Презентация, доклад по литературе на тему Философская лирика Пушкина (9 класс)

Содержание

Сущность Человека как проблема философии.Философская лирика А. С. Пушкина

Слайд 1Презентация по литературе
9 класс
Философская лирика
А. С. Пушкина

Учитель Фомина С.В.,
Презентация по литературе9 классФилософская лирика А. С. Пушкина

Слайд 2Сущность Человека
как проблема философии.
Философская лирика
А. С. Пушкина

Сущность Человека как проблема философии.Философская лирика А. С. Пушкина

Слайд 3Философия
(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и

sophía - мудрость)

общие принципы бытия и познания;
отношении человека и мира;
всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.
Философия(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость)общие принципы бытия и

Слайд 4Философия гедонизма
Конец 18 начала 19 века –

увлечение французскими просветителями : Вольтером, Дидро, Руссо. Атеистическая философия Вольтера повлияла на мировоззрение молодого Пушкина. Среди лицеистов господствующим миросозерцанием был Философский гедонизм ( от греч. слова гедоне –Наслаждение )
Философия гедонизма    Конец 18 начала 19 века – увлечение французскими просветителями : Вольтером, Дидро,

Слайд 5
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем

судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828 г.

Дар напрасный, дар случайный...

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Слайд 6Вопросы и задания к стихотворению «Дар напрасный, дар случайный»
Почему власть

Дарителя названа враждебной?

Для чего же тогда сердце, наполненное страстью?
Взволнованный сомненьем ум?

Какова тема этого стихотворения? В чём его идея?

Какова цель жизни?

Вопросы и задания к стихотворению  «Дар напрасный, дар случайный» Почему власть Дарителя названа враждебной?  Для

Слайд 7Вечные вопросы
Кто Я ?
Зачем Я живу?
Что делать?
Что будет
после меня?

Вечные вопросыКто Я ?Зачем Я живу?Что делать?Что будет после меня?

Слайд 8




Вопросы и задания к стихотворению
"Отцы - пустынники и жены непорочны..."

На какие смысловые части можно разделить это
стихотворение? Каким настроением проникнута
каждая часть?

Вчитайтесь в первую строфу. С какой целью, по
мнению автора, сложено "множество торжествен-
ных молитв"?
Как понять слова
« сердцем возлежать во области заочны» ?

Вопросы и задания к стихотворению

Слайд 9





От каких грехов, по мнению автора, охраняет


великопостная молитва?
Почему «любоначалие» названо автором «змеёй
сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт?
Как здесь использован прием градации?

Какие свойства души, по Пушкину, следует
преодолевать, какие -- приобретать?
Почему?

От каких грехов, по мнению автора, охраняет   великопостная молитва?   Почему

Слайд 10«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

не даждь ми. Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Сопоставьте пушкинское
стихотворение с текстом молитвы:

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух целомудрия, смиренномудрия,

Слайд 11Философская антропология
орудийная
деятельность
способность
абстрактно
мыслить
способность
осваивать
культуру
социализация
ЧЕЛОВЕКА

Философская антропологияорудийная деятельностьспособностьабстрактномыслитьспособностьосваиватькультурусоциализацияЧЕЛОВЕКА

Слайд 12Концепция философской антропологии
Изначальная биологическая незащищённость человека порождает его активность, связь с

миром
Человек обречён на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию
Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других
Человек – центр пересечения двух начал – «порыва»
и «духа»
Их единство и образует сущность Человека




Единство Природного и Социального
Концепция философской антропологииИзначальная биологическая незащищённость человека порождает его активность, связь с миромЧеловек обречён на вечный поиск, странствия,

Слайд 13Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям, это стихотворение грустного содержания,

состоящее из двух частей:
описания природы ( в русской поэзии приобретает философское звучание)
размышлений лирического героя

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям, это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы

Слайд 14Брожу ли я вдоль улиц шумных...

Брожу ли я вдоль улиц шумных...

Слайд 15Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Как реализуется в стихотворении

тема вечной
жизни природы?
Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

О чем размышляет поэт в стихотворении?
Почему он занят своими думами о скоротечности
жизни, и один бродя "вдоль улиц шумных", и в
компании "юношей безумных", и пред ликом Бога
"в многолюдном храме"?

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Как реализуется в стихотворении тема вечной   жизни природы?

Слайд 16Каково отношение поэта к молодому поколению?
Почему он мечтал

быть похороненным
« ближе к милому пределу »

Как решается тема вечности природы и скоротечности
человеческой жизни в финале стихотворения?

Каково отношение поэта к молодому поколению?  Почему он мечтал быть похороненным  « ближе к милому

Слайд 17Человек
Субъект
общественно-исторической
деятельности и культуры
Биосоциальное существо
обладает
сознанием
членораздельной
речью
нравственными
качествами
Способен
изготавливать
орудия труда

ЧеловекСубъектобщественно-исторической деятельности и культурыБиосоциальное существообладает сознаниемчленораздельной речьюнравственнымикачествамиСпособен изготавливать орудия труда

Слайд 18Что предполагает деятельность?
Активность, которая может быть механической, физической, биологической
Деятельность – это

взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, с окружающим миром
Деятельность – процесс созидательного, целенаправленного изменения мира и самого себя
Что предполагает деятельность?Активность, которая может быть механической, физической, биологическойДеятельность – это взаимодействие человека или группы людей с

Слайд 19Человек
Творец
Созидатель
Разрушитель

ЧеловекТворецСозидательРазрушитель

Слайд 20Вопросы и задания к стихотворению «Вновь я посетил…»
Почему поездка в

Михайловское послужила созданию
философского стихотворения?
Что значит Михайловское в жизни Пушкина?

Какой образ или образы занимают центральное место?

Какой образ помогает поэту передать
раздумья о смысле бытия?

Какой художественный образ воплощает в себе
мысль о вечной жизни?

В чём смысл жизни по Пушкину?

Вопросы и задания к стихотворению «Вновь я посетил…» Почему поездка в Михайловское послужила созданию  философского стихотворения?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть