Слайд 1Данте Алигьери
"Божественная комедия"
Урок по литературе для 8 класса по
учебнику Ладыгина
Учитель Меньщикова С.А.
Слайд 2Алигьери Данте
Годы жизни
(1265 - 1321)
Средневековый итальянский поэт и философ.
Родился во
Флоренции.
Слайд 3Данте и Беатриче
Данте был влюблен в Беатриче Портинари. Данте и Беатриче
стали такими же символами любви, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
Слайд 4Могила Беатриче Портинари.
Данте пронес через всю жизнь свою любовь к Беатриче
и воспел ее в сонетах. Беатриче умерла в возрасте 25 лет.
И цвет любви и благость сожаленья
Ваш лик скорбящий мне не раз являл.
Он милосердием таким сиял,
Что на земле не нахожу сравненья.
Слайд 5Данте принимал активное участие в политической жизни родного города.
В 1302 году
за участие в коалиции против Папы он был изгнан из Флоренции.
Остальные годы своей жизни Данте провел на чужбине.
Слайд 6«Божественная комедия»
В годы изгнания Данте начал писать главный труд своей жизни–
«Божественную комедию»
Слайд 7В этом великом произведении Данте ставил перед собой цель:
реально помочь
людям справиться со страхом смерти.
Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной:
душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками.
Слайд 8 Данте верил в реальное существование ада и в то, что смелость,
честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимыми.
Слайд 9«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Данте представляет
себе путешествие по этим трем сферам загробного мира сначала с Вергилием (римским поэтом 1 века до н.э.), а потом с Беатриче.
Слайд 10Композиция поэмы
Путешествие по загробному миру
Ад
мир осуждения
Чистилище
мир очищения
Рай
мир блаженства
Ведет Вергилий –
символ земного разума
Ведет Беатриче – символ Божественного разума
3 части – 33 песни в каждой – 1 вступительная
всего 100 песен
Слайд 11Путешествие по Аду Данте
I круг
II круг
III круг
IV круг
V круг
VI круг
VII круг
Слайд 12Преддверие Ада
И понял я, что здесь вопят от боли
Ничтожные,
которых не возьмут
Ни бог, ни супостаты божьей воли.
Вовек не живший, этот жалкий люд
Бежал нагим, кусаемый слепнями
И осами, роившимися тут.
Равнодушные
Слайд 13Река Ахерон (река Скорби)
и старец Харон
А бес Харон сзывает стаю
грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их и бьет веслом неспешных.
Слайд 14IV круг
Скупцы и расточители
Их множество казалось бесконечным;
Два сонмища шагали,
рать на рать,
Толкая грудью грузы, с воплем вечным;
Потом они сшибались и опять
С трудом брели назад, крича друг другу:
"Чего копить?" или "Чего швырять?"
Слайд 15VII круг
первый пояс
Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и
разбойники)
Вдоль берега, над алым кипятком,
Вожатый нас повел без прекословий.
Был страшен крик варившихся живьем.
Я видел погрузившихся по брови. Кентавр сказал: «Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови…»
Слайд 16Вместе с Данте мы проходим через все ужасы ада.
На вратах ада
начертано: «Оставьте всякую надежду».
Слайд 17По Данте, в ад душа человека может попасть и при жизни,
ибо это не место, а состояние, в которое впадает тот, кто оказывается во власти греха.
Слайд 20Подведем итоги
Картина падения человека и мира, которых надо спасать.
Наказание в Аду
уподоблено греху
Живущих на Земле надо освободить от состояния греховности и привести к блаженству.
Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и чистоты – это путь восхождения личности.
Слайд 21 «Божественная комедия» - это путь возвышения личности
Слайд 2213 сентября 1321 года Данте Алигьери скончался в Равенне
Слайд 23Воплощение
«Божественной комедии»
в других видах искусства
Сальвадор Дали
Слайд 24Картины на тему
«Божественной комедии»
Слайд 25«Божественная комедия» в кукольном театре
Слайд 26Иллюстрации
Блейка Уильяма
Английский поэт, художник, иллюстратор (1757—1827).
Чтобы выполнить иллюстрации
к поэме Данте, Блейк в 67 лет начинает изучать итальянский язык. Прежде чем умереть, Блейк успел гравировать 7 из 102 рисунков. 69 из них иллюстрировали песни «Ада», 20 — «Чистилища», 10 — «Рая» и еще 3 — без указания песни.
Слайд 27Эта композиция иллюстрирует 29-ю песню «Чистилища». В правой части изображен Данте
(одетый в красное), смотрящий в направлении Эдемского сада. По саду на великолепной колеснице, запряженной грифоном, едет Беатриче, возлюбленная поэта, в окружении духов четырех евангелистов (слева от Беатриче мы видим изображения, отчасти похожие на головы орла (Иоанн) и тельца (Лука), справа — на ангела (Матфей) и льва (Марк). Три женщины, стоящие на земле, олицетворяют Веру (в белом платье), Надежду (в зеленом) и Милосердие (в красном).
Слайд 28На картине изображен второй круг ада, где находятся души великих любовников:
Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно от других, в завитке вихря, помещаются души Франчески да Римини и Паоло. Над головой Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя.
Диагональная композиция придает сцене особую выразительность. Ощущение бесконечности вихря создается за счет того, что начало и конец потока художник располагает за пределами изображения.
Слайд 29В своем удивительном, устрашающем творении "Божественная комедия" Данте Алигьери в красках
живописал картины наказаний грешников.
Выражение "9 кругов ада" получило яркую визуализацию, что, несомненно, сильно подействовало на верующих.
И в наше время произведение Данте изучается и истолковывается, ведь сколько будет существовать религия, столько же будут актуальны наказания за проступки перед Богом.
Слайд 30Обобщенные особенности ада по Данте Путешествуя по ужасным кругам ада, можно
увидеть закономерность.
Первые круги представляют собой вечные наказания за невоздержанность при жизни.
Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, то есть затрагивают моральные аспекты жизни.
Соответственно, с каждым кругом истязания над грешниками страшней.
Поэт выразил опыт и теории философов и ученых-предшественников, описав 9 кругов ада. По Библии подобное представление выражается в семи очищающих души грешников уровнях.
Слайд 33АД
На полдороге жизни я - Данте - заблудился в дремучем лесу.
Страшно, кругом дикие звери - аллегории пороков; деться некуда. И тут является призрак, оказавшийся тенью любимого мною древне-римского поэта Вергилия. Прошу его о помощи. Он обещает увести меня отсюда в странствия по загробному миру, с тем чтобы я увидел Ад, Чистилище и Рай. Я готов следовать за ним.
Да, но по силам ли мне такое путешествие? Я оробел и заколебался.
Слайд 34Вергилий укорил меня, рассказав, что сама Беатриче (моя покойная возлюбленная) снизошла
к нему из Рая в Ад и просила быть моим проводником в странствиях по загробью. Если так, то нельзя колебаться, нужна решимость. Веди меня, мой учитель и наставник!
Над входом в Ад надпись, отнимающая всякую надежду у входящих. Мы вошли. Здесь, прямо за входом, стонут жалкие души не творивших при жизни ни добра ни зла. Далее река Ахерон, Через нее свирепый Харон перевозит на лодке мертвецов. Нам - с ними. "Но ты же не мертвец!" - гневно кричит мне Харон. Вергилий усмирил его. Поплыли. Издали слышен грохот, дует ветер, сверкнуло пламя. Я лишился чувств...
Слайд 35Первый круг Ада - Лимб.
Тут томятся души некрещеных младенцев и
славных язычников - воителей, мудрецов, поэтов (в их числе и Вергилия).
Слайд 36Круг второй. Сладострастие .
На втором круге, созданном для наказания при жизни
невоздержанным в любви, грешников сторожит сам царь Минос, тот самый отец чудовища Минотавра.
Здесь он также выступает в роли справедливого судьи, распределяющего души по соответствующим кругам. На этом кругу постоянная тьма, в которой буйствует ураган. Души тех, кто изменял своей супруге/супругу, нещадно бросает ветром.
Слайд 37Круг третий. Чревоугодие.
На третьем кругу адских мук находятся те, кто
при жизни был несдержан в еде.
Обжор поливает холодный дождь, под ногами вечная грязь.
Стражем к обжорам приставлен адский пес с тремя головами -Цербер. Те грешные души, что попадаются ему в лапы, он обгладывает.
Слайд 38Круг четвертый. Жадность.
На следующем кругу наказания становятся еще жестче.
Здесь
находятся души тех, кто был жаден в разных сферах жизни.
Выглядит наказание так: на обширной равнине две массы душ толкают навстречу друг другу громадные камни. Когда линии сталкиваются, приходится расходиться снова и начинать работу заново. На страже жадных грешников стоит Плутос - греческий бог богатства, упомянутый в гомеровской "Одиссее".
Слайд 40Круг пятый. Гнев и лень.
Пятый круг представляет собой широкое болото.
Буйные и ленивые души беспрестанно дерутся, плавая в болотной воде.
Слайд 41Круг шестой.
Лжеучители и еретики.
Каждый, кто проповедовал иных богов и
вводил народы в заблуждение, попадал на седьмой (по Данте) круг ада.
Слайд 42Седьмой круг. Убийцы и насильники.
Представленные Данте 9 кругов ада продолжаются
седьмым - местом, где мучаются души убийц разного плана, в том числе и самоубийц, тиранов.
Убийцы и совершившие насилие находятся посреди степи, над которой льется огненный дождь. Он опаляет грешников, также здесь их раздирают собаки, ловят и мучают гарпии.
Даже в деревья, вечно стоящие беспомощно, превращают убийц на седьмом кругу ада. Следит за исправно подвергающимися пыткам душами ужасный мифический монстр Минотавр.
Слайд 43Круг восьмой. Обманувшие.
Восьмой круг представляет собой Злопазухи - 10 рвов,
в которых идут среди нечистот гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики.
Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем. Мучают их разные гады и болезни. Стражем здесь стоит великан Герион.
Слайд 45Круг девятый, центр. Изменники и предатели.
В центре ада, по поэме
Данте, находится вмерзший в ледяное озеро Коцит Люцифер. Его лицо обращено вниз. Он же истязает и прочих известных предателей: Иуду, Брута, Кассия.
Среди адского холода мучаются и все остальные предавшие души.
Слайд 47Пройдя все круги ада, Данте и его спутник поднялись наверх и
увидели звезды.
Главный герой и его проводник попадают в чистилище.
Здесь их встречает страж Катон, который посылает их к морю умыться. Спутники отправляются к воде, где Вергилий смывает с лица Данте копоть загробного мира. В это время к путешественникам подплывает челн, которым правит ангел. Он высаживает на берег души умерших, которые не попали в ад.
С ними герои совершают путешествие к горе чистилища.
По дороге они встречают земляка Вергилия - поэта Сорделло, который присоединяется к ним.
Данте засыпает и во сне переносится к вратам чистилища
Слайд 51 Здесь ангел пишет на лбу поэта семь букв, обозначающих смертные
грехи.
Герой проходит все круги чистилища, очищаясь от согрешений.
После прохождения каждого круга ангел стирает со лба Данте букву преодоленного греха.
На последнем круге поэту необходимо пройти через пламя огня. Данте боится, но Вергилий убеждает его.
Поэт проходит испытание огнем и попадает в рай, где его ждет Беатриче.
Вергилий умолкает и исчезает навсегда. Любимая омывает Данте в священной реке, и поэт чувствует, как в его тело вливаются силы.
Слайд 52Возлюбленные возносятся к небесам.
К удивлению главного героя, он смог взлететь.
Беатриче объяснила ему, что души, не отягощенные грехами, легки.
Влюбленные проходят все райские небеса:
Слайд 53первое небо Луны, где находятся души монахинь;
второе – Меркурия для
честолюбивых праведников;
третье - Венеры, здесь покоятся души любвеобильных;
четвертое – Солнца, предназначенное для мудрецов;
пятое – Марса, который принимает воителей;
шестое – Юпитера, для душ справедливых;
седьмое – Сатурна, где находятся души созерцателей;
восьмое – для духов великих праведников;
девятое – здесь находятся ангелы и архангелы, серафимы и херувимы.
Слайд 54После возвышения на последнее небо, герой видит деву Марию.
Она находится
среди сияющих лучей.
Данте поднимает голову вверх на яркий и ослепляющий свет и обретает высшую истину.
Он видит божество в его триединстве.