Слайд 1Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Учитель
русского языка и литературы
Захарова Анна Васильевна
МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа
Слайд 2Цели урока:
Выявить черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского;
Развить
навыки сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.
Слайд 3Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о
славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость. (1818)
К портрету Жуковского
Слайд 4Работа с текстом
Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского?
Кто предсказал царице рождение дочери?
Назовите цифру, соответствующую количеству приглашённых «чародеек молодых».
Почему не пригласили «хромоногую, старую, злую» чародейку?
В каком возрасте царевна должна была умереть?
Что должно послужить причиной смерти царевны?
Слайд 5Сколько лет продлится сон?
Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном
бору?
Что пробудило царевну ото сна и сняло чары с замка?
Кому принадлежат слова: «Свадьба, пир, и я там был // И вино на свадьбе пил; // По усам вино бежало, // В рот же капли не попало»?
Слайд 6Анализ сказки
– Расскажите историю создания сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».
– Вспомните
определение жанра «сказка» (тетрадь, учебник). Докажите, что произведение Жуковского можно назвать сказкой.
– Какие виды сказок вы знаете? К какому из них можно отнести «Спящую царевну»? Почему? (волшебная сказка)
– Сравните: «Царевна-лягушка» и В.А. Жуковский «Спящая царевна». В чём отличие?
– Подумаем, в чём сходство и отличие «Спящей царевны» и народных сказок.
Слайд 7 «Спящая царевна» относится к волшебным сказкам.
О
русской народной сказке напоминают традиционные сказочные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы (ни в сказке рассказать, ни пером не описать), постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале. Сюжет сказки развивается традиционно: мотив нарушения запрета – действие магии злой колдуньи – чудесное пробуждение героини.
Слайд 8
Приметы литературной сказки: авторство, стихотворная форма, необычные
герои (рак) и имена (царь Матвей), книжные, литературные выражения (блещут розы по кустам, зданье –чудо старины, молод цвет ее ланит, пышных комнат нет числа и т.д.), авторские эпитеты (распалительный огонь, пламя сонное очей и т.д.).
К чертам авторской, литературной сказки относятся шутливый тон повествования (приглашение чародеек на пир), авторское отношение к героям (описание царевны, царского сына), литературные описания (например, пробудившегося царского дома).
Слайд 9Народные и литературные сказки
Слайд 11Ответьте на вопросы, цитируя текст:
Почему на пир не пригласили 12 колдунью?
Как
она отомстила?
Можно ли сказать, что 12 чародейка спасла царевну от смерти?
Почему царевна и весь замок заснули?
Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
Что помогло пробудить царевну?
Слайд 12постоянные эпитеты:
сон глубокий, мёртвым сном, дремучий лес, пышны гривы, старинушка
честной, гладким путем, гробовая тишина, губки алые, руки белые.
Найдите постоянные (народные) и авторские эпитеты в сказке
Слайд 13авторские эпитеты:
Сонным пламенем, рдеющие ланиты, сон волшебный;
Воздушный, тонкий стан;
Жадность пламенных
очей.
Слайд 14– Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились
с борьбой Добра и Зла?
– Чему учит эта сказка?
Слайд 15Пословицы, поговорки, народные выражения
«Что ни в сказке рассказать, /
Ни пером не описать»
«Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…»
Слайд 16Источник презентации
http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/68/67121/67121_html_m60bfc886.png
http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/10/12044440.jpg
http://technoconnect.ru/rpg/WebPict/fullpic/0064-016.jpg
http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/110/109255/img0.jpg
http://900igr.net/datas/literatura/Bednaja-Liza/0013-013-Epitet.jpg