Слайд 1Денис Иванович Фонвизин
1745-1792
…Сатиры смелый властелин…
А.С.
Пушкин
…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С.Пушкин
Слайд 2Комедия «Недоросль» 1782
Главный конфликт-борьба прогрессивного дворянства с крепостниками-невеждами
Воспитание истинного гражданина
Слайд 4«Злонравные» помещики
Простакова «презлая фурия,которой адский нрав делает несчастье целого их дома»
«…то
бранюсь,то дерусь,тем и дом держится.»
«…люблю, чтоб меня слушали…»
Простаков «дурак бессчетный» «При твоих очах мои ничего не видят"
Слайд 5Род Скотининых- Приплодиных
Простакова и Скотинин –брат и сестра, из 18 детей
выжили только они.
«Прокляну ребенка, который чего-нибудь у басурманов переймет»
«Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Слайд 6Дайте характеристику
Простакова
«то бранюсь,то бранюсь, тем и дом держится»
«Отроду ,батюшка,ни с кем
не бранивалась»
«Без наук люди живут и жили»
Скотинин
«Я отроду ничего не читывал…»
«..Люблю свиней…»
«…мастерски оброк собираешь…»
«всякий убыток сдеру с своих крестьян»
Слайд 7«По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день»
Слайд 8Отношение к крестьянам
Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила
ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Слайд 9
Поместное дворянство забыло о чести, совести, гражданском долге, с тупым пренебрежением
относится к культуре и просвещению.
Простакова - невежественная и жестокая помещица, властная жена, властная женщина, коварная, хитрая и жадная,но любящая мать.
Слайд 10Митрофанушка
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать
«Его готовлю в люди»
«
16 лет,а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет»
обжора
невежа
лентяй
Слайд 11
У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любил поесть,
бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню…”
На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму -разуму.
Слайд 12Учителя и воспитатели Митрофана
Кутейкин учил грамоте. «Кроме задов новой строки не
разберет»
Цыфиркин солдат,преподает арифметику: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет»
Вральман-кучер, учит истории
Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его(Стародума), как ты трудишься!" "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!"
Слайд 13
До Фонвизина слово "недоросль" не
имело осудительного
значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Слайд 14
Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее
не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли". Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители "девичьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, они должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами.
Слайд 16Стародум
Дядюшка Софьи
«Отроду не говорил да, когда душа его чувствовала нет»
Отец его
«служил Петру Великому», учил его: « Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время»
Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Степени знатности рассчитываю по числу дел для Отечества
Прямую цену уму дает благонравие
Трудом и честностью состояние свое сделал
Слайд 17Софья и Милон
Софья –племянница Стародума
Простаковы надзирают над ее имением, как над
своим.
«Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйтесь сердцем моим»
Слайд 18Правдин
Герой- резонер.
«Имею повеление объехать здешний округ…не оставлю замечать злонравных невежд,
которые , имея над людьми власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»
Слайд 19«Вот злонравия достойные плоды!»
Слайд 20Вопросы
Почему в комедии большое значение отводится проблеме воспитания?
Можно ли надеяться на
будущее Митрофана?
Какое значение имеет сейчас слово «недоросль»?
Почему Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы», а комедию- народной?
Соблюдает ли автор в комедии правила классицизма?