому художнику Ф. Моллеру.


«Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы… Черты лица получили совсем другое значение».
(Из воспоминаний
С.Т. Аксакова).
В портрете выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и причёска придают некую достойную и благородную светскость.

1841год. Гоголь в Италии   заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф. Моллеру.

Слайд 11
1852 год. Москва.
В рисунке с натуры художник К.И. Рабус запечатлел

документально точно Гоголя последних дней: «…он не только состарился, но и внутренне потух…»

К.И. Рабус

1852 год. Москва. В рисунке с натуры художник К.И. Рабус запечатлел документально точно Гоголя последних дней:

Слайд 121909 год. Москва.

К 100-летию со дня рождения Гоголя ему был поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева

Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале чёрного гранита. тяжёлый согбенный силуэт мрачен. Закутанный в жёсткий плащ, он замкнут в нём, словно в панцире. Его склонённая голова с печально опущенным птичьим носом вызывает щемящую тревогу. Он одинок.
В памятнике выразилось восприятие личности Гоголя тем драматическим временем, когда памятник создавался: Гоголь в нём созвучен ему.
Это памятник- портрет.

1909 год. Москва.

Слайд 131915 год. Петроград.

Художник- авангардист, сатирик, портретист и сценограф

Ю.Анненков обращается к портрету Н.В. Гоголя.

Профиль рисован с истинно художественной грацией:
Изысканной красоты гибкая линия чёрной тушью, не отрываясь от бумаги, обрисовывает без иронии и обострения знаменитый своеобразно- неповторимый профиль Гоголя.

Н. В. Гоголь

1915 год. Петроград. 		Художник- авангардист, сатирик, портретист и сценограф

Слайд 14 Гоголь в своём «многообразном портрете» XIX- XX веков жив

и в XXI веке.

«Иконография» Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный.

Только во всех вместе-
это Гоголь.
Гоголь в своём «многообразном портрете» XIX- XX веков жив и в XXI веке.  «Иконография»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть