Слайд 1Ф.И.Тютчев
«Тихой ночью, поздним летом»
Урок литературы в 5 классе
Слайд 2Первая часть сонаты Бетховена.
(14-я соната «Лунная».)
Слайд 3
Поразмышляем.
Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания?
- Какие чувства родились
в душе?
- Рассмотрите репродукции картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» .
- Чем различны музыкальная «картина» Бетховена и картина природы А. Куинджи?
Слайд 4 - Что общего у Бетховена и Куинджи?
Слайд 5Восхищение и откровение; предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного; главное-покой и
тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф.Ницше).
Слайд 6Тема: Ф.И.ТЮТЧЕВ «ТИХОЙ НОЧЬЮ, ПОЗДНИМ ЛЕТОМ»
Цели:
сформировать представление о своеобразии
пейзажной лирики Ф.И. Тютчева, о создании образа лунной ночь в разных видах искусства;
проанализировать стихотворение «Тихой ночью, поздним утром...»;
совершенствовать навыки выразительного чтения, рассказывания;
совершенствовать умения определять в тексте выразительные средства языка.
Слайд 7Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом»
Слайд 8Анализ стихотворения.
Каковы ваши впечатления о стихотворении?
(… заворожены ночной красотой, восхищёны ночной
тишиной.)
Какой эмоциональный отклик вызвало у вас это стихотворение?
( душевный покой, умиротворение).
Представьте, что вы оказались на том же месте, что и поэт, расскажите об увиденном вами.
Слайд 9Анализ стихотворения.
Дата написания: 23 июля 1849 год. Овстуг. Во время пребывания
на Родине.
Это лирическая миниатюра.
К какому жанру можно отнести это стихотворение ?
( пейзажная лирика).
Какова основная мысль произведения?
(попытка проникновения в тайну природы; ощущение того, что природное явление сходно с происходящим в душе человека)
Какова композиция стихотворения?
(сопоставляется земное и небесное, нивы - звёздам).
Слайд 10Анализ стихотворения.
Изобразительные средства.
Стихотворение держится на глаголах. Каких?
( рдеют, зреют, блестят).
Итак, мы
видим неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьют глагольные слова, и они главные. Почему?
( поэту важно передать тихое действие жизни...)
Куда восходит Тютчев от земли зреющих хлебов?
(к небу, к звёздам душа рвётся в воздух)
Слайд 11Анализ стихотворения.
Как вы думаете, почему для описания взят ночной час?
(поэт запечатлевает
время, когда слух, зрение наши обострены. Час этот у поэта выражает движение жизни - она идет днём и ночью, бессменно... Время успокоения природы и человечества, смолкают все звуки; работает только мысль и чувствует только душа).
Слайд 12Анализ стихотворения.
Обратим внимание на широкую палитру эпитетов:
Какие характеризуют время?
(ночная тишь).
Звук?
(тихая ночь).
Процесс?
(дремлющие
нивы).
Цвет? (золотистые волны).
Слайд 13Анализ стихотворения.
Почему свет звёзд назван сумрачным? '
(Свет звёзд ослаблен темнотой ночи. Оксюморон-
стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие, представление).
Что открывается за эпитетом «усыпительно-безмолвны»?
(волны золотистых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).
Слайд 14Анализ стихотворения.
Какие гласные звуки чаще всего повторяются?
Ассонанс – повтор гласных
(приём создаёт звуковой образ) .
Какие синтаксические изобразительные средства вы отметили?
(многоточие- умолчание, инверсия - тиши ночной).
Какое впечатление о поэтическом пейзаже осталось у вас в душе?
( природа загадочна, любование красотой лунного пейзажа вызывает покой в душе, лёгкую грусть, умиротворение).
Слайд 15Подведение итогов.
Что помогло вам на уроке увидеть лунную красоту?
(музыка, репродукции,
поэтический образ ночи, луны).
Какова лунная ночь в вашем восприятии?
(задушевная, завораживающая, тайная).
Что такое оксюморон? Приведите примеры.
(С. Есенин: «весёлая печаль»,
А. Пушкин «пышное природы увяданье»; «живой труп»; «свободные рабы»).
Слайд 16 Домашнее задание.
По выбору:
1) Написать лирическую миниатюру «Лунная ночь»
2) Стр. 209 -210
- А.А.Фет «Какая ночь! Как воздух чист…» письменно ответить на вопросы после стихотворения.