Слайд 1Древнерусская литература
«Повесть временных лет»
Слайд 4«Поучение Владимира Мономаха»
Слайд 5ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (церковное имя Василий) (1052-1125)
выдающаяся фигурой Древней Руси,
виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве»
Слайд 6
«Поучение» Владимира Мономаха обращено к его детям.
Автор «выступает
как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах»
Слайд 7
. «XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные
войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано «Поучение» сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов.
По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).
В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…»
Слайд 8
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским
именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Слайд 9Представим себе Владимира Мономаха, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума,
оставившего важные гуманные советы молодому поколению.
Что же это за советы?
Только ли в далеком прошлом они могли пригодиться?
Слайд 10 Какова польза от учения книжного? Как можно объяснить, что книги считали
источником мудрости, утешением в печали?
Слайд 11В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха?
Почему просит автор принять «грамотку»
«в сердце свое»? Как вы понимаете эту просьбу? Какие же советы «благоверного князя» кажутся вам полезными? Как вы понимаете фразу: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»?
Слайд 12Домашнее задание
напишите «поучение» младшим, друзьям, используя соответствующую лексику, на тему о том, как
беречь книгу, как рационально проводить свое свободное время, как относиться к старшим и т.п. По плану: 1) обращение и зачин; 2) три (или более) основных проблемы-поучения; 3) концовка – наказ о том, как пользоваться вашим поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу
Прочтите «Повесть о Петре и Февронии Муромских»