Презентация, доклад по литературе на тему: Философская лирика М.Ю. Лермонтова

Философская лирика

Слайд 1М.Ю.Лермонтов
Философские мотивы
лирики.
Любовная лирика.

М.Ю.ЛермонтовФилософские мотивылирики. Любовная лирика.

Слайд 2Философская лирика

Философская лирика

Слайд 3«К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет

всё душа моя
Во всём дойти до совершенства.
Пронзая будущего мрак,
Она бессильная страдает,
И в настоящем все не так,
Как бы хотелось ей, встречает.»

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы, а духовный мир и внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком».

«К чему ищу так славы я?Известно, в славе нет блаженства,Но хочет всё душа мояВо всём дойти до

Слайд 4В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который

открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен...”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы. В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима..

Основной творческий принцип поэта сформулирован в произведениях «Герой нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким

Слайд 5«Печально я гляжу на наше поколенье...»

«как колокол на башне вечевой во

дни торжеств и бед народных»

«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!»

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон.
Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

«Печально я гляжу на наше поколенье...»«как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»«Да, были

Слайд 6“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта”

Нет, я не Байрон,

я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Познание и действие — вот два начала, которые вос­соединил Лермонтов в едином «я» своего героя.

О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью

“Только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта”Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как

Слайд 7«О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в

глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.»

«О, как мне хочется смутить веселость ихИ дерзко бросить им в глаза железный стих,Облитый горечью и злостью.»

Слайд 8В наш век изнеженный…

В наш век изнеженный не так ли

ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.
 
Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных.
 
Но скучен нам простой и гордый твой язык; — Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны...
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
В наш век изнеженный… В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На

Слайд 9Я жить хочу! хочу печали

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию

назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет
Я жить хочу! хочу печалиЯ жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали

Слайд 10Основные темы и мотивы лирики
Жажда свободы, вольности, борьбы
Разочарование, одиночество, поиск

гармонии в отношениях с окружающим миром
Любовь-страдание
Критика самодержавия и светского общества

Осмысление судьбы своего поколения
Положение народа и Родины
Трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии

http://www.youtube.com/watch?v=2xyTq0Ok5xI

Основные темы и мотивы лирикиЖажда свободы, вольности, борьбы Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть